Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:02, доклад

Описание работы

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Файлы: 1 файл

семинар 2.docx

— 40.37 Кб (Скачать файл)

1.Философия Платона  

1. Общая характеристика  личности и творчества Платона.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) –  крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной  философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления  в философии. Платон – первый древнегреческий  философ, оставивший после себя ряд  фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство  произведений Платона написано в  форме диалогов.

2. Платон –  основоположник идеалистического  направления философии.

Платон является основателем  идеализма. Главными положениями его  идеалистического учения являются следующие:

материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в  действительности не существует как  самостоятельная субстанция;

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением  идеи коня, которая вечна и неизменна  и т.д.);

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3. «Триада» Платона  – «единое», «ум», «душа».

Также Платон выдвигает философское  учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

«единого»;

«ума»;

«души».

«Единое»:

является основой всякого  бытия;

не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

есть ничто;

выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки  зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»:

происходит от «единого»;

разделен с «единым»;

противоположен «единому»;

является сущностью всех вещей;

есть обобщение всего  живого на земле.

«Душа»:

подвижная субстанция, которая  объединяет и связывает»единое –  ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой  все вещи и все явления;

также согласно Платону душа может быть мировой и душой  отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут  иметь также вещи и неживая  природа;

душа человека (вещи) есть часть мировой души;

душа бессмертна;

при смерти человека умирает  только тело, душа же, ответив в подземном  царстве за свои земные поступки, приобретает  новую телесную оболочку;

постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

4. Гносеология  (учение о познании) Платона.

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной  им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир  является всего лишь отображением «мира  идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

высшей духовной деятельностью  могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

5. Проблема государства  в философии Платона.

Особую роль в своей  философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита  и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением  явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в  котором отпадает необходимость  в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия – справедливая власть одного человека;

тирания – несправедливая власть одного человека;

аристократия – справедливая власть меньшинства;

олигархия – несправедливая власть меньшинства;

демократия – справедливая власть большинства;

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных  вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия  и тимократия являются несправедливыми  формами государства, а демократия – власть большинства – редко  бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию  или тимократию, двумя стабильными  и оптимальными формами государства  могут быть только аристократия и  монархия.

6. Платоновский  проект государства.

Также Платон выдвигает собственный  план государственного устройства, согласно данному плану:

все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

работники (крестьяне и  ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть  частной собственностью;

воины занимаются физическими  упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в  военных действиях;

философы (мудрецы) – разрабатывают  философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

философы и воины не должны иметь частной собственности;

жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

не существует брака, все  жены и дети общие;

допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных  в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел  некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность  и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного  плана были сохранены.

7. Значение философии  Платона.

Историческое  значение философии Платона в  том, что

впервые философом оставлено  целое собрание фундаментальных  произведений;

положено начало идеализму  как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность  материалистической «линии Демократа»);

впервые глубоко исследованы  проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;

были заложены основы понятийного  мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие –  становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое  и др.);

была создана философская  школа (Академия), просуществовавшая  около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона.

Академия Платона –  религиозно-философская школа, созданная  Платоном в 387 г. в природе Афин и  просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную  философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник  язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской  философии.

2. Философия Аристотеля

1. Этапы творчества  Аристотеля и его основные  произведения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического  периода, ученик Платона, воспитатель  Александра Македонского. В своей  философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

367-347 гг. до н.э. (20 лет) –  работал, начиная с 17-летнего  возраста, в Академии Платона  и был его учеником (до момента  смерти Платона);

347-335 гг. до н.э. (12 лет) –  жил и работал в Пелле –  столице Македонского государства  по приглашению царя Филиппа;  воспитывал Александра Македонского;

335-322 гг. – основал собственную  философскую школу – Ликей  (перипатетическую школу) и работал  в ней до своей смерти.

К наиболее известным произведениям  Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

2. Классификация  философии, данная Аристотелем.

Философию Аристотель разделил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

практическую  – о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть  философии была выделена логика.

3. Критика Аристотеля  как способ объяснения сути  бытия.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии  Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой  идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей»  от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи  с окружающей действительностью, которая  имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и  др.

Аристотель дает свою трактовку  данной проблемы:

не существует «чистых  идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых  являются все вещи и предметы материального  мира;

существуют только единичные  и конкретно определенные вещи;

данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея  лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся  в конкретном месте и имеющий  свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и  т.д.; 

индивидуумы являются первичной  сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) –  вторичной.

4. Категории Аристотеля  как способ объяснения сути  бытия.

Поскольку бытие  не есть «чистые идеи» («эйдосы») и  их материальное отражение («вещи»), возникает  вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с  древнегреческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий  говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

сущность (субстанция);

количество;

качество;

отношение;

место;

время;

положение;

состояние;

действие;

страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение  и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

5. Проблема материи  в философии Аристотеля

Важное место в философии  Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя  – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ  также приходит к выводам о  том, что:

все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

реальность – это последовательность перехода от материи к форме и  от формы к материи;

потенция (материал) есть пассивное  начало, форма – активное;

высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне  мира.

6. Проблема души  и человека в философии Аристотеля.

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три  уровня души:

растительная душа;

животная душа;

разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Информация о работе Философия Платона