Философия общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 00:29, контрольная работа

Описание работы

Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество представляет собой целостную систему, многообразные элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Общество постоянно и непрерывно развивается.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
Понятия «общество» и «гражданское общество». Гражданское общество и государство..................................................................................................................................4
Философско-теоретические модели понимания общества: идеализм, материализм, натурализм и их разновидности………………………………………………………….........7
Движущие силы и субъекты общественно-исторического процесса. Роль личности в истории…………………………………………………………………………………………10
Концепции общественного развития (формационная, цивилизационная и др.) и реальный исторический процесс. ……………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………………………...................16

Файлы: 1 файл

контр раб по философии.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ Художественно-графический

 

КАФЕДРА Философии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

на тему: «Философия общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена студентом II курса,

Д-2 группы, заочной формы  обучения,

Шибаева Ольга В.

 

Научный руководитель: Руссков Д.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2014


Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………………..3
  2. Понятия «общество» и «гражданское общество». Гражданское общество и государство..................................................................................................................................4
  3. Философско-теоретические модели понимания общества: идеализм, материализм, натурализм и их разновидности………………………………………………………….........7
  4. Движущие силы и субъекты общественно-исторического процесса. Роль личности в истории…………………………………………………………………………………………10
  5. Концепции общественного развития (формационная, цивилизационная и др.) и реальный исторический процесс. ……………………………………………………………………….12
  6. Заключение…………………………………………………………………………………….15
  7. Список используемой литературы………………………………………………...................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

      Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество представляет собой целостную систему, многообразные элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Общество постоянно и непрерывно развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятия «общество»  и «гражданское общество». Гражданское  общество и государство. 
    Социальная философия изучает общество. Казалось бы всем знакомое слово. Однако оно на самом деле многозначно.  Общество - это  совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности («феодальное общество»). Или круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество»). Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо цели («общество филателистов»). Та или иная среда людей, компания («попасть в дурную компанию»). Узкий круг избранных людей («высшее общество»). Или же, наконец, совместное пребывание с кем-то («чуждаться чьего-то общества»). Что же понимается под обществом в социальной философии?

Является ли общество «совокупностью людей»? Казалось бы, ответ является  самоочевидным, что иначе и быть не может. Однако такой взгляд («социальный номинализм») заводит задачу его исследования в тупик. Когда говорят, что общество изменилось, то речь идёт не об изменении его «личного состава», а об изменении образа жизни людей, точнее, общих условий, в которых они живут. Эти условия являются первичными и определяющими по отношению к обстоятельствам и событиям индивидуальной жизни членов общества. Жизнь любого индивида начинается в условиях общественной жизни, которые складываются до его рождения и которые он в одиночку изменить не может. Т.о., общество - не просто совокупность людей, но ещё и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни.

Социальная реальность (Дюркгейм) -это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощённой в  человеческих индивидах. Общество как  единую целостную систему называют социальным организмом, обладающим особыми интегральными свойствами, отличными от свойств его отдельных органов. Несмотря на контакты с другими обществами, всякое общество обладает «самодостаточностью» и в принципе способно жить и развиваться как самостоятельный социальный организм. Понятие общества, взятое в указанном значении, может использоваться в нескольких смыслах: 1) Отдельное общество (имеющее место на некоторой территории в течение определённого исторического времени (древнегреческое общество, современное российское общество и т.п.); 2) Региональное объединение нескольких отдельных обществ (западноевропейское общество, мусульманский мир); 3) Человеческое общество  – множество всех отдельных обществ, рассматриваемое как единое исторически развивающееся целое.

           К подсистемам или социальным структурам общества относят различного рода социальные общности, группы, организации (семья, этнос, нация, классы и др.). К основным сферам общественной жизни, выражающим совместную жизнедеятельность людей, относят: 1) производственную; 2) организационно-управленческую; и 3) информационную деятельность. Соответственно выделяются три основные грани социальной реальности: экономическая, политическая и культурная жизнь общества.

Особое место  среди всех социальных организаций занимает государство. Вопрос о природе государства интересовал философов издревле. В Средние века господствовала идея божественного происхождения государственной власти. Против религиозной концепции выступил французский юрист Боден; государство является организацией господства одной группы людей над другими. В отличие от него Гоббс и Локк видели в государстве продукт «общественного договора»: посредством него люди учреждают государство и наделяют его властью, чтобы оно прекратило «войну всех против всех». 

Основными признаками государства  являются: 1) Публичная власть – система государственных органов и учреждений, специальный аппарат управления  и принуждения; 2) Система правовых норм и законов, которыми регулируются общественные отношения (в отличие от обычаев и традиций, действующих в первобытном строе); 3) Территориальное деление населения (в отличие от деления населения по кровнородственному признаку в родовом строе); 4) Система налогов, дающих средства для содержания государственного аппарата, и  осуществления его функций.

  Исторический опыт подводит к тому, что наилучшие условия для социального, экономического и культурного прогресса, для движения к идеалам свободы, справедливости, гуманизма создаются в демократическом государстве. Отметим его важнейшие принципы: 1) Полновластие народа; 2) Верховенство права; 3) Незыблемость прав и свобод личности; 4) Социальный характер государства; 5) Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; 6) Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти; 7) Идеологическое и политическое многообразие; 8) Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права. Одним из феноменов современной демократии является гражданское общество как сфера, охватывающая всё многообразие социальных связей, лежащих между индивидом и государством.

          Его основными функциями являются: 1) Удовлетворение материальных и  духовных потребностей людей; 2) Защита  частных сфер жизни людей; 3) Рычаг  сдерживания политической власти от абсолютного господства; 4) Стабилизация общественных отношений и процессов.

          Современная эпоха есть завершающая  фаза гигантского «мегацикла»  человеческой истории и вместе  с тем начальный этап возникновения  какой-то принципиально новой  исторической «мегаволны». Этот процесс идёт одновременно в двух основных направлениях: 1) Становление нового типа общества в наиболее развитых странах; 2) Образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация). 

          На смену индустриальному идёт «постиндустриальное» (Белл) или «информационное общество» (Маклюэн, Масуда). В постиндустриальную «электронную эру» главным объектом человеческой деятельности становится информация (её получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Современное прогрессивное развитие общества должно быть направлено на то, чтобы обеспечить каждому реальную возможность пользоваться «правом на жизнь, свободу и на стремление к счастью (Джефферсон). Общественный прогресс – это такое развитие общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Философско-теоретические модели понимания общества: идеализм, материализм, натурализм и их разновидности

Общество является объектом изучения различных наук, в том числе вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. Философия акцентирует свое внимание на решении таких задач, как понимание направленности, цели, смысла, движущих сил исторического процесса. Философия, выясняя смысл понятия «общество», занимается определением специфики типа связей индивидов в единое целое. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных наслоений виде и т.д. Основания выработки подобной модели в различных философских учениях неодинаковы.

Становление знаний об обществе представлено различными школами и направлениями. Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы - «социального организма». Но они расходятся в понимании основ этого организма, т.е. того, что объединяет людей в единое целое - общество. Могут быть выделены следующие основные подходы к объяснению общества: натурализм; идеализм; материализм.

1. Натурализм (от лат. natura — природа) рассматривает «общество» как естественное продолжение закономерностей природы. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение - торговля, головной мозг - правительство).

В натуралистическом подходе могут быть выделены следующие его варианты:

а) космизм. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений.

б) географический детерминизм (от лат. Determinare — определять, быть причиной чего-то). Данная философская позиция утверждает, что тип общества и развитие истории определяется особенностью географической и природно-климатической среды.

в) социобиологизм (Э. Уилксон, К. Лоренс. Б. Скиннер и др.) Данные теоретики объясняют тип общества спецификой человека как природного биологического существа, его генетическими и расовыми особенностями.

г) натуралистический социологизм (Бергсон, Зиммель, Шпенглер). В основе жизни людей в обществе лежит биология, потребность жизни. Социальность - это форма организации жизни, найденная самой природой.

2. Идеализм исходит из признания первичности духовной, идеальной стороны общественного развития (логос, Бог, идея, сознание) как основы объединения людей в единый «социальный организм», их социального поведения и действий. Варианты идеализма:

а) идеократизм - источник развития общества независим от отдельных людей и находится в неком Абсолютном Духе, идее (Гегель). Абсолютный Дух творит историю, определяя все действия людей. Люди подобны куклам в театре марионеток. Они связаны многочисленными нитями с Духом-творцом, направляющим и определяющим их деяния;

б)теократизм. Сущность связи в обществе усматривается, прежде всего, в комплексе тех или иных идей, верований, мифов.

  3. Материалистические тенденции в обществоведении проявляются в поиске материальных оснований исторического процесса (географические условия, орудия труда, экономические отношения и др.). Наиболее полно и последовательно эти тенденции воплотились в историческом материализме, теоретическая основа которого – материалистическое понимание истории.

Связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эти системообразующие факторы зависят, в свою очередь, от ряда природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и т. д. Однако определяющим является общественное бытие людей, т. е. своеобразная «социальная материя», которая предстает как «реальный процесс» жизни людей. Материалистическое понимание истории делает упор на объективность процессов, происходящих в обществе на принципах детерминизма, согласно которому из определенной формы материального производства «...вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим». (К. Маркс) Общество можно изучать как «естественно-исторический процесс», подобно тому, как естествознание изучает природу и ее законы. Общественные законы, в отличие от законов природы, возникают позже, реализуются только в сознательной деятельности людей, более сложны по механизму проявления и в высокой степени вероятностны («законы-тенденции»).

Информация о работе Философия общества