Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:02, доклад

Описание работы

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Файлы: 1 файл

семинар 2.docx

— 40.37 Кб (Скачать файл)

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря  ей организм дополняется функциями  ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все  вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения  и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически  подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

отличается от животных наличием мышления и разума;

имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося  производством материальных благ и  их распределением, проживающего на одной  территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание  внутреннего порядка, содействие экономике  и т.д.) является государство.

7. Классификация  Аристотеля форм государства.

Аристотель выделяет шесть  типов государства:

монархия;

тирания;

аристократия;

крайняя олигархия;

охлократия (власть толпы, крайняя  демократия);

полития (смесь умеренной  олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и  охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития –  совокупность умеренной олигархии  и умеренной демократии, государство  «среднего класса» (идеал Аристотеля).

8. Историческое  значение философии Аристотеля в том, что он:

внес существенные коррективы в ряд положений философии  Платона, критикуя учение о «чистых  идеях»;

дал материалистическую трактовку  происхождения мира и человека;

выделил 10 философских категорий;

дал определение бытия  через категории;

определил сущность материи;

выделил шесть типов государства  и дал понятие идеального типа – политии;

внес существенный вклад  в развитие логики (дал понятие  дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов  – вывода из двух и более посылок  заключения).

 

3. Философия Сократа

В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470/469 — 399 гг. до н. э.). Сделав философию своей специальностью, он тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам. То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской  деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными  оракулами:

  • необходимостью каждому “познать самого себя”
  • “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.

С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии  на знание истины и громогласные заявления  об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке  — методом для приобщения людей  к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание  своего невежества.

Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.

Индуктивные рассуждения

Рассматривая другие идеи Сократа, оказавшие огромное влияние  на дальнейшее развитие философии, важно  отметить его роль в разработке общих  определений и индуктивных рассуждений. “Две вещи можно по справедливости, — пишет Аристотель, — приписывать  Сократу — доказательства через  наведение и общие определения”. При этом общие определения, с  помощью которых Сократ стремится  отыскать “сущность вещей”, Аристотель увязывает с появлением диалектического  анализа, который, по существу, отсутствовал до Сократа. “Ведь тогда еще не было, — объясняет свою мысль  Аристотель, — диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь  сути, рассматривать противоположности”. Индуктивное рассуждение предполагает, что в процессе анализа определенного  числа вещей или отдельных  суждений можно сделать общее  суждение через понятие. Так, например, (в диалоге Платона “Горгий”) из утверждений о том, что тот, кто изучил архитектуру, является архитектором, кто обучался музыке, — музыкантом, тот, кто изучал медицину — стал врачом, Сократ приходит к общему утверждению, т. е. к понятию, что тот, кто изучил науку — это тот, кто сделал саму науку. Таким образом, индуктивное  рассуждение предназначено для  определения понятия и это  понятие должно выражать сущность или  природу вещи, т. е. чем в действительности она является. С полным основанием можно утверждать, что Сократ стоял  у истоков формирования в философии  общих понятий.

Диалектика

Существенным, как уже  отмечалось выше, был вклад Сократа  в развитие диалектики. Аристотель, например, считал, что до Сократа не существовало диалектики. Учению Гераклита о постоянной текучести чувственных вещей он противопоставляет идеи Сократа о диалектике, так как последний никогда не наделял общее обособленным существованием. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, т. е. учением о целесообразности. Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый, можно сказать, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и Аристотеля.

 

4.Школы философии

1. Общее понятие  досократических философских школ.

Первые, досократические  философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам  Древней Греции относятся:

милетская школа:

школа пифагорейцев;

школа Гераклита Эфесского;

элейская школа;

атомысты.

Характерными чертами  досократических философских школ являлись:

ярко выраженный космоцентризм;

повышенное внимание к  проблеме объяснения явлений окружающей природы;

поиск первоначала, породившего  все сущее;

гилозоизм (одушевление неживой  природы);

доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школа  («физики») – Фалес, Анаксимандр,  Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

выступали с материалистических позиций;

занимались не только философией, но и другими науками – точными  и естественными;

пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

искали первоначально  – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих  ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское  наследие:

первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был  гилозоистом – одушевлял все  сущее);

допускал наличие множества  богов;

считал центром вселенной  Землю;

точно определил продолжительность  года – 365 дней;

сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой  все возникло, все состоит и  в которую все превратиться;

вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят  из микроскопических элементов; после  гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

первым выдвинул идею о  происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

первопричиной всего сущего считал воздух;

выдвинул идею о том, что  все вещества на Земле – результат  различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в  воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

проводил параллели между  душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

отождествлял божества с  силами природы и небесными светилами.

3. Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я  половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

первоначалом всего сущего считал огонь;

вывел закон единства и  борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

считал, что весь мир находится  в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти  дважды»);

был сторонником круговорота  веществ в природе и цикличности  истории;

признавал относительность  окружающего мира («морская вода грязная  для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот  же поступок человека может быть и  хорошим, и плохим);

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой  Разум;

выступал за материальность человеческой и мировой души;

был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

движущей силой всех процессов  считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

4. Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я  половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к  числу и измерить с помощью  числа);

выступали за познание мира через число (считали познание через  число промежуточным между чувственным  и идеалистическим сознанием);

считали единицу мельчайшей частицей всего;

пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское  и др.).

5. Элеаты.

Элеаты – представители  элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

изучали проблемы познания;

жестоко разделяли чувственное  познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

были сторонниками монизма  – выводили всю множественность  явлений из единого первоначала;

считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты.

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы  – «атомы».

Информация о работе Философия Платона