Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 07:42, реферат

Описание работы

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. Жизнь Платона. 4 стр.
2. Учение о бытии и небытии. 5 стр.
3. Учение о знании и познании. 7 стр.
4. Социальные взгляды Платона. 10 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14 стр.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

4.      Социальные взгляды Платона.

Социально-политическая философия Платона, его учение о политике, государстве и праве – неразрывная часть всей платоновской философии.

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги «Государство», «Законы» и «Политик». В них он говорит о модели «идеального», лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащего реализацией мира идей, максимально возможного и доступного для людей.

По его мнению, правителями «идеального» государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны «... правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить «идеальное»). Очевидно, что именно философы будут охранять «идеальный» строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают «... всеми качествами правителей и стражей идеального государства». Именно поэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального" государства, его неизменность.

Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три сословия: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов; работников, т. е. крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы.

Проект идеального государства предусматривает введение для стражей общности жён и детей. По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Браком тайно управляют философы, соединяя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины общими женами всех мужчин.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства. Остальные соответствуют трем основным сословиям: 1. Мудрость добродетель правителей и философов;
2. Храбрость добродетель воинов; 3. Умеренность – народа.

Платон характеризует проектируемое идеальное государство как правление лучших и благородных, то есть аристократический вид государства. Такой строй не сохранится вечно, и подвергнется разрушению. В связи с проблемой неизбежной деградации и гибели идеального государства, он излагает свою концепцию закономерной смены различных государственных форм. На смену идеальному аристократическому государству поочерёдно идут четыре ошибочных и порочных вида. Следствием порчи идеального строя является возникновение частной собственности на землю и дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве устанавливается господство яростного духа – это тимократия. Это власть, основанная на соперничестве и честолюбии. Такое государство будет вечно воевать. Из-за войн и раздоров тимократическое государство трансформируется в олигархию (в результате скопления значительного богатства у частных лиц). Это строй, основывающийся на имущественном цензе, «у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении». Ненависть бедняков к богачам приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. Прежде всего это будут люди свободные: в государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь. В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. Если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Платон расценивает демократию, как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Ненасытное стремление к свободе и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании. Следовательно, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Тирания – это наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей – потенциальных противников, подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства.

Платон проектирует такой строй, где действия правителей согласуются с действием справедливых законов. Так как идеальное государство строится на началах законности, а не усмотрения правителя, последние призваны не заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в соответствии с потребностями в границах идеального проекта.

Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до сих пор ещё не было, диалог «Государство» включается в литературный жанр, называемый утопией. Утопия Платона – не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы – свободы государства в его целостности, неделимости. Но всё же Платон приносит человека в жертву государству. Он понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. «Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Поняв эту связь, Платон превратил её в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества. Он основал одно из основных течений в философии – объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о самостоятельном существовании “идей” как общих и родовых понятий, а душа платоновского идеализма – учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону, менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании – это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон проповедовал всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не связанной с чувственными вожделениями.

Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия кладет идеальные сущности, в основу познания - интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души.

Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Асмус В.Ф. Платон. –М.: Мысль, 1975.

2.      Лосев А.Ф., Тахо-Годи. А.А. Платон-Аристотель. –М., 1993.

3.      Платон. Государство. Собр. Соч. в 3-х т. Т.3 (1). — М., 1971 г.

 

2

 



Информация о работе Философия Платона