Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:36, реферат

Описание работы

Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму.
Здесь родилось само слово “философия” (по-гречески “любовь к мудрости”).
Впервые оно встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки его употребляет уже Платон.

Содержание работы

Введение
1. Жизнь Платона
2. Учение Платона об идеях
3. Учение Платона о знании
4. Академия Платона
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия Платона.docx

— 29.64 Кб (Скачать файл)

3. Учение Платона  о знании

Учение  о знании тесно связано с теорией  “идей” Платона. Потому что знание и есть способность постичь вечное, истинное, тождественное себе самому – то есть “идеи” и высшую из них  “идею” блага. С учением о знании связано также учение о душе, которая  является посредником между мирами 
“идей” и чувственных вещей. Цель души – постижение “идеи”. В диалоге “Федр” говорится, что познание – это процесс вспоминания душой того, что она знала, находясь в мире “идей”, до своего воплощения в чувственном мире.

В “Государстве”  также говорится, что, будучи приближенной к миру бытия, душа имеет исконное знание истины, пробуждаемое в ее земном существовании с помощью диалектического  рассуждения; сложенные вместе, знание и рассуждение составляют мышление, направленное на бытие, то есть на то, что  не имеет связи с материальным миром. Относительно вещей материальных, имеющих рождение и пребывающих в становлении, невозможно знание, бессмысленно рассуждение, непригодно мышление. Здесь душа пользуется совсем другими инструментами - более или менее правильным воззрением (мнением), которое складывается из запечатленного в памяти подобия вещи и убеждения в его достоверности (уподобление и вера).

“Знание направлено на бытие, чтобы познать  его свойства” (Гос-во, 273), в то время как мнение – это всего лишь становление. Знание – истинно, а мнение неистинно. Мир бытия и мир становления - два нетождественных мира, мышление и мнение относятся к разным мирам, а поэтому, хотя истина остается все же за мышлением, мнение не становится от этого иллюзорным. Мнение аналогично истине в той же пропорции, и поэтому вполне допустима такая ситуация, когда правильно составленное мнение может именоваться истинным мнением.

Собственно  мышлению, как его понимает Платон, принадлежат лишь идеи чистого бытия, никак не связанные с материей, из наук это только арифметика, из разделов философии - только онтология. Все остальное - физические науки, естествознание, геометрия, науки об обществе, из разделов философии - космология, политика, этика, эстетика, психология ит. п., - так или иначе связано с миром становления и подлежит мнению. Следовательно, то, что Платон именует знанием, к практической жизни не имеет никакого отношения, это узкая область чисто теоретического знания и еще уже - философской теории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Академия Платона

Основание Платоном в 388 г. до н. э. Академии в Афинах стало значительным событием не только для научной, но и для политической жизни греческих государств. Целью  школы было воспитание государственных  деятелей в духе политико-философского учения Платона. Распространенным является мнение, что основание ее было связано  с невозможностью для Платона  выступить на политическом поприще  и, отсюда - его обращением к "чистой науке", представляется не совсем верным. Не желая принимать участие в  политической игре, правила которой  казались ему недостойными, он, однако, не отказался от политической деятельности вообще, но избрал для себя иной путь и методы воздействия на погрязшее  в смуте общество, смысл которых  изложен в его сочинениях. Орудием  же изменения окружающего мира должны были стать его ученики - философы и ученые, люди, владеющие искусством политики. 
Этой цели должна была служить Академия.

В самом  деле, влияние Академии и ее членов на политические события в 
Греции и за ее пределами трудно переоценить. Направления этого влияния были совершенно различны - от вмешательства в политику целых государств до мягкого политического давления. Самым впечатляющим по своим результатам был 
Сицилийский эксперимент Платона и деятельность его учеников в Сиракузах. Из среды слушателей Академии вышли законодатели, советники правителей, ораторы, тираны, тираноборцы, политические мыслители.

Следует объяснить, почему политическое влияние  Академии проявлялось столь разнообразно, а в сфере практической действиями вышедших из школы 
Платона политиков руководили подчас не только высокие, но и низменные побуждения. Стремление Платона заложить философские основы в политике, в которой он видел высшее искусство, неизбежно наталкивалось на жесткие условия реальной жизни в переходную эпоху, изменить которые было не под силу законодателю или философу-правителю. Значение Академии как школы государственных деятелей заключалось не в способности ее учеников излечить больное общество, а в том, что гражданской апатии, политическому цинизму и авантюризму она стремилась противопоставить программу совершенствования общества, "разбудить" политическую активность граждан, возродить искусство политики. А поразительное разнообразие этой политической активности учеников Платона, на наш взгляд, является свидетельством особого 
(сократовского!) метода воспитания, предполагавшего высокую степень терпимости, духовный суверенитет, свободу выбора.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Платон  – основатель одного из основных течений  в философии – объективного идеализма. Его объективный идеализм это  учение о самостоятельном существовании  “идей” как общих и родовых  понятий, а душа платоновского идеализма  – учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие  идеала. Платон идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону, менее всего должно быть адекватно  познаваемому миру, главное в познании – это усмотрение перспективы  движения к совершенству. Платон проповедовал всеобщую гармонию, он же впервые заговорил  об идеальной, духовной любви, не связанной  с чувственными вожделениями.

Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое  в основание бытия кладет идеальные  сущности, в основу познания -- интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души.

Влияние Платона было явным в первые века нашей эры, когда формировалось христианское мировоззрение. Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его идеалистическая диалектика.

Ученик  Платона – Аристотель – ввел другую методологическую программу  – опору на наблюдение и опыт, а не на отвлеченные, умозрительные  рассуждения. 
Она и сейчас определяет лицо научного познания. Чем же может быть важен 
Платон сегодня? В последнее время происходит некоторая переоценка роли науки. Значение науки для развития цивилизации бесспорно. Но всегда ли она развивается в правильном русле? Сейчас наука стоит на пороге вторжения в святая святых – воспроизводство человека. Она постоянно работает над усовершенствованием и производством все более и более разрушительного оружия. Технические и материальные достижения западной цивилизации огромны, но на их фоне отступают и забываются такие понятия, как духовность, нравственность. В наше время очень важно обращение к более духовным областям знания, возвращение к более нравственному и идеальному. Здесь свою роль может сыграть и Платон.

В нашей  стране важно влияние Платона  именно как мастера диалогического искусства. Изучение теории и практики античного диалога, оказавшего огромное влияние на мировое диалоговое и риторическое искусство, может помочь делу возрождения в нашу пору культуры античного диалектического мышления, выработке необходимых навыков творческого, в противоположность догматическому, мышления. Опыт древних греков сегодня актуален и необходим, ибо мы по существу стоим перед теми же проблемами, в которых по-своему пытались разобраться граждане древнегреческих полисов. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмус В. Платон. М., Мысль, 1969.

2. Лосев  А.Ф. История античной философии  в конспективном изложении. 2-е  изд., исправл. – М., ЧеРо, 1998.

3. Блохина  И.Р. Академия Платона как школа  государственных деятелей

Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. СПб., 2001.

4. Спиркин  А.Г. Философия. Издание Второе. М., 2002.

5. Лосев  А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

6. Философия:  Учебник. Отв. редакторы: Губин В.Д. и др. М., 2001.


Информация о работе Философия Платона