Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 21:57, контрольная работа
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››.
Введение
В
истории мировой культуры Платон
– великое явление. Он жил в
древнегреческом обществе, но как
деятель – философ, учёный, писатель
– принадлежит всему
Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.
В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как учёный. Такими были специальные вопросы математики, астрономии, музыкальной акустики.
Многогранность его дарования удивительна. В нём не только философ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.
Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться просто греческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к Платону››.1
О Платоне можно писать трактаты - настолько интересным всеохватывающим является его творчество. Я же в своей работе попытаюсь охватить основные аспекты философии Платона: учение о бытии и небытии, гносеологию, социальные взгляды Платона а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.
«Никто не становится хорошим человеком случайно»
Платон.
По происхождению Платон принадлежал к весьма знатному афинскому роду. Старинная, царского происхождения семья философа имела прочные аристократические традиции.2
Платон родился в Афинах в 428 или
427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала
он учился у Кратила, последователя Гераклита.
Затем в возрасте двадцати лет стал учеником
Сократа, оказавшего на него решающее влияние.
По словам Нерсесянца Н. С. ‹‹всё творчество
Платона пронизано сократовским стилем
поиска истины, сократовской манерой философствования,
сократовским пониманием смысла и роли
философии в человеческой жизни, постоянной
ориентацией на воплощённый в Сократе
масштабный облик человека, гражданина,
философа››.3 После смерти
Сократа в З99 г. он удалился на некоторое
время в Мегару, к также учившемуся у Сократа
Евклиду, основателю Мегарской школы,
а затем возвратился в Афины. Несколько
лет спустя он предпринял великое путешествие.
Сперва Платон отправился в Египет, и эта
древняя цивилизация произвела на него
глубокое впечатление. Из Египта перебрался
в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика
и астронома Феодора. В Италии он вступил
в контакты с пифагорейцами, которых было
много в этих краях (эта философская школа
переживала тогда период расцвета). Из своего
пребывания среди пифагорейцев он извлек
величайшую любовь к жизни и общественному
благу. Признаки влияния пифагорейцев
прослеживаются и в последних произведениях
Платона.
Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы,
где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился
с молодым зятем тирана, Дионом, пылким
и великодушным принцем, которого вдохновили
нравственные и политические идеалы Платона.
Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что
Платон обрел такое влияние на Диона, и философу
пришлось покинуть Сиракузы: его высадили
на острове Эгина, находившемся в состоянии
войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью,
он был выкуплен гражданином Кирен, который
находился на острове и узнал Платона.
Таким образом Платон смог вернуться в Афины,
и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал
Академию, в которой преподавал до конца
своих дней, лишь дважды покинув Афины
ради двух новых путешествий на Сицилию.
Академия была обращена в сторону Востока.
Ученики Платона были даже из Вавилона.
Влияние философии Востока на Академию
еще больше усилилось с приходом Евдоха,
астронома, побывавшего в различных районах
Востока. Платон не сделал, подобно Сократу,
философию предметом социальной беседы;
напротив, он жил в уединении, ограничившись
кругом своих учеников. Однако, благодаря
престижу его имени, несколько греческих
городов просили его составить для них
свод законов, и в некоторых случаях Платон
делал это.
Его последние годы были омрачены трагической
смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г.
до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца
жизни сохранив всю полноту своего могучего
ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку
от Академии.
Основная часть философии
Платона, давшая название целому направлению
философии — это учение об идеях (эйдосах),
о существовании двух миров: мира эйдосов
и мира вещей, или форм. Эйдосы являются
прообразами вещей, их истоками. Эйдосы
лежат в основе всего множества вещей,
образованных из бесформенной материи.
Идеи — источник всего, сама же материя
ничего не может породить.
Мир эйдосов существует вне времени и пространства.
В этом мире есть определенная иерархия,
на вершине которой стоит идея Блага, из которой
проистекают все остальные. Благо тождественно
абсолютной Красоте, но в то же время это
Начало всех начал и Творец Вселенной.
В мифе о пещере Благо изображается как
Солнце, идеи символизируются теми существами
и предметами, которые проходят перед пещерой,
а сама пещера — образ материального мира
с его иллюзиями.
Идея (эйдос) любой вещи или существа —
это самое глубокое, сокровенное и существенное
в нем. У человека роль идеи выполняет его
бессмертная душа. Идеи обладают качествами
постоянства, единства и чистоты, а вещи —
изменчивости, множественности и искаженности.
Душа человека представляется
у Платона в образе колесницы с всадником
и двумя лошадьми, белой и черной. Возница
символизирует разумное начало в человеке,
а кони: белый — благородные, высшие качества
души, черный — страсти, желания и инстинктивное
начало. Когда человек пребывает в ином
мире, он (возница) получает возможность
вместе с богами созерцать вечные истины.
Когда же человек вновь рождается в мире
материальном, то знание этих истин остается
в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно
философии Платона, единственный для человека
способ знать — это припоминать, находить
в вещах чувственного мира «отблески»
идей. Когда же человеку удается увидеть
следы идей — через красоту, любовь или
справедливые дела — то, по словам Платона,
крылья души, когда-то утерянные ею, вновь
начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте,
о необходимости искать ее в природе, людях,
искусстве или прекрасно устроенных законах,
потому что, когда душа постепенно восходит
от созерцания красоты физической к красоте
наук и искусств, далее — к красоте нравов
и обычаев, — это наилучший способ для души
подняться по «золотой лестнице» к миру
идей.
Второй силой, не менее преобразующей человека
и способной поднять его до мира богов,
является Любовь. Вообще, сам философ напоминает
Эрота: от также стремится достичь блага,
он и не мудр и не невежественен, но является
посредником между одним и другим, он не обладает
красотой и благом и именно поэтому стремится
к ним.
И философия, и любовь дают возможность
рождения чего-то прекрасного: от создания
прекрасных вещей до прекрасных законов
и справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры»
к свету идей, поскольку способность видеть
свет духовного Солнца (то есть созерцать
истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению,
мы смотрим не в том направлении.
В «Государстве» Платон также дает нам
учение об основных частях человеческой
души, каждая из которых имеет свои добродетели:
разумная часть души имеет в качестве добродетели
мудрость, вожделеющее начало (страстное
начало души) — умеренность и воздержанность,
а яростный дух (который может быть союзником
как первого, так и второго) — мужество
и способность подчиняться разуму. Все
вместе эти добродетели составляют справедливость.4
Платон проводит параллели между частями
души и типами людей в государстве и называет
справедливостью в государстве, когда
каждый человек находится на своем месте
и делает то, к чему более всего способен.
Особое место в «Государстве» Платон уделяет
стражам (воинам) и их воспитанию, которое
должно сочетать в себе две части: мусическую
и гимнастическую. Гимнастическое воспитание
позволяет подчинить страсти разумному
началу и развить в себе качество воли.
А мусическое — позволяет смягчить яростный
дух и подчинить его законам ритма и гармонии.
Учение Платона – идеализм, согласно его утверждениям, реально существует, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение – объективный идеализм, т. к., по Платону, ‹‹идея›› существует сама по себе, существует как общее для всех предметов. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. ‹‹Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними››5. Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаём посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это ‹‹восприемница и как бы кормилица всякого рождения››6. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределена, т. к. назначение её ‹‹состоит в том, чтобы во всём своём объёме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей››, соответственно ‹‹быть по природе своей чуждой каким бы то ни было формам››7. По Платону ‹‹идеи›› - истинно сущее бытие, а материя – небытие, и не будь ‹‹идей›› не могла бы существовать и материя.
Между
миром идей, как подлинно реальным
бытием, и небытием (т. е. материей как
таковой) существует по Платону ‹‹кажущееся
бытие›› (т. е. мир действительно
реальных, чувственно воспринимаемых
явлений и вещей), которое отделяет
истинное бытие от небытия. Так, как
мир чувственных вещей
Много внимания Платон уделяет вопросу ‹‹иерархизации идей››. Эта иерархизация представляет собой определённую упорядоченную систему объективного идеализма. Асмус А. Ф. выявляет следующую классификацию идей у Платона. Во-первых, ‹‹идеи›› высших ценностей - ‹‹идеи›› блага, истины, прекрасного и справедливого. Во-вторых, ‹‹идеи›› физических явлений и процессов: огонь, покой, движение, цвет, звук и т. д. В третьих, ‹‹идеи›› существуют и для отдельных разрядов существ, таких как животное и человек. В четвёртых, иногда Платон допускает существование ‹‹идей›› для предметов, производимых человеком. В пятых, большое значение в платоновской теории ‹‹идей›› имели ‹‹идеи отношений››.8 Самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, её сущность. Идея блага – вот самое важное знание, через него становятся пригодным и полезными справедливость и всё остальное.9
В своих диалогах Платон давал конкретные опытные образцы построения своего учения об идеях. Учение об идеях объединяется и отождествляется у Платона с мифологией, имеет под собой определённый мистический и социальный опыт.10
Учение Платона об идее как о принципе осмысления вещей, об их общей целостности, являющейся законом их отдельных проявлений, не может подвергаться сомнению какие бы изменения ни происходили в природе и в обществе.
Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется... Каждое тело, движимое извне, — неодушевленно, а движимое изнутри, из самого себя, — одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна.11
... Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно — и тоже в высшей степени — наше тело.12
Будучи совершенной и
Мы не без основания признали двойственными и отличными друг от друга эти начала: одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений.14