Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:33, реферат

Описание работы

Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.
В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как учёный. Такими были специальные вопросы математики, астрономии, музыкальной акустики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 1 Биография Платона……………..............................................................…..…...….5
2 Онтология и гносеология Платона …………. ………………………….…... …...9
3 Социально-политические взгляды Платона……………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 56.35 Кб (Скачать файл)

 

по дисциплине «Философия»

тема: «Философия Платона»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сатка 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3                                                                                                       

  1. Биография Платона……………..............................................................…..…...….5
  2. Онтология и гносеология Платона …………. ………………………….…... …...9         3    Социально-политические взгляды Платона……………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..22                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму. 
Здесь родилось само слово “философия” (по-гречески “любовь к мудрости”). 
Впервые оно встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки его употребляет уже Платон.

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и 
Демокрита››.

Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.

В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как учёный. Такими были специальные вопросы математики, астрономии, музыкальной акустики.

Многогранность его дарования удивительна. В нём не только философ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.1

Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться просто греческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к 
Платону››.

О Платоне можно писать трактаты - настолько интересным всеохватывающим является его творчество. Я же в своей работе попытаюсь охватить основные аспекты философии Платона: учение о бытии и небытии, гносеологию, социальные взгляды Платона а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 БИОГРАФИЯ ПЛАТОНА

Платон родился в 427г. до н.э. При рождении он был назван Аристоклом. 
Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч, то ли за широту лба. “Платон” означает широкий. При рождении Платона ходили слухи, что он рожден не от своего отца, а от бога Аполлона. Тем самым ему приписывались особые дарования без тени оскорбления отца. Платон в молодости увлекался поэзией. Сохранились некоторые отрывки из его поэтических произведений.

В двадцать лет, когда Платон воспринял влияние Сократа, он бросил поэтическое сочинительство и решил посвятить себя философии. С этого времени он стал одним из восторженных слушателей и учеников Сократа. После 
Казни учителя в 399г. до н.э. Платон с другими учениками Сократа покинул 
Афины из соображений безопасности. Сократа обвиняли в атеизме и в развращении молодежи. Развращением власти называли попытки Сократа поднять авторитет истины выше авторитета богов и законов.

Платон вернулся в Афины лишь через десять с лишним лет. К этому времени относится его первая поездка к Дионисию Старшему в Сицилию. Он надеялся повлиять на него посредством приобщения его к философии. Однако, Платон вскоре был разочарован. В Седьмом письме он пишет об этой поездке: “Как только я сюда приехал, мне очень не понравилась здешняя привольная жизнь с италийскими и сиракузскими пирами, где доедаются дважды в день, а бражничают всю ночь, и во всем остальном ведут себя соответственно: от такой жизни мудрецом не станешь и умеренности не научишься. Какой нрав выдержит подобное житье?” (326в.) Более того, Платон попал в немилость и решил уехать из Сицилии на корабле спартанского посла Поллида. Он не знал, что Дионисий тайно приказал послу убить Платона в открытом море или продать его в рабство. Как сообщает Диоген Лаэртский, это распоряжение тирана было сделано не без злорадства. Дионисий притворно заявил, что Платон ведь не понесет никакого ущерба, т.к. будучи человеком справедливым, он и в рабстве будет испытывать счастье. Поллид не решился убить всеми почитаемого философа, но тем не менее, боясь ослушаться Дионисия, продал его в рабство на острове Эгине. Некий Анникерид, житель Эгины, отправлялся на состязание колесниц в Элиду. Когда он перед отъездом случайно повстречал Поллида и узнал в готовом для продажи невольнике известного философа Платона, он сразу же купил его за 30 мин. Он купил его только для того, чтобы немедленно отпустить на свободу. И этим, как говорят, стяжал гораздо большую славу, чем в состязании колесниц. Ведь никто и не узнал бы о нем, если бы он не выкупил Платона.

Второй раз Платон ездил в Сицилию к Дионисию Младшему для претворения в жизнь своего проекта государства. Говорят, что тиран обещал помочь ему в этом деле, но не помог. В третий раз Платон ездил для примирения Дионисия 
Младшего с Дионом, но и на этот раз безрезультатно.

Жизнь Платона умеренной в пределах Академии. Он не участвовал в политической жизни государства, соблюдая идеологическую осторожность. 
Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика, Сократа свидетельствуют об опасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста в 
Афинах, где господствовала государственная идеология, основанная на мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, кто вызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что во время судебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект, считать государственными Уреступниками тех, кто научным образом объясняет небесные явления. Это предложение было принято.

Спустя 33 года после казни Сократа, в 366 г. до н. э. когда военачальник Хабрий был обвинен в сдаче крепости Оропа фиванцам, как свидетельствует Диоген Лаэртский, один только Платон заступился за Хабрия. 
И когда он вместе с Хабрией шел на акрополь, сикофант Кребил обратился к нему: "Ты заступаешься за другого и не знаешь, что тебя самого вдет 
Сократова цикута?" Платон ответил: "Я встречался с опасностями, сражаясь за отечество, не отступлю и теперь, отстаивая долг дружбы". Сикофант - доносчик, нанятый государством. Платон постоянно чувствовал эту опасность и соблюдал осторожность также в личной переписке. Например, во Втором письме к Дионисию Младшему -тирану Сицилии Платон пишет: "Ты говоришь, что тобой недостаточно воспринято учение о природе первопричины. Я должен ответить тебе иносказательно, дабы, если эта табличка испытает какие-либо превратности на суше и море, тот, кому она попадет в руки, ее бы не понял".

Даже в личной переписке Платон пользовался не только различными формами иносказания, но и различными условными знаками - словами для различения серьезных писем от несерьезных. В частности, в Седьмом письме он напоминает: "Относительно знака, какие письма я посылаю тебе всерьез, а какие нет, я думаю, ты помнишь, однако прими это особенно к сведению и будь к этому внимателен. Ведь меня заставляют писать тебе многие, которым нелегко напрямик отказать. Итак, в серьезных письмах вначале упоминается бог, боги же в несерьезных"(363в).

После возвращения в Афины Платон купил участок земли в роще бога 
Академа и в 387г. до н. э. основал школу, названную Академией. На входной двери в школу была надпись: "Не геометр да не войди". Он строго изолировал свою школу от горожан, и по выражению Т. Гомперца, он как бы окружил ее рвом и окопом. Известно только, что внутри школы преподавание велось устно. 
Из соображений безопасности ничего не записывалось. Отбор учеников производился с осмотрительностью и чуть ли не со всей Греции. Самым любимым учеником долгое время был Аристотель из города Стагиры. Он учился в Академии 17 лет, затем открыл свою школу - Лицей (или Ликей). Говорят, что отношения между Платоном и Аристотелем к концу жизни Платона, стали натянутыми. Платон называл Аристотеля Полом ("Пол" - по-гречески - жеребенок). Известно, что жеребенок, досыта насосавшись молока, лягает свою матку. Платон тем самым намекал на неблагодарность Аристотеля, который стал замечательным ученым и философом благодаря именно ему. Став самостоятельным мыслителем, Аристотель раскритиковал некоторые воззрения Платона. Аристотелю приписывается выражение, ставшее крылатым: "Платон мне дорог, но истина дороже". Говорят, что Аристотель не пришел к умирающему Платону и даже попортил его книги. Поводом к охлаждению взаимоотношений послужило то обстоятельство, что Платон не одобрял его манеры держать себя и одеваться. Аристотель слишком придавал значение одежде и обуви, стриг волосы и любил покрасоваться своими многочисленными кольцами. В его лице было что-то надменное, а многословие, в свою очередь, изобличало суетность нрава. Не приходится говорить, что эти качества, не свойственны истинному философу. 
Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа, 
Спевзиппа, Амикла и других, кого отличал всяческим образом, в частности, разрешением принимать участие в своих философских беседах.

Академия просуществовала около девяти веков - до 529г., когда византийский император Юстиниан закрыл все нехристианские школы, считая их рассадниками ложной мудрости. Главой школы был Платон, который еще при жизни назначил своим преемником Спевзиппа - сына своей сестры Потоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА

Главным содержанием онтологии Платона является учение о сверхчувственном космосе – о том, что существует за пределами космоса чувственного или физического, или – о метафизической реальности. Таким образом, начиная с Платона, онтология развивается также и в форме метафизики (наряду с натурфилософией). Именно с этого момента в философии (и в культуре) говорят о противоположности: материального и нематериального (идеального), чувственного и сверхчувственного, эмпирического и метаэмпирического, физического и надфизического (метафизического), феноменального и ноуменального (метафеноменального). В свете этих оппозиций предшествующие натурфилософы (философы физиса, или природы) предстают материалистами, т. к. природа и космос у них оказываются мирами вещей не самих по себе, а являющихся (т. е. физически, материально являющих некие воплощенные в них изначальные образцы). Истинное же бытие теперь понимается только как умопостигаемая (интеллигибельная) реальность. Начальные мотивы такого понимания вещей содержались в учениях Парменида (идея о бытии (подлинно существующем) как мыслимом устойчивом единстве) и Анаксагора (идея Нуса – ума, интеллекта, устраивающего все в определенном порядке).

В построении универсальной модели реальности Платон исходит из противопоставления двух начал (архэ) – умопостигаемого (нефизического) и чувственного (физического), что является дуализмом. Для определения умопостигаемого космоса Платон вводит термины идея, эйдос, или форма. Под идеей Платон понимает не просто понятие (умственное представление), но реально, до умственного представления существующую целостность. Идея – не мысль, а то, по поводу чего возникает мысль; это сущность вещи – то, что делает вещь тем, что она есть. В этом контексте Платон употребляет также термин парадигма (образец), указывая, что идея составляет всегда тождественную себе модель каждой вещи, образец, то, чем вещь должна быть.

Эту самотождественную целостность Платон определяет также терминами «в себе» и «для себя» («прекрасное само по себе», «благо в себе», др.).

Эти определения выражают безотносительность и стабильность, т. е. – абсолютный характер идей. Так, «идея в себе и для себя» означает, например, что «прекрасное» или «истинное» таковы не в восприятии субъекта (как у Протагора), но, наоборот, – совершенно не зависимы от субъекта и предписаны ему абсолютным образом, т. е. безусловны в своей реальности.

Идеальный космос представляет собой иерархию таких сущностей (идей) и расположен вне («поверх») космоса физического, образуя «Гиперуранию» («наднебесную» область), – но, опять же, не в пространственном, а в онтологическом смысле. В иерархии идеальных сущностей «нижние» (частные, обусловленные) идеи подчинены «верхним» (общим, главенствующим), вплоть до идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных идей и не обусловлена никакой другой, т. е. абсолютна. Это – идея Блага.

Благо – это основание, которое:

1) Производит бытие и сущность;

2) Делает идеи познаваемыми, а  ум – познающим;

Это – потенция (исток) всей иерархии. Другое обозначение Блага (в устной академической традиции) – Единое.

Единое – основание Блага, «Благо в себе»; все, что ни производит Единое, – благостно, поэтому Благо – функциональный аспект Единого. Единому противостоит начало множественности – Диада. Из соединения Единого и Диады вырастает система всех идей.

Природу Единого, или Блага (как и любой идеи вообще) можно определить трояко: Единое (идея) есть принцип бытия (сущность, субстанция, образ-образец), принцип истинности и познаваемости (т. к. лишь то, что определено, оформлено – становится умопостигаемым, познаваемым), принцип ценности, или предел достоинства упорядоченного существования, – т. к. именно оформленность дает порядок, структурное совершенство (или иначе: мера – норма, принцип строжайшей соразмерности). Единое (Благо) и Диада порождают (но не во времени, а вечно в реальности, онтологически) весь идеальный космос, начальными формами которого являются Бытие, Покой, Движение, Тождественность, Различие, за ними следуют Равенство – Неравенство, Сходство – Непохожесть и др. Все последующие выступают частями по отношению к предыдущим, но подробная структура мира идей у Платона отсутствует.

Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и мифологии. Учение о познании оборачивается мифом. 
По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. 
Платон писал, что «и раз в природе всё друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием – самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в поисках». Поэтому природа души должна быть сродни природе 
«идей». «Душа схожа с божественным, а тело со смертным, - читаем мы у 
Платона, - …божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа». По словам Дж. Реале: «Душа должна иметь сходную природу с абсолютом, иначе … всё вечно пребывающее осталось бы вне способности души к восприятию».

Информация о работе Философия Платона