Философия (основные понятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:59, лекция

Описание работы

1. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.

Содержание работы

1. Специфика философского знания
2.Мировоззрение. Основные исторические типы мировоззрения
3.Философия в системе культуры
4.Отношение к науке и религии

Файлы: 1 файл

Философия семинар №1.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС  № 1

1. Специфика философского знания

1. Основная специфика  философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень  много общего с научным знанием  — предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие  философии от всех иных наук заключается  в том, чтофилософия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии  шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить  следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые  лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно  — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли  на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время  динамично — постоянно развивается  и обновляется;

• опирается  на категории — предельно общие  понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными  способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность  материи или сознания, происхождение  жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

• диалектика;

• метафизика;

• догматизм;

• эклектика;

• софистика;

• герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки  зрения их взаимосвязанности) ;

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• однозначно (ведется  поиск абсолютной истины, не уделяется  внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика  — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно  и направлениями в философии, и философскими методами являются:

• материализм;

• идеализм;

• эмпиризм;

• рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм  — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)

2. Философская проблематика.

Как устроен  мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место занимает в нем закономерность и случайность, устойчивость и изменение? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, справедливость, добро и зло, красота? Что такое личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни? Вот далеко не полный перечень вопросов, исследуемых в философии. Как их упорядочить и постараться ответить на них?

 

Рассматривая  первый вопрос, мы лишь слегка упомянули  о том, что существуют попытки дать определение философии через ее генезис и историю. В изучении последующих историко-философских тем мы увидим, чем была философия, какие задачи она решала. Но сейчас, с целью упорядочения философских проблем, мы попытаемся рассмотреть философию не в фило-, а в онтогенезе, т. е. начало философии не во всеобще историческом масштабе, а начало философствования отдельного человека, отдельной личности.

 

Каждый человек  в определенные моменты жизни  философствует. Например П. Л. Лавров писал: «Между тем, философия есть весьма обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существованием, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо. Может быть, мои слова представляются вам, мм. гг., резким парадоксом. Вероятно ли, что существовала невыделимая от нас деятельность, которую мы не сознаем? Позвольте вам тогда напомнить подобное явление, приводимое Мольером в одной из своих популярных комедий. Журден всю жизнь говорил прозой и не знал этого. Правда, проза Журдена не была прозой Паскаля и Боссюэ, но тем не менее это была проза».

 

И так, когда  же мы начинаем философствовать? Из чего произрастает потребность индивида в философии? Прежде всего - из стремления понять смысл своего личного бытия, своей личной жизни. Из вопросов: зачем и почему Я есть; в чем ценность моей жизни и ее отношение к миру в целом? Как писал Альберт Камю: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно». Все мы, так или иначе, ответили на этот фундаментальный вопрос философии, о котором говорит А. Камю. Ответили уже тем, что живем. Наш ответ на этот вопрос и есть наша личная философия.

 

Э. Гуссерль писал, что возникновению европейской  философии послужила «постоянная  направленность на норму, внутренне присущая интенциональной жизни отдельной личности ...». Но если существует признаваемая человеком общезначимая норма, норма, определяющая его личностный смысл, то человеку незачем сознательно обращаться к философии. Философия перед человеком во весь рост встает только тогда и только в те моменты, когда в его сознании рушатся старые нормы и ценности, предписывавшие его бытию определенный смысл.

 

Эта ценностно-смысловая  направленность человеческого сознания является исходным пунктом, мотивом и в то же время конечной целью любого философствования. Вопросы и различные на них ответы с ценностным осмыслением бытия, мира и человеческого существования выделяются в философии в особую группу проблем и знаний, названную аксиологией (греч. axia - ценность и logos - учение, слово). Эта первая проблемная область философии.

 

Но, чтобы ответить на вопрос о том, в чем ценность бытия, необходимо знать, а что же бытие есть, что оно из себя представляет и как устроено. Этими вопросами  открывается следующее проблемное поле философии, которое получило название - онтология (греч. ontos - сущее).

 

Следующая группа вопросов логически связана с  аксиологическими и онтологическими  проблемами. Ее можно обрисовать вопросами: откуда мы знаем, что есть бытие и  как мы его познаем; возможно ли познание мира и до какой степени и т. д. Эти и подобные им вопросы, связанные с познанием, исследуются в одной из сфер философии, которая называется гносеология (греч. gnosis - познание).

 

Предположим, что  мы ответили на вопросы гносеологии, онтологии и аксиологии. Что же дальше? - спросите Вы. А если мир и его ценности меня не устраивают? Меняться мне самому или менять мир? А как можно измениться, и можно ли изменить мир? На эти вполне законные вопросы можно ответить только то, что они определяют последнюю проблемную область философии - праксиологию (греч. praktikos – деятельный). Надо отметить, что далеко не все философы и философские направления признают праксиологию как отрасль философского знания. Кроме этого, праксиологией называют также область социологических исследований, направленных на изучение действий и установления их эффективности).

Таким образом, все философские вопросы можно  свести к четырем проблемным сферам: аксиологии, онтологии, гносеологии  и праксиологии.

Вы можете спросить: «Хорошо, какие вопросы решает философия мы поняли, но ответьте нам, а разрешила ли философия хотя бы одну из перечисленных проблем?»

«И да, и нет», - отвечу я вам. Да, потому что для  каждой культурно-исторической эпохи  философия так или иначе формулирует определенный набор ответов на поставленные вопросы. Нет, потому что для других поколений эти ответы не подходят, и они вынуждены сами искать ответы.

Неслучайно  поэтому о философских проблемах  говорят как о вечных.

 

 

3. Современное философское знание включает в себя следующие разделы:

  • онтология
  • гносеология
  • аксиология
  • этика
  • эстетика
  • философия истории
  • философия науки
  • социальная философия

Основообразующими философскими направлениями разделами  являются онтология, гносеология, аксиология. Рассмотрим каждое из этих направлений философии.

  • Онтология - это раздел философии о бытии в наиболее общем предельном понимании этого слова. ( ontos - сущее,logos - учение: пер. с греческого). Само понятие "онтология" было введено в философию не ранее 17в., однако проблематика онтологии - это первоочередная философская проблематика. Именно в онтологии разрешается основной вопрос философии и исходя из этого будет зависеть вся построенная философская концепция. Так первые онтологические концепции были созданы в трудах античных философов - Платона, Аристотеля, Гераклита и др.
  • Гносеология (от греч. gnosis - познание и logos - учение)- это раздел философии, изучающий процесс познания, методы и способы познания. Любая философская концепция содержит представления об источнике истинного знания. В частности спор рационалистов и эмпиристов 17в. - это вопрос об истинных способах познания действительности. Представители английского эмпиризма считали - что чувственный опыт - это главный источник познания. Представители рационализма считали разум и логические умозаключения главными в научном познании.
  • Аксиология (от греч. aksio - - ценность) это раздел философского знания о ценностях в человеческом существовании.
  • Этика - это раздел философии изучающий вопросы морали и человеческого поведения, сущности добра и зла, мотивации человеческих поступков, смысла человеческой жизни и цели человеческих поступков.
  • Эстетика - это раздел философии, занимающийся вопросами сущности красоты, критериях прекрасного, ценностных идеалах искусства и месте искусства и красоты в жизни человека.
  • Социальная философия - это раздел философии изучающий принципы и законы устройства общества и течения общественных процессов. Именно социальной философией создаются концепции общественно-политического устройства общества.
  • Философия истории - это раздел философии, который изучает наиболее общие принципы и законы развития исторических процессов. Этот раздел философии стал впервые развиваться в Эпоху Возрождения. Наиболее известная концепция философии истории была создана К.Марксом.
  • Философия науки - это раздел философии, который изучает принципы, закономерности развития науки. Особое место философии науки было уделено в учении позитивистов.

Конечно, разные философские концепции и разные мыслители уделяют особое значение той проблематике, которая им кажется смыслообразующей. Так, софисты и Сократ большое внимание уделяли этике: вопросам смысла и сущности человеческой жизни, проблеме человеческого общения, ведения спора и дискурса, в отличие от многих своих коллег-философов Древней Греции, которые пытались понять принципы устройства мира, такие как Фалес, Анаксагор, Анаксимандр и другие. В эпоху средневековой философии отдельное внимание уделялось вопросу сотворения мира, сущности Бога и божественного начала в человеке и природе. Этим отличается теологическая направленность в философии средневековья. Но об этом позже.

Информация о работе Философия (основные понятия)