Философия общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 00:29, контрольная работа

Описание работы

Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество представляет собой целостную систему, многообразные элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Общество постоянно и непрерывно развивается.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
Понятия «общество» и «гражданское общество». Гражданское общество и государство..................................................................................................................................4
Философско-теоретические модели понимания общества: идеализм, материализм, натурализм и их разновидности………………………………………………………….........7
Движущие силы и субъекты общественно-исторического процесса. Роль личности в истории…………………………………………………………………………………………10
Концепции общественного развития (формационная, цивилизационная и др.) и реальный исторический процесс. ……………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………………………...................16

Файлы: 1 файл

контр раб по философии.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Технологический детерминизм делает акцент делается на технике или на определенной технологии как основании создания единого общества. Его представители - Ростоу, Арон, Белл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Движущие силы и субъекты общественно - исторического процесса.  Роль личности в истории.

Важным для социальной философии является определение движущих сил и субъектов исторического процесса.

1) Основными движущими  силами социального развития следует считать потребности, интересы, ценности. Они могут быть индивидуальными и общественными, материальными и духовными.

2) Субъектами созидания  и развития общества выступают  также массы и лица. Истинным  творцом истории есть народ, народные массы. Они порождают сторичних лиц, которые имеют решающее влияние (как позитивный, так и негативный) на ход истори.

 Существует два ошибочные  подходы к природе исторического  процесса - фатализм и волюнтаризм.

 Фатализм - это философские взгляды, которые утверждают, что исторический процесс является фатальным, необходимым, а народные массы и исторические лица не имеют влияния на его развитие.

Волюнтаризм - это философское учение, которое отрицает или игнорирует объективные законы развития и считает, что управление общественным процессом можно достичь силой посредством действия исторических лиц. Такая философия ведет к тоталитаризма, фашизма и культа личности.

3) Движущей силой общества  является социальная революция. Ее роль заключается в коренном  изменении сложившихся общественных отношений и создании новой общественно-экономической формации путем классовой борьбы. Существуют следующие типы революций: буржуазная и социалистическая, которые различаются по своему характеру и движущими силами. Движущими силами революции, как правило, являются народные массы, прогрессивные классы и выразители их интересов - партии. Социальные революции могут осуществляться как путем насилия, так и мирным путем посредством коренных реформ. Для каждой революции должны существовать объективные и субъективные предпосылки, революционная ситуация, от которой зависит форма революции - мирная ли немирная. В современных условиях наиболее типичной является мирная форма революции, которая решает коренные социальные вопросы /смену власти/ экономических отношений политическими и экономическими методами с помощью реформ.

4) Важным и постоянным  источником и движущей силой  общественного развития, экономической  основой каждой социальной революции  является противоречие между  производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие заставляет общество к соблюдению общей социального закона - закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, то есть к равновесия между ними.

5) Движущей силой развития общества является также политическая система, наиболее ярко выражена в форме государства. Политическая система - это система политических партий, организаций, институтов, движений и отношений между ними. Политическая система органически входит в надстройки общества и обслуживает экономический базис. Важным компонентом надстройки является государство. Это основная форма управления обществом политическими средствами. Она возникла после появления классов и необходимости установления согласия между ними. Существует два взгляда на сущность государства: марксистский, который считает, что государство имеет классовый характер и является органом насилия, и общечеловеческий, по которым государство - это орган управления и достижения блага. Второй взгляд занимает сегодня ведущее место. Тип государства всегда соответствует общественно-экономической формации - рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, постсоциалистическая. Государство, опираясь на власть, органы управления, армию, карательные органы, разведку, бюрократический аппарат и т.п выполняет две функции - внутреннюю и внешнюю. Основными Формами правления является монархия, конституционная монархия, республика, парламентско-президентская или президентской - парламентская, власть. В странах СНГ и Украине идет борьба за создание независимых демократических правовых государств с существованием парламента (законодательной), президента (исполнительной) и судебной власти (при наличии многопартийной системы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Концепции общественного развития (формационная, цивилизационная и др.) и реальный исторический процесс.

     Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. 
 На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один – формационный, или монистический, другой – цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции – марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества – формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. 
 Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго – отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития. 
 К. Маркс и Ф. Энгельс выделили понятие «формация». Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. 
 В основе формационной теории лежит линейное представление о развитии истории, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории. 
 Основным же недостатком формационного подхода к истории является выпадение из исторического познания вообще множества элементов и связей общества как системы, которые не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Прежде всего, как отметил М.А. Барг, при формационном подходе картина социальной структуры настолько объединяется, что вся многоплановая социальная структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам, а духовная культура сводится, несмотря на все свое богатство, к отражению интересов основных классов, к отражению первичной стороны и не рассматривается как самостоятельный, генетически независимый фактор. 
 Цивилизационный подход представляет собой противоположность формационного, он отрицает материально-производственную детерминацию общества. 
 Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цивилизационной теории не существует, как не существует единого понятия «цивилизация». Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономическую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством. 
 На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Главное отличие цивилизационного подхода – отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества «снизу», выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории «сверху», т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). И здесь важно, избегая жесткой привязки к способу производства, не упустить из виду опасность другого монизма – не менее жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу. 
 Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социо-культурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы. 
 В отличие от теории этногенеза, существующие циклические теории не отвечают на вопрос, почему та или иная цивилизация возникает и по прошествии определенного времени гибнет. Гумилев же, введя в рассмотрение понятие «пассионарности», дает довольно четкий, хотя и спорный, механизм возникновения и причин гибели цивилизаций, которые он называет суперэтносами. По Гумилеву, этносы, образующие суперэтнос, возникают в результате так называемых «пассионарных толчков», имеющих космическую природу. Возникнув, все этносы проходят через ряд возрастных фаз, в течение которых они растрачивают полученную в результате «толчка» пассионарную энергию. Продолжительность жизненного цикла у всех этносов одинакова и при условии, если процесс этногенеза не будет насильственно оборван, составляет от момента возникновения до гибели около 1500 лет. 
В настоящее время делаются попытки расширить понимание самого термина «формация» путем замены понятия «социально-экономическая формация» более широким понятием «историческая формация». 
 Одной из предпосылок сопряжения формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не линейно-стадиальный, как многие себе представляют). Она может многое дать цивилизационной теории, указывая на единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача -- помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1994.
  2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
  3. Личность и общество. – М., 1990.
  4. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.
  5. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. – М., 1994.
  6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
  7. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 1995.
  8. Философия истории: Антология . – М., 1994.
  9. Философия истории в России: Хрестоматия. – М., 1996.
  10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1991.
  11. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Философия общества