Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:32, курсовая работа
Философия нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии нового времени относят к концу XVI-XVII вв., эпохе Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
1.Введение
2.Исторические условия и особенности развития философских учений Нового времени.
3.Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм, его сущность и специфика.
4.Философский рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы и В. Лейбница.
5.Заключение
6.Список использованной литературы
Онтология. Декарта можно назвать дуалистом. В основе бытия он усматривает две различные субстанции — человеческое сознание и материю. Но, по Декарту, обе эти субстанции сотворены Богом, поэтому, строго говоря, данное учение является одним из вариантов объективного идеализма.
Биология и антропология. Механистически Декарт истолковывает не только неживую природу, но и живую. Организм животного — это автомат, в котором мышцы, связки, суставы выполняют роль шестеренок, рычагов и т.п. От мозга по всему телу, как нити, тянутся нервы, через них осуществляется воздействие предметов внешнего мира на мозг, и через них передаются команды мозга мышцам. Но с помощью механики невозможно объяснить деятельность мышления, и это одна из причин того, почему Декарт считал сознание особой субстанцией. Резкое противопоставление тела как механизма сознанию (душе) поставило перед Декартом сложную проблему их взаимосвязи у человека. Он попытался решить ее механистически, утверждая, что данные органов чувств (механиг ческие воздействия) передаются сознанию в шишковидной железе.
Учение о методе. Научное познание мира должно быть основано на использовании строгих методов, что позволит нам перейти от случайного нахождения отдельных истин к их систематическому и целенаправленному «производству» Если Фр. Бэкон основой науки считал опыт, относящийся к предметам внешнего мира, то Декарт основное внимание обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, по которым должен действовать человеческий ум. В книге «Правила для руководства ума» он предлагает 21 такое правило, в «Рассуждении о методе» сводит их к четырем.
Таблица
Первое правило |
Считать истинами лишь то, что с очевидностью признается мною таковым, т.е. тщательно избегать поспешности и предубежденности и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения. |
Второе правило |
Разделить каждое из рассматриваемых мною затруднении на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения. |
Третье правило |
Мыслить по порядку, начиная с предметов простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных. |
Четвертое правило |
Составлять всюду настолько |
Таким образом, эмпиризм и рационализм,
выступая противоборствующими формами
осмысления познания, все-таки с одной
стороны в значительной степени
повторяют друг друга, а во 2-х, не
решают проблему выявления истинных
оснований познавательного
Гносеология и рационализм.
Первое правило есть одновременно
и последнее: с него все начинается
и все им заканчивается. Но что
может считаться абсолютно
Идеи, содержащиеся в уме человека
Вид идей |
Характеристика идей |
Врожденные |
Обнаруживаются в сознании человека как изначально содержащиеся там |
Приобретенные |
Приходят извне и относятся к вещам, которые находятся вне мыслящего субъекта |
Сотворенные |
Идеи, сконструированные самим |
Врожденные идеи содержатся в человеческом уме в свернутом виде, как зародыши. Важнейшей среди них является идея Бога как бесконечной, вечной, неизменной, независимой, всезнающей субстанции, породившей человека и весь мир. Благость Бога есть гарантия того, что и человек — Его творение — способен познавать мир, т.е. те идеи, которые Бог вложил при сотворении в мир как фундаментальные законы бытия. Эти же идеи, и в первую очередь математические законы и аксиомы, Бог вложил в сознание человека. В уме человека, занимающего наукой, они разворачиваются и становятся ясными и отчетливыми.
Судьба учения. Разнообразные идеи Декарта оказали весьма существенное влияние на развитие всей последующей западной философии. Так, дуализм Декарта получил развитие в особом течении — окказионализме, но не был принят другими философами — даже Спинозой, которой считал себя учеником Декарта. Заложенные в учении Декарта основы деизма и механицизма активнейшим образом развивались в учении Ньютона, а позднее и многими просветителями. Рационализм Декарта лег в основу всего рационализма Нового времени, но уже в конце XVII века в философии зарождается противоположное ему учение — сенсуализм.
Характерной чертой философии Нового
времени можно представить
Бенедикт (Барух) Спиноза – голландский философ - придерживается идеи о том, что субстанция – творящее начало, явление природы, которое является причиной самой себя (causa sui). Он говорил о различных модусах субстанции: мышлении и протяженности, но у него не дуализм, а монизм. Философия у него представлена как единое здание миропорядка, субстанция же является единым началом. Проявление разума у человека с точки зрения Спинозы может иметь место только в связи с законами миропорядка. Поэтому общественная разумная жизнь человека связана с тем, насколько она согласована с субстанцией. Спиноза через свою идею субстанциализма показывает, что любой индивид вне субстанции не может определиться и получить автономное существование.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – является автором учения о монадах. С точки зрения Лейбница, монада представляет собой образ активного творящего начала. Весь мир – множество монад, то есть как будто бы распавшийся на множество микрооснований собственного развития. Индивидуальное развитие всех монад идет по принципу «предустановленной гармонии», которая представляет собой план, заранее заложенный в структуру бытия Богом. Каждая монада отражает в себе весь мир, она есть «живое зеркало Вселенной». Учение о монадах Лейбница – одно из наиболее оригинальных во всей философии Нового времени. Это учение в отвлеченной философской форме схватывает действительное состояние в мире и обществе. И хотя сама по себе монадология не получила дальнейшего развития, многие идеи Лейбница повлияли на развитие немецкой классической философии, а в ХХ веке на развитие феноменологии.
Благодаря идее субстанции в Новое
время стало возможным
В эпоху Нового времени наука
стала считаться той силой, которая
способна изменить природу и человека,
а научное знание стало восприниматься
как коллективное общественное достояние.
В сущности, и эмпиризм и рационализм
были воодушевлены общей задачей
борьбы с Традицией, олицетворявшей
собой мир жизни и культуры
европейского средневековья. И тот,
и другой были захвачены проблемой
достоверности человеческого
Представитель эмпиризма- Ф.Бэкон с выдвинул доктрину "естественной" философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения (и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям) и эмпиризма. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии. Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствии с громадными достижениями, которые происходили в современном ему обществе, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом большом своем произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории", отдельных явлениях и процессах природы. В согласии с передовыми умами своего века Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Последующее развитие новоевропейской философии проистекало в творческом противостоянии эмпиристской и рационалистических традиций, пока не пришло время для попыток их синтеза. К числу наиболее видных представителей эмпиризма в философии, унаследовавших Ф. Бэкону, необходимо отнести в первую очередь английских философов Г. Гоббса (1588-1679), Д. Локка (1632-1704), Дж. Беркли (1685-1753), Д. Юма (1711-1776), а также французов Э.Кондильяка (1714-1780), К.А. Гельвеция (1715-1771), П. Гольбаха (1723-1789), Д. Дидро (1713-1784) и мн. других.