Философия (основные понятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:59, лекция

Описание работы

1. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.

Содержание работы

1. Специфика философского знания
2.Мировоззрение. Основные исторические типы мировоззрения
3.Философия в системе культуры
4.Отношение к науке и религии

Файлы: 1 файл

Философия семинар №1.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Однако ни один из основных разделов философии не является самостоятельной  отраслью знания. Эти разделы философии  дополняют друг друга и тесно  связаны в каждой философской системе. Любая философская система содержит если не разработанную концепцию, то как минимум отдельные идеи в отношении аксиологии, гносеологии и онтологии.

В зависимости  от разрешения принципиальных вопросов философские направления можно  противопоставить друг другу, другие же напротив дополняют и продолжают друг друга. Какие же - это принципиальные вопросы. А это именно и есть основной вопрос философии. У этого основного вопроса существует несколько формулировок, но суть, конечно, одна. Основной вопрос философии обладает достаточно сложной структурой и, конечно же, многогранен. Первая формулировка вопроса философии - это вопрос о том, что первично - сознание или материя? Вторая - вопрос об отношении бытия к мышлению. Наконец, это вопрос о познаваемости мира.

 

ВОПРОС  №  2

Мировоззрение. Основные исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение можно определить как воззрение на мир, размышление о мире, обществе, человеке. 

Мировоззрение как единство миропонимания и  мироощущения обладает присущими ему  основными структурообразующими элементами. К их числу относятся, прежде всего, ответы на глубинные вопросы бытия  – о возникновении мира и человека; явлений природы и различных человеческих общностей; о природе сил, управляющих этим миром, включая самого человека; о месте, предназначении человека в этом мире.

Мировоззрение носит исторический характер, оно  меняется в зависимости от изменений  условий и образа жизни, накопления знаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связи и контакты между социальными общностями и личностями обусловливают взаимное влияние различных мировоззрений. Наиболее общими типами мировоззрения являются:

  • мифологическое,
  • религиозное,
  • философское.

Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося, формирующегося человеческого сознания того человечества, которое еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром. Миф выступал как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включал в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни – дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, и даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом – уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом – оживлением всего, анимизмом – одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, а с другой – эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. И хотя каждое племя, народ, социальная общность в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ жизни, между различными видами мифологического мировоззрения имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов. 
 
Постепенно в каждом племени стали выделяться профессиональные хранители мифов, первоначально старейшины, затем – шаманы, колдуны, жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями. Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире. 
 
Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям.  
 
В содержании различных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творение мира Богом (креационизм), предопределение Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.  
 
Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.  
 
Философия - "любовь к мудрости" (фило - "люблю", софия - "мудрость"). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.  
 
Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека. 
 
Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.  
 
В центре внимания философии находятся три ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.  
 
Философское мировоззрение характеризуют две основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.  
 
Вопрос соотношения материи и сознания - основной вопрос философии.  
 
Две стороны этого вопроса: 1. Что первично - материя или сознание? 2. Познаваем ли мир?  
 
Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).  
 
Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. 
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. 
 
Отношение человека к миру троякое: 1. познавательное, 2. практическое, 3. ценностное.  
 
Каждое из этих отношений решают свой вопрос (И. Кант): 1. что я могу знать? 2. что я должен делать? 3. на что я могу надеяться?  
 
Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос: что есть человек?  
 
Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.

  • По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня мировоззрения:  
    - Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.  
    - Теоретический - более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. 
  • Структура мировоззрения:  
    1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном (эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой (оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.)  
    2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине – опыт конкретного человека + практика всего общества.

 

ВОПРОС № 3

1. Философия в системе культуры.

Начиная с античности, философы отводили философскому знанию центральное место среди многообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдельные направления культуры рассматривали как ее подразделения. Так, Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) подразделял философию на теоретическую (умозрительную), практическую (знание о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). Первая охватывала метафизику, физику и математику, вторая — этику, экономику и политику, а третья философия — поэтику, риторику и искусство. С его точки зрения, философия есть такой род знания, который может быть определен как «главная и главенствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Творец «Великого Восстановления Наук» Ф. Бэкон (1561 — 1626) писал, что различные отрасли науки нельзя уподобить нескольким линиям, расходящимся из одной точки, а скорее их можно сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как разделиться на ветви, остается на некотором участке цельным и единым; необходимо признать одну всеобщую науку, которая была бы как бы матерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны. Эту науку мы назовем «первая философия», или же «мудрость». «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства».

У Аристотеля и  Ф. Бэкона, которых разделяют более полутора тысяч лет, нет принципиального расхождения в понимании сути философии как учения о всеобщем, хотя, как мы видим, имеется и своеобразие в ее трактовке. Да и отношение философии к культуре (или отдельным обширным ее сферам) тоже неодинаково: у Аристотеля оно скорее экзогенного плана, а у Ф. Бэкона — эндогенного. Но в обоих случаях оказывается, что философия проникает во все области культуры, являясь ее общим основанием (или «корнем»).

Философия, вернее, значительная ее часть, особенно онтология, или учение о бытии, о природе, а также учение о мышлении, обладает всеми признаками натуралистского, естественно-научного знания: объективностью, логической принудительностью, подчиненностью принципу достаточного основания, возможностью проверки на практике и т. п. Это не только сближает философию и естествознание, но и позволяет им воздействовать друг на друга в содержательном отношении: философские представления (о причинности, о времени и т. п.) проникают в саму ткань различных естественно-научных теорий, выполняя конструктивную функцию; ни одна теория в науках не может возникнуть и функционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к создаваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов).

Но, в отличие от проблем, возникающих в развитии самого научного знания, философские проблемы имеют свою специфику. Она заключается: 1) в их предельном характере (шире этих проблем: «что такое субстанция?» «что такое причинность?» и др. в познании нет); 2) в их вечности, инвариантности (с древнейших времен поставлены вопросы: что такое смысл жизни, в чем заключается счастье и т. п., а они остаются актуальными и сегодня). На первый взгляд, подходы к решению таких вечных проблем, казалось бы, мало могут помочь в приращении конкретного знания. Однако в действительности это не так. Характер решения философских проблем прежде всего влияет на понимание содержания наиболее общих понятий, необходимых для создания научной картины мира. Преодолевая кризисные ситуации в развитии научного знания, формулируя новые гипотезы, ученый обязательно выходит за пределы известного, т. е. фактически выходит за пределы своего профессионального знания, обращается ко всей человеческой культуре, и руководящей нитью при подобном обращении является именно философия.

2. Отношение к науке и религии.

  • Философия и наука. 

Несмотря на то, что философия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина.

  • Философия и религия.

 Религиозная  и философская картины мира, во  многом находятся на одной  ступени, поскольку представляют  собой фундаментальные мировоззренческие  представления. И та и другая  стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру. В основе религиозной картины мира лежит Бог, бытие которого несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал.


Информация о работе Философия (основные понятия)