Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:36, реферат
Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму.
Здесь родилось само слово “философия” (по-гречески “любовь к мудрости”).
Впервые оно встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки его употребляет уже Платон.
Введение
1. Жизнь Платона
2. Учение Платона об идеях
3. Учение Платона о знании
4. Академия Платона
Заключение
Список литературы
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ,
ну ты знаешь наверно как его оформить
. посмотри в инете если что)))
Философия
Платона
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Жизнь Платона
2. Учение Платона об идеях
3. Учение Платона о знании
4. Академия Платона
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Философия
начала зарождаться на заре человеческой
цивилизации, когда стали усложняться
хозяйственные и гражданские
отношения людей, возникали зачатки
научных знаний, появлялась общественная
потребность в изучении общих
принципов бытия и познания, когда
ответов, которые давала мифология,
уже не хватало. В Древней Греции
философия обрела свою классическую
форму.
Здесь родилось само слово “философия”
(по-гречески “любовь к мудрости”).
Впервые оно встречается у Пифагора, а
в качестве названия особой науки его
употребляет уже Платон.
Платон
расширил сократовский метод определения
понятий, распространив его на всю область
онтологии, космологии, психологии, теории
познания, этики, теории воспитания, теории
общественно-политического устройства,
законодательства, эстетики и учения о
художественном воспитании.
Философский идеализм, которому Платон
следовал, превратился у него – впервые
в истории греческой мысли – в философскую
систему. Учение Платона стало синтезом
досократовского направления философии
(пифагорейцы,
Гераклит, Парменид) и учения Сократа о
совершенном разуме. Он во многом восстановил
мифопоэтическую картину мира и в то же
время противопоставил физическим описаниям
онтологические обоснования. Платон впервые
пришел к категориальной, ноуменальной
(“нус” – по-гречески “ум”) диалектике.
Свои
основные доктрины Платон вырабатывал
в живом общении с близкими
по духу мыслителями и в страстной
борьбе против учений, им отвергавшихся.
Он не замыкался в стенах своей
Академии, а был одной из деятельных
сил кипевшей вокруг него жизни.
1. Жизнь Платона
Сведения о жизни Платона скудны и противоречивы. Слава сопутствовала ему еще при жизни, а после смерти его имя с благодарностью и восторгом одно поколение передавало другому. Со временем фигура Платона в предании выросла до мифологического масштаба. Античные биографы, как правило, без отбора приводили сплетни, исторические факты и ходячие мифы, любили пересказывать сны и чудесные предзнаменования, якобы сопровождавшие Платона от колыбели до могилы.
Так, например,
многие почтенные источники
Достоверным
же является тот факт, что родился
Платон в богатой семье
Аристона и Периктионы на острове Эгина,
неподалеку от Афин. А Афины в то время
(первая половина IV века до н.э.) были блестящим
центром греческой культуры. В день рождения
будущего философа (21 мая 427 г. до н.э.) греки
веселились: на Делосе отмечался день
рождения Аполлона.
Как все
афинские юноши его сословия, Платон
обучался гимнастике, музыке, грамматике,
писал стихи, обожал театр, участвовал
в атлетических соревнованиях, в
частности, истмийских, готовился стать
доблестным гражданином. В последствии
свои художественные склонности и дарования
Платон с успехом поставил на службу философии.
Этой науке Платон обучался сначала у
Кратила, последователя Гераклита. Однако
решающий поворот в его биографии связан
с именем Сократа. В двадцать лет Платон
стал слушателем сократовских бесед. До
конца жизни философ хранил образ учителя
в своей памяти и сделал его героем множества
произведений.
После
казни Сократа (399 г. до н.э.) Платон покинул
Афины, чтобы вернуться сюда только через
двенадцать лет. Его ждали Египет, Кирена,
Южная
Италия и Сицилия (последовательность,
в какой Платон посетил эти страны, указывается
различными древними авторами по-разному).
В самом начале путешествия Платон задержался в близкой к Афинам Мегаре, где главой центра молодых философов и ученых был Евклид (не автор знаменитых “Начал”, а его “однофамилец”). Массу важных впечатлений и сведений Платон вынес из пребывания в Египте, который в то время был для греков образцом промышленной страны. Сильное впечатление на Платона произвели система обучения арифметике и фиксированные формы разделения труда, практиковавшиеся в этом государстве. Это оказало влияние на формирование научных и политических воззрений Платона. Дольше всего Платон пробыл в Гелиополе, центре египетской религии.
В африканской Кирене философ общался с видным греческим астрономом и сведущим в музыкальной акустике математиком Феодором, которого Платон сделал потом героем трех своих диалогов.
Затем
Платон побывал в Южной Италии,
так называемой Великой Греции, где
большим успехом в то время
пользовалось учение пифагорейцев. Философ
специально прибыл сюда, чтобы ознакомиться
с их математическими
Последней
остановкой Платона стала Сицилия
и ее крупнейший город и культурный
центр – Сиракузы. Политическим строем
на Сицилии была тирания – переходная
форма от господства старой аристократии
к господству рабовладельческого “демоса”
(“народа”). Власть в Сиракузах в то время
вот уже 38 лет принадлежала энергичному
и властолюбивому тирану Дионисию. При
его дворе находилось множество поэтов,
музыкантов, живописцев. Тут сильно развилось
искусство мимов, у которых Платон, быть
может, учился мастерству индивидуальной
характеристики персонажей своих диалогов.
Платон пытался увлечь Дионисия идеей
просвещенной монархии, но не преуспел
в этом деле.
Тогда философ сблизился с родственником
тирана, Дионом, и попытался повлиять на
него. За это он был выслан из Сиракуз.
По пути в Афины его высадили в Эгине, которая
находилась в острой вражде с Афинами.
Платон попал в рабство, но его друзья
и знакомый по Кирене Анникерид организовали
выкуп философа.
В 387 г.
до н.э. в сорокалетнем возрасте – а греки
считали его временем расцвета человека
– Платон вернулся в Афины. Он купил участок
рощи, носившей имя древнеаттического
героя Академа, и организовал тут первую
в истории человечества подлинно научную
школу – Академию. По приданию, над ее
дверями висела надпись: “Необученным
геометрии вход воспрещен”. Математика
не только преподавалась в Академии, но
и была важным предметом научных исследований,
проводившихся учеными школы. Школа Платона
стала эпохой в истории античной математики.
Отсюда вышли знаменитые математики Теэтет,
Евдокс и многие другие. В умственной атмосфере
Академии вырос и созрел гений величайшего
из учеников Платона, Аристотеля, который
пробыл здесь двадцать лет.
После
основания Академии Платон совершил
еще две поездки в Сицилию
при преемнике Дионисия I Дионисии
II, получившем власть в 367 г. до н.э.
Инициатором приглашения был Дион, с которым
Платон подружился во время своего первого
пребывания в Сицилии. Платон принял приглашение
в надежде теперь уже через посредство
Дионисия Младшего осуществить свой проект
идеального государственного строя. Он
настоял, чтобы тиран прошел курс обучения,
начинавшийся с изучения математики. Но
придворные Дионисия внушили ему мысль,
будто целью Платона было отдалить Дионисия
от государственных дел и возвысить Диона.
Поводом для обвинения Диона послужили
также перехваченные письма к карфагенским
полководцам. Дион был отправлен в ссылку,
и все его попытки примириться с тираном
проваливались.
Платон же решил вернуться в Афины, но
при отъезде был задержан. Только в результате
настояний Архита из Тарента ему удалось
покинуть Сиракузы и уехать в Спарту, где
он встретился с Дионом.
В 357 г.
до н.э. Дион поднял восстание против Дионисия.
Его поддерживали участники Академии
Платона: Евдем, Тимонид, Каллип. Дион одержал
победу, но в 354 г. до н.э. был убит бывшим
платоновцем Каллипом, который на короткое
время захватил власть в Сиракузах. Политические
планы
Диона, которые ему так и не удалось осуществить,
несомненно, испытали на себе влияние
платоновских идей.
Оставшуюся
жизнь Платон провел в Афинах, разочаровавшись
в активной политике и посвятив себя
философским и научным
Аполлона.
2. Учение Платона об идеях
Согласно
Платону, окружающий нас видимый
материальный мир является всего
лишь “тенью” умопостигаемого мира
“идей” (по-гречески “эйдосов”).
“Есть прекрасное само по себе, благо
само по себе и так далее в отношении всех
вещей, хотя мы и признаем, что их много.
А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем
соответственно единой идее, одной для
каждой вещи”1. В то время как “идея”
является неизменной, неподвижной и вечной,
вещи материального мира постоянно возникают
и гибнут. “Вещи можно видеть, но не мыслить,
идеи же, напротив, можно мыслить, но не
видеть” (Гос-во, 305).
Платон,
чрезвычайно любящий
“Государстве” с помощью символа пещеры.
В пещере сидят люди, скованные оковами
и не могущие пошевелиться. За их спинами
в вышине горит свет. Между ним и узниками
проходит верхняя дорога, по которой идут
другие люди и несут различную утварь,
статуи, всяческие изображения живых существ,
сделанные из камня и дерева. Узники не
видят всех этих предметов, они сидят к
ним спиной и только по теням, отбрасываемым
на стену пещеры, могут составлять свое
представление о них. Таково, по Платону,
и строение всего мира. А эти узники –
люди, принимающие видимые вещи, которые
на самом деле всего лишь жалкие тени и
подобия, за их сущность.
Кроме
мира вещей и мира “идей” существует
еще мир небытия. Это
“материя”. Но она не вещественная основа,
или субстанция вещей. “Материя”
Платона – беспредельное начало и условие
пространственного обособления множества
вещей, существующих в чувственном мире.
В образах мифа Платон характеризует “материю”
как всеобщую “кормилицу”, как “восприемницу”
всякого рождения и возникновения. “Материя”
совершенно неопределенна и бесформенна.
Чувственный мир – то есть все окружающие
нас предметы – это нечто “среднее” между
обеими сферами. Между областью “идей”
и областью вещей у Платона посредствует
еще “душа мира”, или мировая душа. Чувственный
мир не непосредственное, но все же порождение
мира “идей” и мира “материи”.
Царство
“идей” Платона представляет собой
определенную систему: “идеи” бывают
высшие и низшие. К высшим, например,
относятся “идея” истины и
“идея” прекрасного. Но наивысшей, по
Платону, является “идея” блага. “То,
что придает познаваемым вещам истинность,
а человека наделяет способностью познавать,
это ты и считай идеей блага – причиной
знания и познаваемости истины. Как ни
прекрасно и то и другое – познание и истина,
но, если идею блага ты будешь считать
чем-то еще более прекрасным, ты будешь
прав” (Гос- во, 307). “Идея” блага стягивает
все множество “идей” в некоторое единство.
Это единство цели. Порядок, господствующий
в мире, есть порядок целесообразный: все
направляется к благой цели. И хотя “благо”
скрывается во мраке непостижимого, некоторые
черты “блага” все же могут быть уловлены.
В известном смысле Платон отождествил
“благо” с разумом. А так как, по
Платону, разумность обнаруживается в
целесообразности, то “благо” Платон
сближает с целесообразным.
В “Пире” нет четкой картины строения космоса. Речь в этом диалоге идет о любви и еще шире, о прекрасном, и приходит к описанию сущности “идеи” прекрасного во всей ее безотносительности к чему-либо. Опираясь на это, можно составить представление о сущности платоновских “идей” вообще.
Тот, кто
познает саму “идею” прекрасного,
“увидит вдруг нечто
Как было
сказано в самом начале, философская
система Платона, явилась синтезом,
существовавших до него идей, которые
он развил до качественно нового уровня.
Интуитивное привлечение таких
досократовских элементов, как земля,
вода, воздух и огонь, является для Платона
уже некоторого рода примитивным эмпиризмом.
Вместо этого он пользуется уже такой
абстрактно- всеобщей категорией, как
необходимость или беспредельность. Понятие
“идеи” уже не отличается у него таким
описательным характером, как это было
прежде всего у Гераклита. Его “идея”
уже не наивно-описательно, а с мыслительной
необходимостью, то есть чисто диалектически,
объединяется с материей.