Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 07:42, реферат
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения.
ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. Жизнь Платона. 4 стр.
2. Учение о бытии и небытии. 5 стр.
3. Учение о знании и познании. 7 стр.
4. Социальные взгляды Платона. 10 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14 стр.
МскУНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ФИЛОСОФИЯ
НА ТЕМУ: ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
Студент: Балдакова Екатерина Вячеславовна
Курс: 2
Группа:
Преподаватель:
г. Москва, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. Жизнь Платона. 4 стр.
2. Учение о бытии и небытии. 5 стр.
3. Учение о знании и познании. 7 стр.
4. Социальные взгляды Платона. 10 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14 стр.
ВВЕДЕНИЕ
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Он создал философский идеализм. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, «линий Платона и Демокрита».
Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы «пробных систем» философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма.
Многогранность его дарования удивительна. В нём не только философ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях и диалогах.
1. Жизнь Платона.
Платон (настоящее имя Аристокл) родился в 427 г. до н.э. в семье Аристона и Периктионы, имевшей аристократическое происхождение. Получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика. В двадцать лет Платон стал слушателем сократовских бесед. До конца жизни философ хранил образ учителя в своей памяти и сделал его героем множества произведений.
После осуждения и смерти Сократа (399 г. до н.э.), Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа – Евклиду – в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город и принимает активное участие в ее общественной жизни. После возвращения в Афины он предпринял первое путешествию в Южную Италию и на Сицилию (в 389—387 гг. до н.э), где общался с пифагорейцами. Он пытается реализовать свои идеи и принял участие в политической жизни на стороне местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего. Политическая деятельность Платона не была, успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке рабов его выкупили друзья.
В 387 году до н. э. Платон вернулся в Афины и приобрёл на окраине города дом с садом, где основал философскую школу и поселился сам. Афиняне называли сады и рощи этого живописного уголка Академией. Там и возникла знаменитая философская школа Платона, просуществовавшая почти тысячелетие. Работа Платона в академии дважды прерывалась ещё двумя его посещениями в Сицилии в 367г. до н. э. умер Дионисий Старший и в 361г. до н.э. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего.
Оставшуюся жизнь Платон провел в Афинах, разочаровавшись в активной политике и посвятив себя философским и научным занятиям: он читал лекции слушателям Академии и сочинял философские диалоги (наиболее значимое произведение – диалог «Государство»). Умер Платон в 347 г. до н.э.
2. Учение о бытии и небытии.
Учение Платона – идеализм, согласно его утверждениям, реально существует, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение – объективный идеализм, т. к., «идея» существует сама по себе, существует как общее для всех предметов. У Платона слово ‹‹идея›› применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения «формы», «облика», «вида». У него «идея» (или «вид») есть форма, постигаемая не чувствами, а умом. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. «Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними». Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаём посредством чувств, является лишь «тенью и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Каждая из них «единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда не подвержена ни малейшему изменению». За эти свойства Платон признаёт их «подлинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета подлинного истинного познания». Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя - это принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «восприемница и кормилица всякого рождения». Сама по себе она абсолютно бесформенна, неопределенна. По Платону «идеи» - истинно сущее бытие, а материя – небытие, и не будь «идей» не могла бы существовать и материя.
Между миром идей, как подлинно реальным бытием, и небытием существует по Платону «кажущееся бытие» (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как мир чувственных вещей занимает «срединное» положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он – единство противоположностей: бытия и небытия, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному.
Много внимания Платон уделял вопросу ‹‹иерархизации идей››. Она представляет собой определённую упорядоченную систему объективного идеализма.
1. «Идеи» высших ценностей – «идеи» блага, истины, прекрасного и справедливого.
2. «Идеи» физических явлений и процессов: огонь, покой, движение, цвет, звук и т. д.
3. «Идеи» существуют и для отдельных разрядов существ, таких как животное и человек.
4. Иногда Платон допускает существование «идей» для предметов, производимых человеком.
5. Большое значение в платоновской теории «идей» имели «идеи отношений».
Самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, её сущность. Таким образом, можно постепенно подняться до самого общего понятия блага. «Идея блага – вот, это самое важное знание; ею обусловлена пригодность и полезность справедливости и всего остального».
Учение Платона об идее как о принципе осмысления вещей, об их общей целостности, являющейся законом их отдельных проявлений, не может подвергаться сомнению какие бы изменения ни происходили в природе и в обществе.
3. Учение о знании и познании.
Учение о знании тесно связано с теорией «идей» Платона. Потому что знание и есть способность постичь вечное, истинное, тождественное себе самому – то есть «идеи» и высшую из них «идею» блага. С учением о знании связано также учение о душе, которая является посредником между мирами «идей» и чувственных вещей. Цель души – постижение «идеи». Познание – это процесс вспоминания душой того, что она знала, находясь в мире «идей», до своего воплощения в чувственном мире.
В «Государстве» говорится, что, будучи приближенной к миру бытия, душа имеет исконное знание истины, пробуждаемое в ее земном существовании с помощью диалектического рассуждения. Сложенные вместе, знание и рассуждение составляют мышление, направленное на бытие, то есть на то, что не имеет связи с материальным миром. Относительно вещей материальных, имеющих рождение и пребывающих в становлении, невозможно знание, бессмысленно рассуждение, непригодно мышление. Здесь душа пользуется совсем другими инструментами - более или менее правильным мнением, которое складывается из запечатленного в памяти подобия вещи и убеждения в его достоверности (уподобление и вера).
Знание направлено на бытие, чтобы познать его свойства, в то время как мнение – это всего лишь становление. Знание – истинно, а мнение неистинно. Мир бытия и мир становления - два нетождественных мира, мышление и мнение относятся к разным мирам, а поэтому, хотя истина остается все же за мышлением, мнение не становится от этого иллюзорным. Оно аналогично истине в той же пропорции, и поэтому вполне допустима такая ситуация, когда правильно составленное мнение может именоваться истинным мнением.
Мышлению принадлежат лишь идеи чистого бытия, никак не связанные с материей, из наук это только арифметика, из разделов философии - только онтология. Все остальное - физические науки, естествознание, геометрия, науки об обществе, из разделов философии - космология, политика, этика, эстетика, психология и т.п., - так или иначе связано с миром становления и подлежит мнению.
Люди, обладающие знанием, а не мнением – это философы. Но естественно, что подавляющее большинство людей не таковы. Даже наоборот, философы в современном государстве порицаются и не понимаются толпой, которой доступны только мнения, опирающиеся на чувственные впечатления.
Путь человека к знанию показан и в “Государстве” с помощью символа пещеры. Если снять с человека оковы и заставить его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. Чтобы созерцать высшее понадобится привычка к восхождению, упражнение в созерцании. Начинать надо с самого легкого: сначала смотреть на тени, затем - на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом - на самые вещи. При этом то, что на небе, и само небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и, его свет. И только в завершение всех упражнений он окажется способным созерцать Солнце – не изображение его на воде, а Солнце само по себе. И тогда он узнает, что оно и есть причина всего того, что он и его товарищи видели, сидя во мраке пещеры.
Человек, обладающий знанием, никогда больше не станет завидовать людям, созерцающим только тени. Он не будет мечтать о почестях, которые узники воздают друг другу в пещере. Его не прельстят награды, которые даются тому, «кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось первым, что после, а что и одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее».
Все это воззрение на знание теснейшим образом связано с учением о «благе». Солнце – это причина зрения. Так и «идея» блага является причиной знания и истины. Считать свет и зрение солнецеподобными можно, но считать их самим Солнцем нельзя. Точно так же признавать знание и истину благовидными справедливо, но считать что-либо из них самим благом несправедливо.
Важнейшей наукой, которая может помочь на пути познания чистого бытия, является арифметика. Она «ведет человека к размышлению, но только никто не пользуется ею действительно как наукой, увлекающей нас к бытию». А с помощью рассуждения и размышления человек «пытается разобраться, об одном ли предмете или о двух разных предметах сообщает ей в том или ином случае ощущение». Таким образом, у человека заработает мышление – то, что уже относится к области умопостигаемого, а не зримого. Далее долгий путь от становления к познанию истинного бытия человеку помогут пройти геометрия, астрономия, и музыка, ведь можно обнаружить «числа в воспринимаемых на слух созвучиях». Диалектика же «будет у нас подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить иное знание выше нее: ведь она вершина их всех». Именно диалектический метод «отбрасывая предположения, подходит к первоначалу с целью его обосновать; он потихоньку высвобождает, словно из какой-то варварской грязи, зарывшийся туда взор нашей души и направляет его ввысь, пользуясь в качестве помощников и попутчиков теми искусствами, которые мы разобрали». Диалектика, по Платону, является единственно правильным и универсальным методом постижения высшего блага, так как все науки изучают только чувственно-вещественное его проявление в осязаемом, видимом мире.