Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 21:36, реферат
Целью работы является изучение философии «общего дела» Федорова – идеи практического бессмертия человечества.
Цель работы определила ряд задач:
• Осветить основные этапы биографии Федорова;
• Подробно рассмотреть Федоровскую теорию о естественном воскрешении всех человеческих поколений;
Введение 3
Глава 1 Московский Cократ 4
Глава 2 Естественная эволюция 5
Глава 3 Родовая и космическая философия 7
Заключение 11
При чтении текстов Федорова особое качество его философского видения, его необычная оптика проступает сразу же: фокус ее наведен на человека не в его социальном, а в природно-родовом и одновременно универсально-космическом аспектах. И здесь – синтез поистине корней и вершин, земного, природного чувства родства и порыва к небу, к бессмертию, к богоподобию. Федоров укореняет нравственность в самое натуральное и неотменимое – ту тысячелетнюю непрерывающуюся, хотя и погребенную в почву, цепь наших отцов, дедов, предков, без которых не было бы и нас самих, и нашего культурного мира. Эта укорененность дает прочную устойчивость его этике. В ней величайшая ценность – понятие родства, приобретающее характер универсальный и идеально-проективный.
Свою родовую оптику Федоров применяет, казалось бы, к самым отвлеченным философским представлениям. Возьмем, к примеру, понятия причины и следствия. Что первая и буквальная причина для живущего человека? Конечно, его родители, отец и мать, а он – их природное следствие, и в свою очередь он становится причиной для следующих поколений, следующих одновременно и «следствий» и «причин». Вот такая конкретная и живая, уходящая вглубь к началу начал – к первоотцу и первоматери – тянется натурально-родственная причинно-следственная связь. И если первоначальное знание было буквально родословием, то затем оно «сделалось искусственною классификациею не индивидуальных образов, а отвлеченных понятий о мире, человеке и Боге» (1, 121). «Ученые» забывают о родовой первоматрице понятий, а Федоров предлагает к ней вернуться, занявшись подробнейшей генетической классификацией, если хотите, индивидуализированной описью человечества, далеко разошедшейся единой семьи, забывшей о своем родстве. И тогда истинное познание мира – познание причин – станет восстановлением умерших отцов и предков.
То, что философия Федорова по-редкому оригинальна, предлагает принципиально новое видение (а такое нечасто случается в истории человеческой мысли), говорит и его система основных категорий, соединяющих язык родового сознания и христианского мышления: родственность, неродственность, совершеннолетие, несовершеннолетие, сын человеческий, блудные сыны, братотворение, внехрамовая литургия, пасхальный ход, школа – храм – музей и т.д.
Тому пути разделения, расчленения, анализа,
которым шла современная наука и философия, автор
«Философии общего дела» противопоставляет
путь «воскрешения» как собирания, сложения,
синтеза всего разъединенного и разложенного
– от знания до человеческого организма.
Аналитический тип мышления связан, по
Федорову, с промышленной цивилизацией:
она убивает, расчленяет живые натуральные
продукты природы и сельского хозяйства,
чтобы приготовить из них мертвые, искусственные
вещи. Преобладание анализа связано и
с подсознательным и сознательным согласием
на смерть. Сама смерть – главный и радикальный
анализатор, разложитель сложного на все
более простые элементы. Воскрешение –
воссоединение простого в сложное целое,
сочетание частей, возвращение вещи, особи
в ее цветущей сложности, – к тому же предполагается
и приобретение нового, преображенного
качества. Философия воскрешения*5 потому есть философия синтеза, «всеобщего
синтеза». Пафос ее – в преодолении расколов,
роковых и нероковых двоиц, антагонизмов
(«ученых» и «неученых», города и села,
знания и дела, чувства и мысли, мечты и
воли, теоретического и практического
разумов, веры и науки, эгоизма и альтруизма).
Федоров пытается превзойти въевшуюся
во все поры человеческого разумения привычную
логику возникновения и становления нового:
любовь через очищающую ненависть, бессмертие
через борьбу и смерть. Но нельзя же идти
против смерти, за восстановление жизни,
принуждая, насилуя и убивая. Ставя задачу
превозмочь природную реальность, надо
отказаться и от присущих ей средств достижения
своих целей. Новые средства должны соответствовать
по качеству цели. Задача в том, чтобы вырваться
из диалектического проклятия враждующей
двоицы, которая если и сулит синтез, то
временный, для последующего распадения
и борьбы, нового синтеза, нового распадения
и так далее. Расколы, рознь, дуальность
Федоров предлагает разрешить в творческом,
любовном типе связи всего со всем, в гармонии
«по типу Троицы». Какая в Троице «диалектика»,
где там тезис, антитезис, синтез, где борьба
противоположностей и прочие диалектические
законы, по которым мы привыкли мыслить
бытие? К этому проективному совершенному
синтезу, из которого невозможен дальнейший
распад, где достигнуто состояние взаимодополненности
и равноценности, можно идти только путем
все большего примирения, синтезирования, интеграции
усилий, сердец, умов, воль. Троица для
Федорова – и идеал, и путь, как тип нераспадающегося
синтеза. Может быть, поэтому точнее всех
философский метод Федорова обозначил
один из его первых критиков, религиозный
философ С. А. Голованенко, назвав его «проективной
синтетикой».
Философия общего дела Федорова называется так потому, что именно в противостоянии смерти, в том числе и особенно через воскрешение уже ушедших поколений, в чем состоит, по его убеждению, долг сынов перед отцами, он усматривал бесспорное основание для единения человечества, поскольку в победе над смертью заинтересованы все люди без всякого исключения. Но как раз идея воскрешения представлялась и многим продолжает представляться особенно одиозной, которая, казалось бы, не может не вызывать решительного неприятия. Между тем научные открытия самого последнего времени, главным образом в области биологии и медицины, раскрыли удивительную проницательность и подлинную реалистичность федоровского учения. К числу таких открытий в первую очередь и можно, и нужно отнести клонирование человека, теламерную терапию, регенерацию стволовых клеток, расшифровку человеческого генома, нанотехнологию и многое другое. Возникающие в связи с этим самые различные проблемы, которые многих еще отпугивают, дезориентируют и просто сбивают с толку, будут, несомненно, раньше или позже тоже разрешены, ибо сегодняшнее слово науки — отнюдь далеко еще не последнее ее слово.
«В настоящее время, — писал Федоров, — дело заключается в том, чтобы найти, наконец, потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь сообразно с ней. И тогда сама собой уничтожится вся путаница, вся бессмыслица со-временной жизни». В последних словах Федорова довольно ясно выступает оптимистическая уверенность в том, что при надлежащем понимании цели нашей жизни ее современная запутанность исчезнет «сама собой...»
1. Бердяев Н.А. Религия воскрешения ("Философия общего дела" Н.Ф. Федорова) // Бердяев Н.А. Собрание сочинений, т. 3. Париж, 1989.
2. Ильин В.Н. О религиозном и философском мировоззрении Н.Ф.Федорова
3. Вишев И. Философия общего дела Н.Ф. Федорова - предтеча современной концепции практического бессмертия человека; 2004
4. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия; Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999
5. Федоров Н. Ф. Сочинения. М., "Мысль, сер. "Философское наследие", 1982
6. Письмо Н. П. Петерсона к В. А. Кожевникову от 21 августа 1897 года. - ОР РГБ.
1 Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996.
2 Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова, изданные под редакцией В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона. Т. I, Верный, 1906, с. 546 (том II вышел в Москве в 1913 г.). Далее ссылки на это издание даются в скобках после цитаты, первая цифра указывает том, вторая – страницу.
3В. А. Кожевников. Николай Федорович Федоров, с. 5
4Ильин В. Н. О религиозном и философском мировоззрении Н. Ф. Федорова. – Евразийский сборник, кн. VI, Прага, 1929, с. 20.
5 Волынский А. Л. Воскрешение мертвых. – ЦГАЛИ. Ф. 95. Оп. I. Ед. хр. 49. Л. 2–3
11
Информация о работе Философия общего дела Николая Федоровича Федорова