Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››.

Файлы: 1 файл

контрольная философия 1.docx

— 72.44 Кб (Скачать файл)

Платон проектирует такой  строй, где действия правителей согласуются  с действием справедливых законов. Так как идеальное государство  строится на началах законности, а  не усмотрения правителя, последние  призваны не заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в соответствии с потребностями в границах идеального проекта.

Платон признаёт, что указанный  им проект идеального государства труден, но вполне возможен. 25

Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до сиих пор ещё не было, диалог ‹‹Государство››  включается в литературный жанр, называемый утопией. Утопия Платона – глубокое философское произведение. Чтобы  нарисовать картины наилучшего государственного строя, необходимо ясно представлять себе недостатки государства существующего, современного. Философ также предложил  решения насущных проблем, говорил  о том, чего ещё нет, но что, по его  мнению, непременно должно возникнуть взамен существующего. Утопия Платона  – не теория индивидуальной свободы  граждан, а теория тотальной свободы  – свободы государства в его  целостности, неделимости. Но всё же Платон приносит человека в жертву государству. Он понял характерную  для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность  индивида государством. ‹‹Каждый из нас  сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих››. Поняв эту связь, Платон превратил её в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

  1. Академия Платона.

Свое имя школа Платона  получила оттого, что занятия проходили  в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы. Доступ в школу был открыт для всех. 
 
Истоки. При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия в Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора — унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы. 
 
Политическая направленность. Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям. 
 
Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока — за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством — они управляли согласно нормам идеального государства самими собой. 
 
«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя».

  1. Обучение в Академии.

В своем диалоге «Пир»  Платон дает образ любви как стремления к рождению и обретению бессмертия. И говорит о категории людей, у которых плодовито не тело, но душа и которые рождают свои творения в искусстве, науке или законодательстве. Однако для подобного рождения необходим  союз близких душ. По словам философа Л. Робена, «плодовитая душа приносит плоды только в общении с другой душой, в которой она распознает необходимые качества; общение же немыслимо без живого слова, без  ежедневных бесед, предполагающих совместную жизнь, организованную ради духовных целей… — словом, без философской школы, подобной той, что была задумана и  создана Платоном…» 
 
В школе Платона воспитание осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного круга друзей, где царила возвышенная любовь. Члены Академии делились на две группы: старшие — ученые и преподаватели и младшие — ученики, потому что, по мнению Платона, настоящая философия может существовать только в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы. 
 
Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения. И, преодолевая самих себя, получить опыт стремления к истине и Благу. Таким образом, важен был даже не столько предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека.

  1. Философия совместной жизни.

В своем диалоге "Пир" Платон дает образ любви как стремления к  рождению и обретению бессмертия. И говорит о категории людей, у которых плодовито не тело, но душа и которые рождают свои творения в искусстве, науке или законодательстве. Однако для подобного рождения необходим  союз близких душ. По словам философа Л. Робена, "плодовитая душа приносит плоды только в общении с другой душой, в которой она распознает необходимые качества; общение же немыслимо без живого слова, без  ежедневных бесед, предполагающих совместную жизнь, организованную ради духовных целей… - словом, без философской школы, подобной той, что была задумана и  создана Платоном…"

В школе Платона воспитание осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного  круга друзей, где царила возвышенная  любовь. Члены Академии делились на две группы: старшие - ученые и преподаватели  и младшие - ученики, потому что, по мнению Платона, настоящая философия может  существовать только в условиях постоянного  диалога между учителями и  учениками в стенах школы.

Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под  ней подразумевалась не техника  спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения. И, преодолевая самих себя, получить опыт стремления к истине и Благу. Таким образом, важен был даже не столько предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека.

  1. Философский образ жизни.

Основной  задачей педагогической деятельности Платона было формирование гармонично развитого человека - через каждодневные усилия и философский образ жизни. Платон так описывает этот образ  жизни: нужно возлюбить добродетель  больше удовольствий, отказаться от чувственных  наслаждений, соблюдать, в частности, умеренность в пище, каждодневно  жить так, чтобы иметь над собой  как можно большую власть.

В Академии практиковались и духовные упражнения, к ним можно отнести  подготовку ко сну, о которой Платон говорит, когда заводит речь о  неосознанных желаниях, о страшных и диких побуждениях к насилию, что таятся в каждом человеке. Чтобы  не иметь подобных сновидений, нужно  вечером, отходя ко сну, всякий раз готовить себя, пробуждая разумное начало души с помощью внутренней речи и рассуждений  о возвышенных предметах и  предаваясь размышлениям. Спать Платон советовал немного: А кто из нас  больше всего заботится о разумности жизни, тот пусть по возможности  дольше бодрствует, соблюдая при этом то, что полезно его здоровью. Если это войдет в привычку, то сон  людей будет недолог.

Другое  упражнение заключается в том, чтобы  в несчастьях сохранять спокойствие  и не возмущаться; для этого следует  призывать на помощь максимы, способные  изменить нашу внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе, что хорошая и плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать вещи, как они есть, и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю.

Таким образом, духовные упражнения, практикуемые учениками Академии, представляли собой  телесную и духовную аскезу: преодоление  страстей ради очищения ума и развития познавательных способностей.

С Академией связывается подлинное  рождение математики. Геометрия и  другие математические науки имели  первостепенное значение в обучении. Но они составляли только первый этап в формировании будущего философа. Они выполняли и своего рода этическую  функцию, так как позволяли очистить ум от чувственных представлений.

Академия  Платона была братством людей, единство которых состояло в выборе единого  образа жизни, формы жизни, данной великим  учителем. Академия будет славиться  среди потомков как достоинствами своих учеников, так и совершенством своей организации. Память об этой философской школе сохранится во всей последующей истории философии, и платоновская Академия станет образцом для подражания многих других школ.26

  1. Труды Платона.

Чтобы понять творчество Платона, необходимо знать, что философия  Платона изменялась с течением времени  и ее нельзя рассматривать как  полную и совершенно законченную  систему произведений, планомерно подчиненных  дидактической цели. Напротив, его  труды — это этапы внутреннего  путешествия философа. 
 
Философскую деятельность Платона можно разделить на три периода, которые с хронологической точки зрения можно классифицировать как ученичество, путешествия и преподавание. Если говорить о внешнем влиянии, то эти три этапа следует определить таким образом: сократовский период, период влияния Гераклита и элейской школы и, наконец, пифагорейский период. 
 
Труды Платона можно разделить на четыре группы: 
 
Первая состоит из полутора десятков диалогов, предшествующих большим произведениям, где Платон излагает теорию Идеи; самые значительные из них — «Апология Сократа», «Протагор», «Горгий», «Менон» и «Кратил». 
 
Вторая группа включает в себя произведения, где теория Идеи изложена в ее первоначальной форме: «Пир», «Федон», «Государство» и «Федр». 
 
Третья группа — это труды, которые можно было бы назвать «критическими», где Платон пересматривает свою доктрину, показывая, что необходимо внести в нее некоторые изменения: это «Теэтет», «Парменид», «Софист» и «Политик». 
 
Наконец, в четвертую группу входят труды, излагающие доктрину в ее последней форме: «Филеб», «Тимей» (с незаконченным «Критием»), «Законы» и письма. Сейчас признается подлинность, по крайней мере, некоторых из писем, приписываемых Платону, в частности семи или восьми наиболее значительных.27

 

 

 

Заключение

Платон – один из великих  мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего  человечества.

Так как основу учения Платона  составлял философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление. Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики.

Из сочинений Платона  черпали идеи не только корифеи объективного идеализма - Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения – Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. В сознании многих Платон был философом с пантеистическим учением о живом космосе и иерархией действующих в космосе живых сил.

Идеалистическая диалектика Платона – предшественница идеалистической  диалектики Гегеля, её философский  первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в  начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля.

Платон был первооткрывателем  в сфере философского освещения  обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них  отмечена печатью его творческого  гения.

Платон – один из тех  правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё  новых и новых эпох и поколений  людей в их непрекращающихся поисках  истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и  совершенной жизни.

Список использованной литературы:

  1. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975.;
  2. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.;
  3. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, - М.: Молодая гвардия, 1993.;
  4. Мамардашвили М.Г. «Лекции по античной философии». — М.: 1999.;
  5. Мусулин А.Р. « Учение Платона о душе». Статья в журнале «Человек без границ»;
  6. Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984.;
  7. Платон. Государство. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.III.–М.: Мысль, 1999.;
  8. Платон. Менон. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.I.–М.: Мысль, 1999.;
  9. Платон. Федон. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.II.–М.: Мысль, 1999.;
  10. Платон. Федр. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.II.–М.: Мысль, 1999.;
  11. Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов». — М.: «Высшая школа», 1981.
  12. http://ru.wikipedia.org.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3 стр

  1. Биография Платона…………………………………………………….5 стр
  2. Философия Платона. Элементы учения……………………………...7 стр
    1. Учение о бытии и небытии………………………………9 стр
    2. Платон о душе…………………………………………...11 стр
    3. О началах человеческой души………………………….12 стр
    4. Образ души-колесницы…………………………………13 стр
    5. Платон. Миф о пещере………………………………….14 стр
    6. О Красоте и о Любви……………………………………19 стр
    7. Об Эрате как образе философа…………………………21 стр
    8. Знание как припоминание………………………………22 стр
  3. Социальные взгляды Платона……………………………………….23 стр
  4. Академия Платона……………………………………………………31 стр
  5. Обучение в академии…………………………………………………32 стр
  6. Философия совместной жизни………………………………………33 стр
  7. Философский образ жизни…………………………………………...34 стр
  8. Труды Платона………………………………………………………..35 стр

Информация о работе Философия Платона