Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:32, курсовая работа
Философия нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии нового времени относят к концу XVI-XVII вв., эпохе Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
1.Введение
2.Исторические условия и особенности развития философских учений Нового времени.
3.Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм, его сущность и специфика.
4.Философский рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы и В. Лейбница.
5.Заключение
6.Список использованной литературы
Лист заданий
Философия нового времени
Содержание
Философия нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии нового времени относят к концу XVI-XVII вв., эпохе Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650). Однако для понимания специфики новоевропейской мысли необходимо рассмотреть переходный период между средневековой и новой философией, который носит название Возрождения и приходится на XV-XVI вв. Впрочем, всякое хронологическое деление в известной мере условно, поскольку при проведении границ, отделяющих одну эпоху от другой, многое зависит от того, какую сторону сложного и многомерного исторического процесса мы выбираем в качестве определяющей.
Важную роль в формировании философии
и науки нового времени сыграла
Реформация, которая внесла существенные
перемены в общую духовную атмосферу
и хозяйственную жизнь Западной
Европы. Протестантизм выступил с
критикой католической церкви с характерным
для нее принципом иерархии. В
кальвинизме, особенно у его английских
последователей, борьба против иерархического
принципа, господствовавшего в
Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то начиная с XVII в. она опирается главным образом - хотя, конечно, не исключительно - на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философской мыслью XVII-XVIII вв., надо принять во внимание специфику нового типа науки о природе, основы которой закладывались именно в этот период и которая существенно отличается от естествознания античности и средних веков. И поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии, хотя первоначально гносеология еще обосновывается с помощью онтологических предпосылок.
Мы рассматриваем историю
XVII век открывает следующий
В последней трети XVI - начале XVII века
происходит буржуазная революция в
Нидерландах, сыгравшая важную роль
в развитии капиталистических отношений
в протестантских странах. С середины
XVII века (1642- 1688) буржуазная революция
развертывается в Англии, наиболее
развитой в промышленном отношении
европейской стране. Эти ранние буржуазные
революции были подготовлены развитием
мануфактурного производства, пришедшего
на смену ремесленному труду. Переход
к мануфактуре способствовал
быстрому росту производительности
труда, поскольку мануфактура
Развитие нового - буржуазного - общества
порождает изменения не только в
экономике, политике и социальных отношениях,
оно меняет и сознание людей. Важнейшим
фактором такого изменения общественного
сознания оказывается наука, и прежде
всего экспериментально-
В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.
Развитие науки Нового времени,
как и социальные преобразования,
связанные с разложением
Поэтому для понимания проблем,
которые стояли перед философией
XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику
нового типа науки - экспериментально-
Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.
В Новое время акцентированное исследование взаимосвязи субъекта и объекта приводит к постепенному исчезновению из философии собственно онтологической проблематики. Первое место в философствовании этого периода занимает гносеологическая проблема. А в рамках гносеологии центральное место занимает проблема обоснования знания и способов его получения. Относительно этой проблемы вычленяются 2 крайние позиции, одна из которых исходит из опоры на опытное естествознание, опирающееся на эксперимент и приводит к становлению эмпиризма; вторая же позиция исходит из построения теоретических систем, которые подчинены строгим правилам логического вывода и приводит к формированию рационализма.
Эмпиризм исходит из того, что основой знания является чувственный опыт, который в виде идей отрабатывается мышлением. Мышление, по мнению эмпириков является внутрииндивидной характеристикой, то есть качеством, которое не зависит от других индивидов. Такая трактовка основы познания приводит к тому, что эмпирический путь познания не может дать объяснение появлению всеобщих и необходимых истин, в том числе и математических. Мы не можем почувствовать 180 градусов различных треугольников. Здесь возникает и скептицизм и ограниченность человеческого познания. Д.Юм и Дж. Беркли показали ограниченность опыта и ограниченность субъективно-психологических возможностей индивида. Представители эмпирического направления: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.
Наиболее ярким представителем
эмпирического направления
Бэкон Фрэнсис — родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.
Возможность усиления власти человека над природой и увеличения его могущества он усматривал в преодолении заблуждений «идолов» (призраков) разума. Эти основные положения философии Бэкона изложены им в незаконченном труде «Великое восстановление наук», частями которого были трактаты «О достоинстве и преумножении наук» (1623), «Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы» (1620) и цикл работ, касающихся «естественной истории отдельных явлений и процессов природы» («Приготовление к естественной и экспериментальной истории» (1620)). Этические и политические идеи Бэкона представлены в работе «Опыты или наставления нравственные и политические» (1597, 1612, 1625), состоящей из отдельных эссе. Отношение Бэкона к античной философии и мифологии нашли отражение в незаконченном трактате «О началах и истоках», «О мудрости древних» (1609). Социальная утопия «Новая Атлантида» — последнее произведение мыслителя, опубликованное в 1627 году.
Томас Гоббс (1588-1679) - ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Его основные работы: «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «Левиафан» (1651). Отличительная черта философии Т. Гоббса - ее социальная направленность, ибо проблема общества и государства, по го мнению, - главная в философии.
Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством «идей» (чувственных представлений). Источник идей — чувственные восприятия внешнего мира. Идеи перерабатываются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Отсюда познание осуществляется главным образом благодаря чувственному восприятию (эмпиризм). В познании возможно одновременное использование как индукции, так и дедукции. Т. Гоббс считал, что государство возникло в результате добровольного договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности. При этом граждане сами ограничили свою свободу и отдали часть своих прав государю и государственным органам. На правителя (государя) возлагается обязанность охраны мира и всеобщего благоденствия. Благо народа — это высшая цель государства; для этого государство должно быть централизованным и единым. Лучшая форма правления — монархия.
Судьба учения. Идеи Гоббса оказали большое влияние на философию эпохи Просвещения: как на развитие материализма, так и на становление учения о государстве.
Рационализм – исходит из аналогичного признания мышления индивидной характеристикой, благодаря которой человек обрабатывает данные чувственного опыта, но признает в отличие от эмпиризма наличие врожденных идей. Благодаря этому, рационализм пытается объяснить существование всеобщего и необходимого знания, но он не может объяснить саму врожденность идей. Для рационализма характерна ориентация в объяснении познавательных процессов на математику, которая служит иллюстрацией присутствия врожденных идей. Латинское слово ratio переводится как разум. Представители рационализма - Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Гегель признают разум и мысль важнейшей характеристикой человека. Отсюда знаменитое признание Рене Декарта «Я мыслю - следовательно существую».
Рене Декарт
Биографические сведения. Рене Декарт (1596—1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель. Родом из знатной дворянской семьи, он девять лет учился в иезуитском колледже в г. Ла Флеш (изучал гуманитарные науки, теологию и математику, особенно увлеченно занимаясь последней). В дальнейшем изучал право в университете в Пуатье, где получил звание бакалавра. В 1618 г. Декарт вступил во французскую армию, воевавшую в Голландии против испанцев. Голландия в это время отличалась свободомыслием и веротерпимостью, поэтому, уволившись из армии, Декарт поселился в этой стране, где прожил 20 лет; здесь же он написал большую часть своих работ. На Декарта тяжело подействовал процесс над Галилеем и осуждение взглядов того как еретических, поскольку сам Декарт разделял эти взгляды. Неудачно сложились и отношения Декарта с профессорами Лейденского университета, запретившими изучение трудов Декарта. В 1649 г. Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм, где вскоре умер.
Декарт совершил ряд крупных открытий в математике (аналитическая геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт — один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма.
Основные труды. «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644).
Философские воззрения. Отношение к теологии. Декарт практически ни в одной своей работе не касается проблем теологии. Все теологические исследования в конечном счете имеют целью спасение души. Но, как он замечает в «Рассуждениях о методе», путь на небеса одинаково открыт невеждам и образованным людям. Отсюда легко сделать вывод, который сам Декарт явно не формулирует: изучение теологии не существенно для обретения вечного блаженства. Сам же Декарт, обосновывая отсутствие интереса к теологии, делает акцент на другой широко распространенной идее: религиозные истины выше нашего понимания (они даются в Откровении, и в них надо просто верить), поэтому «я бы никогда не осмелился охватить их своим слабым рассуждением».