Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:45, реферат
Платон расширил сократовский метод определения понятий, распространив его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства, законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании.
Философский идеализм, которому Платон следовал, превратился у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. Учение Платона стало синтезом до сократовского направления философии (пифагорейцы,
Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме
ВВЕДЕНИЕ
Философские взгляды Платона
Философия государства
Философия права
Философия политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Платон разделял человеческую душу на три составляющие: познающую, чувствующую и желающую, о выделении в единой общественной организации классов и сословий, а также добродетелей, соответствующих означенным частям души.
Античный философ гениально
предугадал сословное деление, существовавшие
в весьма далекой от него будущей
христианизированной
Ученик Сократа Платон
решительно отказывается от принуждения
и подавления как методов поддержания
установленного государством правопорядка
разумного общежития. Он стоит за
то, чтобы высшим идеальным целям
существования
Платон отталкивается от своей основной мировоззренческой посылки о том, что существуют два мира - идеального, того, что никогда не станет реальным, и мир реального, что находится в становлении и не обладает реальным бытием. Отрицая в принципе успех социальных преобразований посредством соединения общих усилий теоретиков государственной мудрости и практика стихийного эмоционально протеста против несправедливости, Платон, тем не менее, выступает сторонником мирного, культурного развития общества.
Некорректное поведение человека в общественно - политической, государственно-правовой сфере, трактуется им не только как следствие невежества и заблуждения, но и как результат недостатка самообладания, ослабления контроля над неразумными влечениями человеческого эгоизма. Отсюда следует важный вывод: разум вносит порядок в человеческие отношения, а закон устанавливает ту меру поведения, которая есть реальное высшее благо. Так «обычная добродетель» предшествует «добродетели совершенной», подобно тому, как музыкальное и гимнастическое образование предстоит научному. Отсюда необходимость предоставления в государстве высших постов философам, поскольку именно им доступно глубокое и истинное знание идей добра.
Платон возлагает на государство – обязанность гарантировать торжество общей добродетели и справедливое распределение благ. При этом интересы целого в государстве превалируют над интересами групп и классов. Высшие интересы сохранения единства и улучшения людской породы отрицают жесткую непроницаемость наследственных каст правителей и подвластных. Гарантией против кастовости служат и предоставленные всем гражданам от рождения равные возможности в достижении высокого политического положения в обществе.
Идеальный проект платоновского государства называют часто «коммунистическим», это верно лишь в части, касающейся правящих классов. Здесь философ рисует суровую картину почти спартанского образ жизни при полном равенстве и братстве во имя общего блага. Отношение же его к классам, занятым в материальном производстве, можно сказать, «социалистическое».
Люди, связанные с хозяйством,
ремеслом, торговлей, имеют достаточную
свободу экономических
По Платону, людям недостаточно развития экономики, технического прогресса, идущего от Прометея. Они должны обладать культурой социального, политического общения, культурой владения государственно-правовыми возможностями и средствами. Они должны следовать нормам этики, которые подсказывает им совесть, вложенная в них по велению Зевса Гермесом.
Проницательный в своем
политико-правовом анализе, философ
называет культуру, разумные основы государственной
жизни «организацией
Сущность государства, таким
образом, Платон видит в прочном
социальном объединении и организации
взаимодействия и взаимопомощи граждан.
«Многие люди, - пишет он, - собираются
воедино, чтобы обитать сообща и
оказывать друг другу помощь». Смысл
существования государства
Цель государства, по Платону,
заключается в обеспечении
Составляя единое этическое целое, как и прежде, философ оставляет мудрость на первом месте, но на второе помещает уже не мужество, а умеренность и на третье - справедливость; мужеству он отводит последнее место. Поздний Платон одобрят лишь ту власть, которая «соединяется с разумением и рассудительностью», благодаря чему и «возникают наилучший государственный строй и наилучшие законы». Равным образом и проблема прочности государственных порядков приобретает новые аспекты. Стабильность государства определяется не только и не столько властью, сколько законом и законностью. Наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они ни исходили, - справедливые законы.
Логично и последовательно
он проводит и ту мысль о целостности
и единстве государства, к которой
пришел еще в самом начале своих
политико-правовых изысканий. «Я установлю
законы, - подчеркивает философ, входя
в роль правителя, - приняв в расчет
все то, что наиболее полезно всему
государству и всему роду в
целом». В таком «правовом» обществе
«каждый человек привлекает то одного,
то другого для удовлетворения той
или иной потребности. Испытывая
нужду во многом, многие люди собираются
воедино, чтобы обитать сообща и
оказывать друг другу помощь: такое
совместное поселение получает у
нас название государства». Именно
право без принудительной уравниловки,
«противной самой природе», дает возможность
справедливого выражения
Справедливость у Платона выступает обоснованием и индивидуального законопослушного повеления, причем средством его обеспечения определяется не насилие, а требования нравственности и убеждения. Показательно в этом отношении обращение Платона под видом простого гражданина к правителям: «Мы считаем справедливым, чтобы вы, прежде чем грозить нам суровыми карами, попробовали сперва – как вы это сочли нужным сделать с законами – убедить и наставить нас в том, что боги существуют и что они слишком благи, что их можно было вопреки справедливости преклонить или прельстить какими-нибудь дарами. Мы считаем справедливым, чтобы законодатели, объявили себя кроткими, а не свирепыми, применили по отношению к нам убеждения».
Смирение, кротость, призыв
«не говорить и не делать ничего
несправедливого ни против людей, ни
против богов», по Платону, составляют
сущность как правовых, так и нравственных
требований. Отвергая обвинения Платона
в увлечении мистицизмом
Законодатели, граждане вполне
могут создать разумные законы. Главное
при этом, чтобы законодательство
соответствовало требованиям
Дело в том, что, творя
право, осуществляя власть, следует
помнить, во-первых, что законы установлены
«на основе долгого опыта и
доброжелательных мнений советников,
всякий раз убеждавших народ в
необходимости принять эти
Беспокоясь об эффективности
права, действенности
Платон рассматривает сделки и обязательства, «товарищества, основанные на паях» и кредит, близко подходит к формулированию принципа соблюдения договоров. Разумеется, он не проходит мимо права собственности, призванного «внести надлежащий порядок в деловые отношения людей». «Основное правило, - говорит философ, - здесь простое: пусть никто по мере возможности не касается моего имущества и не нарушает моей собственности, даже самым незначительным образом, раз нет на то моего особого разрешения. И я буду точно так же относиться к чужой собственности, пока я в здравом уме». Исходным пунктом его политических и государственно-правовых воззрений является тезис о том, что противоположность между богатством и бедностью подрывает общественное согласие, грозит государству междоусобием и гибелью. Платон считает необходимым принимать меры против нищеты, ограничивать богатство. Более того, Платон идет на то, чтобы наделить государство правом конфисковать излишки, превышающие установленную законом меру. Он не против богатства, но против односторонней ориентации на него, против признания за богатством права везде и во всем творить свою волю.
Государство должно обеспечить выполнение этой задачи с помощью определенных, закрепленных законом механизмов. Нельзя отказать Платону в универсальности охвата, когда он утверждает, что «никто никогда не должен оставаться без начальника – ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению».
Многие из них являются общими для всех, «как для людей, так и для богов», например правдивость. Все граждане должны быть законопослушными, рассудительными и разумными, умерять яростных дух кротостью, зависть – щедростью. Но к лицу государственному, должностному философ подходит еще строже: «Кто намерен стать выдающимся человеком, тот должен любить не себя и свои качества, а справедливость, осуществляемую им самим либо кем-то другим».
Еще одно непременное
требование состоит в том, что
никогда не «следует избирать
в стражи законов и включать
в число граждан, испытанных
своею добродетелью, человека не
божественного и не