Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 20:32, реферат
Полюсами, создавшими в Европе пространство для ищущей мысли, были два научных сообщества. Первое - Лондонское Королевское общество (оформилось к началу 60-х гг. XVII в.), девизом которого было весьма красноречивое: "Ничего со слов!", т.е. - ничего "на веру" и никакой ориентации на авторитеты и умозрения, но только - на опытно-экспериментальные исследования. На почве этого сообщества и при его поддержке развивался эмпирико-сенсуалистский материализм Бэкона, Гоббса, Локка. Почти одновременно с Лондонским обществом кардиналом Ришелье была создана Французская Академия, на базе которой было открыто множество других (естественнонаучная, живописи и скульптуры, архитектуры и др.) академий.
Вступительная часть
1. Формирование философии Нового времени
2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
Заключительная часть
Список используемой литературы
Из монад как простых субстанций, духовных по своей сущности, возникают сложные субстанции: камни, растения, животные, человек. В зависимости от степени своего развития монады подразделяются: 1) на простые монады, обладающие лишь смутными представлениями, 2) на монады-души, обладающие ощущениями и представлениями (животные) и 3) на монады-духи, обладающие разумом (люди).
В теории познания Лейбниц был рационалистом. По его мнению, врожденные идеи - это не готовые понятия ума, а лишь зародышевые состояния интеллекта, которые еще не осознаны. Причем врожденными являются не частные мысли, а лишь общие принципы в виде определенных потенций. Так, обсуждая вопрос о врожденном характере правил нравственности, Лейбниц писал, что врожденными являются те необходимые правила нравственности, которым привержена большая часть человечества.
Лейбниц считал, что чувственные данные нужны для познания. Однако опыт не в состоянии раскрыть необходимость и всеобщность истины, так как последнее есть достояние ума, а не ощущений. По его мнению, есть два источника знаний - чувственные знания и данные разума. Отсюда он выводит два вида истин: необходимые (истины разума) и случайные (истины факта).
Самое живое и непреходящее в философии Лейбница - его метод, включающий совокупность взаимодействующих принципов-законов. Лейбниц вводит и обосновывает следующие принципы-законы:
1) универсальной взаимосвязи, всеобщей законосообразности, необходимости, порядка;
2) различий или индивидуализации;
3) тождества или закон противоречия,
4) достаточного основания;
5) непрерывности;
6) предустановленной гармонии;
7) совершенства созданного богом мира как лучшего из миров.
Эти принципы скрепляют воедино философскую концепцию Лейбница.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, эпохе Просвещения исторически предшествует эпоха Реформации и
Возрождения. Возрождение было началом секуляризации общественного, в
особенности религиозного сознания. Реформация, которая выступала как
религиозное движение, возвышающее религиозное сознание посредством прямого
обращения к Священному писанию, опосредованным образом также вела к
секуляризации знания и все общественной жизни. Реформация оказалась в
конечном итоге, секуляризацией самой религии, поскольку она признала, что
человек своей повседневной полезной деятельностью, своим трудом, заботой о
семье, становится угодным Богу. Все эти начала, все достижения духовного
прогресса получили свое развитие в идеях представителей немецкой
классической философии, в особенности у Канта. Эпоха Канта – эпоха
Просвещения, которому Кант придает новую, обогащаемую самокритикой разума,
историческую форму. Просветители настаивали на решающем значении
распространения знаний. Кант видел процесс распространения знаний намного
глубже («всегда мыслить самому, мыслить внутрь себя»).
Новое время в отличие от Средневековья, характеризуется господством
не духовного, а светского сознания, которое заключает в себе момент
иррелигиозности. Кроме того, если в Средние века пользовались в основном
дедуктивным методом, то есть рассуждением и получением истины, идя от
общего к частному, то философия Нового времени строится на методе эмпиризма
(познания с помощью опыта) и рационализма.
XVI-XVII века - время, обозначившее
крупные перемены в жизни
Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
В философии этого периода выделяются три теоретически обоснованные концепции познания и проникновения в тайны природы и человека.
Список используемой литературы
История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия ХV-ХIХ вв.). – М., 1996.
Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. – М., 1987.
Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVII века. Учебное пособие. – М ., 1974.
Соколов В.В. Европейская философия Х