Философия Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке. В последней трети XVI – начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ……….……5
1.1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ…………………..5
1.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОДНИМАЕМЫЕ ФИЛОСОФИЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ…………………………………………………………......9
2. УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ..12
2.1. ЛОГИКА, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ……………………………………………………………………...12
2.2. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ…………………17
2.3. ДЕКАРТ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАЦИОНАЛИЗМА…………..24
2.4. БЭКОН КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭМПИРИЗМА…………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...36

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 1 семестр 1 курс.docx

— 77.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

                ФИЛИАЛ НОУ ВПО « САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ 
                ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»


       В Г.  КАЛИНИНГРАДЕ


 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Философия»

 

на тему: «Философия Нового времени»

 

 

 

 

 

 

Студента 1 курса

Экономического факультета

Группы 79-БМ.                                                Васенева Станислава Викторовича

 

Преподаватель

Савинцев Вячеслав Игоревич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 

1.ПРЕДМЕТ  И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ НОВОГО  ВРЕМЕНИ……….……5

1.1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ…………………..5

1.2. ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ, ПОДНИМАЕМЫЕ ФИЛОСОФИЕЙ  НОВОГО ВРЕМЕНИ…………………………………………………………......9

2. УЧЕНИЕ  О МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ. ЭМПИРИЗМ И  РАЦИОНАЛИЗМ..12

2.1. ЛОГИКА, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО  ПОЗНАНИЯ……………………………………………………………………...12

2.2. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ  СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ  В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ…………………………17

2.3. ДЕКАРТ  КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАЦИОНАЛИЗМА…………..24

2.4. БЭКОН  КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭМПИРИЗМА…………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Семнадцатый век открывает  следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в  эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется  и углубляется в XVII веке. В последней трети XVI – начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства. Развитие нового – буржуазного – общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции. В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым – в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением  влияния церкви, вызвали к жизни  новую ориентацию философии. Если в  середине века она выступала в  союзе с богословием, а в эпоху  Возрождения – искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается  главным образом на науку. Поэтому  для понимания проблем, которые  стояли перед философией XVII века, надо учитывать: во-первых, специфику нового типа науки – экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются именно в этот период; и, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии. Уже в эпоху Возрождения средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ  ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

1.1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ  НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Предметом философии является всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной  действительности и субъективного  мира, материального и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Центральные мировоззренческие проблемы (отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным) формируют общие вопросы фтлософии, т.к. через отношение человека, его мышление, сознание, духовная и психическая деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов был направлен на вопрос познания. ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Чувственное восприятие человеком  конкретных событий, фактов зависит  от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий  освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного  аппарата, используемого человеком  в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней. Понятие является результатом  исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности – все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом. То чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: практическая деятельность в широком смысле; деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления человечество приобретает многочисленные знания об отношениях (между различными типами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явления окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщенную форму и благодаря этому приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей. Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия – это такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь факт, явление. Обратим внимание на действие, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнение и сопоставления, выделение того общества свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, философии именуется абстрагированием, результаты абстрагирования – абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. тут существуют два важных момента: при абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объекта и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительная, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений. Объяснение и понимание.

Теория познания различает  структурные объяснения (отвечают на вопрос, как устроен объект), функциональные объяснения (как действует и функционирует  объект), причинные (почему возникло данное явление, почему именно данный набор  фактов привел к такому-то следствию). При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более  конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются – объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как закономерности, так и отдельные факты. Что же дает нам процесс объяснения? Он, во- первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во- вторых, позволяет осуществить предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов. Чем же отличается понимание и объяснения? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что данное явление не понятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер) – наука о понимании. Что бы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения или отрывка, который им придавали авторы. Но с другой стороны, что бы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила название – «герменевтический круг». Понимание – это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры как : интерпретация – первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация – уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция – объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция – разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование. Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. Иррационализм- философское учение, настаивающие на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувства. инстинкт – считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая. слепой воле (иррациональным в частности является экзистенциализм). Рационализм – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки всеобщего знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения ( Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

 

 

 

 

1.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОДНИМАЕМЫЕ  ФИЛОСОФИЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Человек пытается найти  ответы на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой  окружающий мир и каково место и предназначение человека  в мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания. Проблемы философии: начальный период характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность; следующий период: антропоцентризм – проблема человека, этики, общественного устройства; средневековье: теоцентризм – природа и человек как творение Бога; Новое время: проблема познания, научных методов, общественного устройства. На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологическая философия состоит в изучении отношения «мир-человек». Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие гносеологические вопросы. Два основных направления философии Нового времени:

Эмпиризм – направление  теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. а) идеалистический  эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира равны  величине опыта. б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) – источник чувственного опыта существующий внешний мир. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенностью человеческого бытия является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество выработало познание. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности; анализирует структуру человеческого знания, его основные свойства (Что есть истина? – важнейший вопрос гносеологии), роль биологических и социальных факторов познания; исследует закономерности развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д. Субъект и объект познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рационалистической традиции трактовка понятий «субъект» и «объект» существенно менялась. В докантовской философии под субъектом познания понимали единично оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании и виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношение субъекта и объекта. Кантовский субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В немецкой классической философии субъект представляет как нединдивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась, прежде всего, как духовная активность, которая порождала объекты. У К.Маркса эта деятельность носила материально чувственный характер, была практической. Субъект – носитель материально целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Каковы же основные качества субъекта отличающие его от объекта? Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом, субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности субъекта. Различия между объектом и субъектом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если он активно воздействует на окружающих, - субъект, а если на него воздействуют другие, то он превращается в объект. Познание как отражение действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, т.е. сознания. А это значит , что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные характеристики субъекта.

Информация о работе Философия Нового времени