Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:45, реферат
При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходятся в определении того, что представляет собой окружающая нас действительность. У Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи. Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля). К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно-идеалистических.
Введение………………………………………………………………………..………..3
1. Философ Платон (427-347 гг. до н.э.)……………………………………..………..4
2. Философ Аристотель (ок. 384–322 до н.э.)………………………………...………7
3. Историческое значение……………………………………………………….……..9
Заключение………………………………………………………………………..........11
Список использованной литературы…………………………………………………12
ФГБОУ ВПО
«Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К.Беляева»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Философия
Тема: Философия Платона и Аристотеля
Иваново 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………
Введение
Философия изучает феномены (греч. phenom
В основе философствования заложен вопрос о человеке и его месте в мире, его значимости в обществе, о смысле его жизни. Таким образом, многочисленные сложные интересующие людей проблемы всегда связаны с мировоззрением человека.
Философия с самого зарождения выступает как критика традиционных устоев культуры, воззрений, ценностей и норм в обществе. Первые философы слыли людьми «не от мира сего» и проявляли равнодушие к деятельности, направленной на материальные приобретения.
Без устремления к философии все достижения людей обесцениваются и теряют смысл.
Определяющее значение в жизни каждого человека имеет решение им смысложизненных вопросов: «что значит быть, существовать человечеству в целом и мне, конкретному человеку, в частности?»; «что значит для человека его жизнь и как ему относиться к неизбежности смерти?»; «в чём может состоять счастье человека и как относиться к страданию?»; «что есть свобода и какова её ценность?» Поиски философии способствуют нахождению правильных ответов и на эти вопросы.
Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписала философия античности. Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур – их имена и идеи не стерлись в памяти человечества.
В своих бедствиях люди склонны
винить судьбу богов и все, что
угодно, но только не самих себя.
Платон
ЖИЗНЬ ПЛАТОНА
Плато́н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н.э., Афины — 348 или 347 до н.э., там же) — древнегреческий философ. Настоящее имя — Аристокл (др.-греч. Αρισ
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427годах до н.э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.
Платон родился в семье,
имевшей аристократическое
Платон ученик Сократа После казни Сократа ( 399 г. до н. э. ) Платон уехал из Афин и около двенадцати лет провел в путешествиях. Вернувшись на родину, Платон основал научную школу-Академию ( 387 г. до н.э. ), которая была размещена на участке, специально купленном для этой цели Платоном в роще, носившей имя античного героя Академа. Просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Это была первая в истории человечества подлинно научная школа. Предание говорит, что при входе в свою академию, которая размещалась в роскошном саду, Платон сделал надпись: "Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии".
Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
ПЛАТОН - ФИЛОСОФ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Платон первым создал целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию.
Философию Платон понимает как учение о сущем, о том, что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного.
Сердцевина философии Платона – это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа бессмертна. Душа – это «эйдос», сущность человека. Назначение тела – быть временным вместилищем души (тюрьма души).
Платон – первый философ, создавший социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и построения справедливого – идеального государства. Ко всем существующим он относился отрицательно.
Он предлагает свой образец совершенного государства, «Государство подобно человеку и человек подобен государству», в государстве должно быть три сословия.
Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. “Пока в государстве не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол”.
Военное сословие должно состоять из лучших граждан, не имеющих никаких других обязанностей, кроме обязанности охранять государство от всякой грозящей ему опасности. Поэтому, избранные для этого люди должны быть вооружены и обучены борьбе не только против внешних врагов: они должны охранять родину также и от внутренних раздоров, поддерживать в ней порядок и повиновение законам.
Третье сословие (земледельцев и ремесленников) занимается грубым физическим трудом, создает материальные блага, может в ограниченных размерах владеть частной собственностью, т.е. заботиться об удовлетворении частных потребностей отдельного человека.
Каждое сословие должно быть ограничено выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону. Источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Это государство, в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).
Так же в проект государства вошли и другие идеи - это :
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
Нравственная добродетель сказывается в
удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы
поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных
поступков уклоняемся из-за страданий.
ЖИЗНЬ АРИСТОТЕЛЯ
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτ
Аристотель был первым мыслителем, создавшим
всестороннюю систему философии, охватившую
все сферы человеческого развития — социологию,
философию, политику, логику, физику. Его
взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее
развитие человеческой мысли. Метафизическое
учение Аристотеля было принято Фомой
Аквинским и развито схоластическим методом
Философские идеи Аристотеля.
Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Сущность предмета в самом предмете, а не вне него. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи.
Форма – ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины по материи, но различны по форме. Материя – это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, действительность.
Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну – идею, Аристотель формулирует четыре причины:
Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи. Материя есть возможность предмета, форма — действительность предмета. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов – растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля – совершенный Ум, источник всякого движения – Перводвигатель, хотя он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не принимает участия в делах людей. Бог – как абсолютное совершенство, та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.
Счастье, по Аристотелю, заключается не в материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели, а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины.
Добродетель – середина между излишеством и недостатком («ничего слишком»). Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – между расточительностью и скупостью.
Политология. Так же как и Платон, Аристотель делит формы государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для некоторых) – тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса.
Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в этике) «умеренное и среднее наилучшее», т.е именно среднее сословие, владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу является критерием правильных форм.