Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:36, реферат
Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму.
Здесь родилось само слово “философия” (по-гречески “любовь к мудрости”).
Впервые оно встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки его употребляет уже Платон.
Введение
1. Жизнь Платона
2. Учение Платона об идеях
3. Учение Платона о знании
4. Академия Платона
Заключение
Список литературы
3. Учение Платона о знании
Учение
о знании тесно связано с теорией
“идей” Платона. Потому что знание
и есть способность постичь вечное,
истинное, тождественное себе самому
– то есть “идеи” и высшую из них
“идею” блага. С учением о знании
связано также учение о душе, которая
является посредником между мирами
“идей” и чувственных вещей. Цель души
– постижение “идеи”. В диалоге “Федр”
говорится, что познание – это процесс
вспоминания душой того, что она знала,
находясь в мире “идей”, до своего воплощения
в чувственном мире.
В “Государстве”
также говорится, что, будучи приближенной
к миру бытия, душа имеет исконное
знание истины, пробуждаемое в ее земном
существовании с помощью
“Знание направлено на бытие, чтобы познать его свойства” (Гос-во, 273), в то время как мнение – это всего лишь становление. Знание – истинно, а мнение неистинно. Мир бытия и мир становления - два нетождественных мира, мышление и мнение относятся к разным мирам, а поэтому, хотя истина остается все же за мышлением, мнение не становится от этого иллюзорным. Мнение аналогично истине в той же пропорции, и поэтому вполне допустима такая ситуация, когда правильно составленное мнение может именоваться истинным мнением.
Собственно
мышлению, как его понимает Платон,
принадлежат лишь идеи чистого бытия,
никак не связанные с материей,
из наук это только арифметика, из разделов
философии - только онтология. Все остальное
- физические науки, естествознание, геометрия,
науки об обществе, из разделов философии
- космология, политика, этика, эстетика,
психология ит. п., - так или иначе
связано с миром становления и подлежит
мнению. Следовательно, то, что Платон
именует знанием, к практической жизни
не имеет никакого отношения, это узкая
область чисто теоретического знания
и еще уже - философской теории.
4. Академия Платона
Основание
Платоном в 388 г. до н. э. Академии в Афинах
стало значительным событием не только
для научной, но и для политической
жизни греческих государств. Целью
школы было воспитание государственных
деятелей в духе политико-философского
учения Платона. Распространенным является
мнение, что основание ее было связано
с невозможностью для Платона
выступить на политическом поприще
и, отсюда - его обращением к "чистой
науке", представляется не совсем верным.
Не желая принимать участие в
политической игре, правила которой
казались ему недостойными, он, однако,
не отказался от политической деятельности
вообще, но избрал для себя иной путь
и методы воздействия на погрязшее
в смуте общество, смысл которых
изложен в его сочинениях. Орудием
же изменения окружающего мира должны
были стать его ученики - философы
и ученые, люди, владеющие искусством
политики.
Этой цели должна была служить Академия.
В самом
деле, влияние Академии и ее членов
на политические события в
Греции и за ее пределами трудно переоценить.
Направления этого влияния были совершенно
различны - от вмешательства в политику
целых государств до мягкого политического
давления. Самым впечатляющим по своим
результатам был
Сицилийский эксперимент Платона и деятельность
его учеников в Сиракузах. Из среды слушателей
Академии вышли законодатели, советники
правителей, ораторы, тираны, тираноборцы,
политические мыслители.
Следует
объяснить, почему политическое влияние
Академии проявлялось столь
Платона политиков руководили подчас
не только высокие, но и низменные побуждения.
Стремление Платона заложить философские
основы в политике, в которой он видел
высшее искусство, неизбежно наталкивалось
на жесткие условия реальной жизни в переходную
эпоху, изменить которые было не под силу
законодателю или философу-правителю.
Значение Академии как школы государственных
деятелей заключалось не в способности
ее учеников излечить больное общество,
а в том, что гражданской апатии, политическому
цинизму и авантюризму она стремилась
противопоставить программу совершенствования
общества, "разбудить" политическую
активность граждан, возродить искусство
политики. А поразительное разнообразие
этой политической активности учеников
Платона, на наш взгляд, является свидетельством
особого
(сократовского!) метода воспитания, предполагавшего
высокую степень терпимости, духовный
суверенитет, свободу выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Платон
– основатель одного из основных течений
в философии – объективного идеализма.
Его объективный идеализм это
учение о самостоятельном
Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия кладет идеальные сущности, в основу познания -- интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души.
Влияние Платона было явным в первые века нашей эры, когда формировалось христианское мировоззрение. Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его идеалистическая диалектика.
Ученик
Платона – Аристотель – ввел
другую методологическую программу
– опору на наблюдение и опыт,
а не на отвлеченные, умозрительные
рассуждения.
Она и сейчас определяет лицо научного
познания. Чем же может быть важен
Платон сегодня? В последнее время происходит
некоторая переоценка роли науки. Значение
науки для развития цивилизации бесспорно.
Но всегда ли она развивается в правильном
русле? Сейчас наука стоит на пороге вторжения
в святая святых – воспроизводство человека.
Она постоянно работает над усовершенствованием
и производством все более и более разрушительного
оружия. Технические и материальные достижения
западной цивилизации огромны, но на их
фоне отступают и забываются такие понятия,
как духовность, нравственность. В наше
время очень важно обращение к более духовным
областям знания, возвращение к более
нравственному и идеальному. Здесь свою
роль может сыграть и Платон.
В нашей
стране важно влияние Платона
именно как мастера диалогического
искусства. Изучение теории и практики
античного диалога, оказавшего огромное
влияние на мировое диалоговое и риторическое
искусство, может помочь делу возрождения
в нашу пору культуры античного диалектического
мышления, выработке необходимых навыков
творческого, в противоположность догматическому,
мышления. Опыт древних греков сегодня
актуален и необходим, ибо мы по существу
стоим перед теми же проблемами, в которых
по-своему пытались разобраться граждане
древнегреческих полисов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмус В. Платон. М., Мысль, 1969.
2. Лосев
А.Ф. История античной
3. Блохина
И.Р. Академия Платона как
Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. СПб., 2001.
4. Спиркин А.Г. Философия. Издание Второе. М., 2002.
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
6. Философия: Учебник. Отв. редакторы: Губин В.Д. и др. М., 2001.