Философия Нового Времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Философия нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии нового времени относят к концу XVI-XVII вв., эпохе Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).

Содержание работы

1.Введение
2.Исторические условия и особенности развития философских учений Нового времени.
3.Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм, его сущность и специфика.
4.Философский рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы и В. Лейбница.
5.Заключение
6.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философий Готовый.docx

— 44.52 Кб (Скачать файл)

Лист заданий

Философия нового времени

  1. Исторические условия и особенности развития философских учений Нового времени.
  2. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм, его сущность и специфика.
  3. Философский рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы и В. Лейбница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Исторические условия и особенности развития философских учений Нового времени.
  3. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм, его сущность и специфика.
  4. Философский рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы и В. Лейбница.
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Философия нового времени  существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии нового времени относят к концу XVI-XVII вв., эпохе Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650). Однако для понимания специфики новоевропейской мысли необходимо рассмотреть переходный период между средневековой и новой философией, который носит название Возрождения и приходится на XV-XVI вв. Впрочем, всякое хронологическое деление в известной мере условно, поскольку при проведении границ, отделяющих одну эпоху от другой, многое зависит от того, какую сторону сложного и многомерного исторического процесса мы выбираем в качестве определяющей.

Важную роль в формировании философии  и науки нового времени сыграла  Реформация, которая внесла существенные перемены в общую духовную атмосферу  и хозяйственную жизнь Западной Европы. Протестантизм выступил с  критикой католической церкви с характерным  для нее принципом иерархии. В  кальвинизме, особенно у его английских последователей, борьба против иерархического принципа, господствовавшего в средневековом  миросозерцании, велась наиболее ожесточенно.

Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то начиная с XVII в. она опирается  главным образом - хотя, конечно, не исключительно - на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философской мыслью XVII-XVIII вв., надо принять во внимание специфику нового типа науки о природе, основы которой закладывались именно в этот период и которая существенно отличается от естествознания античности и средних веков. И поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии, хотя первоначально гносеология еще обосновывается с помощью онтологических предпосылок.

Мы рассматриваем историю философии  нового времени в ее тесной связи  с развитием науки: наряду с анализом философских учений Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона, Готфрида Лейбница. Прослеживание связи философии с наукой позволяет, с одной стороны, выявить теоретические предпосылки новой математики и естествознания, а с другой, увидеть, каким образом наиболее продуманные философские построения уходят своими корнями в ту почву, из которой растет и научное мышление этой эпохи и которая определяет духовный горизонт новой Европы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Исторические условия и особенности развития философских учений Нового времени.

XVII век открывает следующий период  в развитии философии, который  принято называть философией  Нового времени. Начавшийся еще  в эпоху Возрождения процесс  разложения феодального общества  расширяется и углубляется в  XVII веке.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в  Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений  в протестантских странах. С середины XVII века (1642- 1688) буржуазная революция  развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении  европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием  мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход  к мануфактуре способствовал  быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых  выполнял отдельную функцию в  расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.

Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в  экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим  фактором такого изменения общественного  сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем  самым - в развитии науки, которая  могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением  влияния церкви, вызвали к жизни  новую ориентацию философии. Если в  средние века она выступала в  союзе с богословием, а в эпоху  Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается  главным образом на науку.

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику  нового типа науки - экспериментально-математического  естествознания, основы которого закладываются  в этот период. И во-вторых, поскольку  наука занимает ведущее место  в мировоззрении этой эпохи, то и  в философии на первый план выходят  проблемы теории познания - гносеологии.

Уже в эпоху Возрождения, как  мы видели, средневековая схоластическая образованность была одним из предметов  постоянной критики. Эта критика  еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в  новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в  философии: номиналистическим, опирающимся  на опыт, и рационалистическим, выдвигающим  в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления  в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм, его сущность и специфика.

В Новое время акцентированное  исследование взаимосвязи субъекта и объекта приводит к постепенному исчезновению из философии собственно онтологической проблематики. Первое место в философствовании этого  периода занимает гносеологическая проблема. А в рамках гносеологии  центральное место занимает проблема обоснования знания и способов его  получения. Относительно этой проблемы вычленяются 2 крайние позиции, одна из которых исходит из опоры на опытное естествознание, опирающееся на эксперимент и приводит к становлению эмпиризма; вторая же позиция исходит из построения теоретических систем, которые подчинены строгим правилам логического вывода и приводит к формированию рационализма.

Эмпиризм исходит из того, что  основой знания является чувственный  опыт, который в виде идей отрабатывается мышлением. Мышление, по мнению эмпириков является внутрииндивидной характеристикой, то есть качеством, которое не зависит от других индивидов. Такая трактовка основы познания приводит к тому, что эмпирический путь познания не может дать объяснение появлению всеобщих и необходимых истин, в том числе и математических. Мы не можем почувствовать 180 градусов различных треугольников. Здесь возникает и скептицизм и ограниченность человеческого познания. Д.Юм и Дж. Беркли показали ограниченность опыта и ограниченность субъективно-психологических возможностей индивида. Представители эмпирического направления: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

Наиболее ярким представителем эмпирического направления эпохи  Нового времени является Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Бэкон Фрэнсис — родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

Возможность усиления власти человека над природой и увеличения его  могущества он усматривал в преодолении  заблуждений «идолов» (призраков) разума. Эти основные положения философии Бэкона изложены им в незаконченном труде «Великое восстановление наук», частями которого были трактаты «О достоинстве и преумножении наук» (1623), «Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы» (1620) и цикл работ, касающихся «естественной истории отдельных явлений и процессов природы» («Приготовление к естественной и экспериментальной истории» (1620)). Этические и политические идеи Бэкона представлены в работе «Опыты или наставления нравственные и политические» (1597, 1612, 1625), состоящей из отдельных эссе. Отношение Бэкона к античной философии и мифологии нашли отражение в незаконченном трактате «О началах и истоках», «О мудрости древних» (1609). Социальная утопия «Новая Атлантида» — последнее произведение мыслителя, опубликованное в 1627 году.

Томас Гоббс (1588-1679) - ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Его основные работы: «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «Левиафан» (1651). Отличительная черта философии Т. Гоббса - ее социальная направленность, ибо проблема общества и государства, по го мнению, - главная в философии.

Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством «идей» (чувственных  представлений). Источник идей — чувственные  восприятия внешнего мира. Идеи перерабатываются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Отсюда познание осуществляется главным образом благодаря чувственному восприятию (эмпиризм). В познании возможно одновременное использование как индукции, так и дедукции. Т. Гоббс считал, что государство возникло в результате добровольного договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности. При этом граждане сами ограничили свою свободу и отдали часть своих прав государю и государственным органам. На правителя (государя) возлагается обязанность охраны мира и всеобщего благоденствия. Благо народа — это высшая цель государства; для этого государство должно быть централизованным и единым. Лучшая форма правления — монархия.

Судьба учения. Идеи Гоббса оказали большое влияние на философию эпохи Просвещения: как на развитие материализма, так и на становление учения о государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философский рационализм Р.Декарта, Б. Спинозы и В. Лейбница.

Рационализм – исходит из аналогичного признания мышления индивидной характеристикой, благодаря которой человек обрабатывает данные чувственного опыта, но признает в отличие от эмпиризма наличие врожденных идей. Благодаря этому, рационализм пытается объяснить существование всеобщего и необходимого знания, но он не может объяснить саму врожденность идей. Для рационализма характерна ориентация в объяснении познавательных процессов на математику, которая служит иллюстрацией присутствия врожденных идей. Латинское слово ratio переводится как разум. Представители рационализма - Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Гегель признают разум и мысль важнейшей характеристикой человека. Отсюда знаменитое признание Рене Декарта «Я мыслю - следовательно существую».

Рене  Декарт

Биографические сведения. Рене Декарт (1596—1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель. Родом из знатной дворянской семьи, он девять лет учился в иезуитском колледже в г. Ла Флеш (изучал гуманитарные науки, теологию и математику, особенно увлеченно занимаясь последней). В дальнейшем изучал право в университете в Пуатье, где получил звание бакалавра. В 1618 г. Декарт вступил во французскую армию, воевавшую в Голландии против испанцев. Голландия в это время отличалась свободомыслием и веротерпимостью, поэтому, уволившись из армии, Декарт поселился в этой стране, где прожил 20 лет; здесь же он написал большую часть своих работ. На Декарта тяжело подействовал процесс над Галилеем и осуждение взглядов того как еретических, поскольку сам Декарт разделял эти взгляды. Неудачно сложились и отношения Декарта с профессорами Лейденского университета, запретившими изучение трудов Декарта. В 1649 г. Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм, где вскоре умер.

Декарт совершил ряд крупных  открытий в математике (аналитическая  геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт — один из родоначальников философии  Нового времени и классического рационализма.

Основные труды. «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644).

Философские воззрения. Отношение  к теологии. Декарт практически ни в одной своей работе не касается проблем теологии. Все теологические исследования в конечном счете имеют целью спасение души. Но, как он замечает в «Рассуждениях о методе», путь на небеса одинаково открыт невеждам и образованным людям. Отсюда легко сделать вывод, который сам Декарт явно не формулирует: изучение теологии не существенно для обретения вечного блаженства. Сам же Декарт, обосновывая отсутствие интереса к теологии, делает акцент на другой широко распространенной идее: религиозные истины выше нашего понимания (они даются в Откровении, и в них надо просто верить), поэтому «я бы никогда не осмелился охватить их своим слабым рассуждением».

Информация о работе Философия Нового Времени