Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:59, лекция
1. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
1. Специфика философского знания
2.Мировоззрение. Основные исторические типы мировоззрения
3.Философия в системе культуры
4.Отношение к науке и религии
Однако ни один из основных разделов философии не является самостоятельной отраслью знания. Эти разделы философии дополняют друг друга и тесно связаны в каждой философской системе. Любая философская система содержит если не разработанную концепцию, то как минимум отдельные идеи в отношении аксиологии, гносеологии и онтологии.
В зависимости от разрешения принципиальных вопросов философские направления можно противопоставить друг другу, другие же напротив дополняют и продолжают друг друга. Какие же - это принципиальные вопросы. А это именно и есть основной вопрос философии. У этого основного вопроса существует несколько формулировок, но суть, конечно, одна. Основной вопрос философии обладает достаточно сложной структурой и, конечно же, многогранен. Первая формулировка вопроса философии - это вопрос о том, что первично - сознание или материя? Вторая - вопрос об отношении бытия к мышлению. Наконец, это вопрос о познаваемости мира.
ВОПРОС № 2
Мировоззрение. Основные исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение можно определить как воззрение на мир, размышление о мире, обществе, человеке.
Мировоззрение как единство миропонимания и мироощущения обладает присущими ему основными структурообразующими элементами. К их числу относятся, прежде всего, ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека; явлений природы и различных человеческих общностей; о природе сил, управляющих этим миром, включая самого человека; о месте, предназначении человека в этом мире.
Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется в зависимости от изменений условий и образа жизни, накопления знаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связи и контакты между социальными общностями и личностями обусловливают взаимное влияние различных мировоззрений. Наиболее общими типами мировоззрения являются:
Исторически первым
типом мировоззрения явилось ми
Постепенно в каждом племени стали выделяться
профессиональные хранители мифов, первоначально
старейшины, затем – шаманы, колдуны, жрецы,
дифференцировались и сами мифы, среди
которых начали выделяться те, что связывались
с культовыми действиями. Формировался
новый тип мировоззрения - религиозное,
которое стало повсеместно господствующим
и в настоящее время остается наиболее
распространенным типом мировоззрения
в мире.
Религиозное
мировоззрение – это широкое обобщающее
понятие для значительного числа различных
систем миропонимания и мироотношения,
исторически существовавших в рамках
многочисленных религий. С появлением
религиозного мировоззрения совпадает
и появление особой группы людей, выступавших
в роли систематизаторов, хранителей религиозных
идей и традиций. Религиозное мировоззрение
демонстрирует взаимодействие двух мировоззренческих
уровней – обыденного и теоретического.
Условием прочности, распространенности
того или иного мировоззрения является
то, насколько оно отвечает образу повседневной
жизни людей, их культуре, уровню знаний,
их потребностям.
В содержании различных мировоззрений
имеется ряд повторяющихся фундаментальных
идей: творение мира Богом (креационизм),
предопределение Богом происходящих в
мире событий (провиденциализм), целесообразности
мирового устройства (телеология), души
как особой сущности в человеке, связи
человека и Бога, воскресения и посмертного
существования и др.
Философия - самая древняя область знания.
Возникла одновременно в Индии, Китае
и Греции в 6 веке до н.э.
Философия - "любовь к мудрости" (фило
- "люблю", софия - "мудрость").
Философия вырабатывает обобщенную систему
знаний о мире в целом и основах бытия.
Философия относится к рационально-теоретическому
уровню мировоззрения. Философию необходимо
отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический
уровень может формироваться стихийно
под влиянием традиций, обычаев, индивидуального
жизненного опыта человека, то рационально-теоретический
создается сознательно. Философия центрирована
на человеке, ее интересует отношение
человека и мира, человека и человека.
Философское
мировоззрение возникает в 6 веке до
н.э., противостоит мифологическому мировоззрению.
Именно в это время сформировался основной
категориальный аппарат, которым оперирует
философия.
В центре внимания философии находятся
три ключевых элемента: природа, общественная
жизнь, человек.
Философское мировоззрение характеризуют
две основные черты: системность и теоретический
характер системы философских взглядов.
Вопрос соотношения материи и сознания
- основной вопрос философии.
Две стороны этого вопроса: 1. Что первично
- материя или сознание? 2. Познаваем ли
мир?
Разное отношение к первой стороне этого
вопроса делит философов на материалистов
и идеалистов, ко второй стороне вопроса
- на гностиков и агностиков (последние
отрицают возможность познания действительности).
Материализм есть философское воззрение,
признающее субстанцией, сущностной основой
бытия материю.
Идеализм есть философское мировоззрение,
согласно которому истинное бытие принадлежит
не материи, а духовному началу – разуму,
воле.
Отношение человека к миру троякое: 1. познавательное,
2. практическое, 3. ценностное.
Каждое из этих отношений решают свой
вопрос (И. Кант): 1. что я могу знать? 2. что
я должен делать? 3. на что я могу надеяться?
Ответ на эти вопросы - ответ на главный
вопрос: что есть человек?
Особенность философии состоит в том,
что она выступает как универсальное теоретическое
познание всеобщих принципов бытия. Это
отличает философию от конкретных наук,
которые не стремятся к выявлению универсальных
связей.
ВОПРОС № 3
1. Философия в системе культуры.
Начиная с античности, философы отводили философскому знанию центральное место среди многообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдельные направления культуры рассматривали как ее подразделения. Так, Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) подразделял философию на теоретическую (умозрительную), практическую (знание о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). Первая охватывала метафизику, физику и математику, вторая — этику, экономику и политику, а третья философия — поэтику, риторику и искусство. С его точки зрения, философия есть такой род знания, который может быть определен как «главная и главенствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Творец «Великого Восстановления Наук» Ф. Бэкон (1561 — 1626) писал, что различные отрасли науки нельзя уподобить нескольким линиям, расходящимся из одной точки, а скорее их можно сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как разделиться на ветви, остается на некотором участке цельным и единым; необходимо признать одну всеобщую науку, которая была бы как бы матерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны. Эту науку мы назовем «первая философия», или же «мудрость». «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства».
У Аристотеля и Ф. Бэкона, которых разделяют более полутора тысяч лет, нет принципиального расхождения в понимании сути философии как учения о всеобщем, хотя, как мы видим, имеется и своеобразие в ее трактовке. Да и отношение философии к культуре (или отдельным обширным ее сферам) тоже неодинаково: у Аристотеля оно скорее экзогенного плана, а у Ф. Бэкона — эндогенного. Но в обоих случаях оказывается, что философия проникает во все области культуры, являясь ее общим основанием (или «корнем»).
Философия, вернее, значительная ее часть, особенно онтология, или учение о бытии, о природе, а также учение о мышлении, обладает всеми признаками натуралистского, естественно-научного знания: объективностью, логической принудительностью, подчиненностью принципу достаточного основания, возможностью проверки на практике и т. п. Это не только сближает философию и естествознание, но и позволяет им воздействовать друг на друга в содержательном отношении: философские представления (о причинности, о времени и т. п.) проникают в саму ткань различных естественно-научных теорий, выполняя конструктивную функцию; ни одна теория в науках не может возникнуть и функционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к создаваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов).
Но, в отличие от проблем, возникающих в развитии самого научного знания, философские проблемы имеют свою специфику. Она заключается: 1) в их предельном характере (шире этих проблем: «что такое субстанция?» «что такое причинность?» и др. в познании нет); 2) в их вечности, инвариантности (с древнейших времен поставлены вопросы: что такое смысл жизни, в чем заключается счастье и т. п., а они остаются актуальными и сегодня). На первый взгляд, подходы к решению таких вечных проблем, казалось бы, мало могут помочь в приращении конкретного знания. Однако в действительности это не так. Характер решения философских проблем прежде всего влияет на понимание содержания наиболее общих понятий, необходимых для создания научной картины мира. Преодолевая кризисные ситуации в развитии научного знания, формулируя новые гипотезы, ученый обязательно выходит за пределы известного, т. е. фактически выходит за пределы своего профессионального знания, обращается ко всей человеческой культуре, и руководящей нитью при подобном обращении является именно философия.
2. Отношение к науке и религии.
Несмотря на то, что философия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина.
Религиозная
и философская картины мира, во
многом находятся на одной
ступени, поскольку