Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:33, реферат
Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.
В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как учёный. Такими были специальные вопросы математики, астрономии, музыкальной акустики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 1 Биография Платона……………..............................................................…..…...….5
2 Онтология и гносеология Платона …………. ………………………….…... …...9
3 Социально-политические взгляды Платона……………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..22
Истинное значение даёт только мышление.
Мышление же – это независимый от чувственных
восприятий, абсолютно самостоятельный
процесс припоминания.
Чувственное восприятие порождает лишь
мнение о вещах. В связи с этим процесс
познания определяется Платоном как диалектика,
то есть искусство вести устную речь, искусство
ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая
воспоминания. Другими словами, это разумное
постижение истинно сущих родов бытия
или идей - «совершеннейшее знание». Диалектика
Платона – путь или движение мысли через
неистинное к истинному. Вызвать душу
к размышлению может такое впечатление
или такая мысль, которые заключают в себе
противоречие. «То, что воздействует на
ощущения одновременно со своей противоположностью,
я определил как побуждающее, - говорит
Платон, - а что таким образом не воздействует,
то и не будит мысль». Первая половина
задачи диалектического, в платоновском
смысле, исследования состоит в определении
однозначного, точно фиксированного определения
«вида».
Необходимо, по словам самого Платона,
«охватывая всё общим взглядом, возводить
к единой идее то, что повсюду разрозненно,
чтобы, давая определение каждому, сделать
ясным предмет поучения». Вторая половина
той же задачи состоит в том, чтобы «разделять
на виды, на естественные составные части,
стараясь при этом не раздробить ни одной
из них».
«Диалектика Платона явилась важным
этапом в развитии логики. По
Платону, знание возможно не для всякого.
«Философия», буквально «любовь к мудрости»,
невозможна ни для того, кто уже обладает
истинным знанием (боги уже обладают им),
ни для того, кто совсем ничего не знает
(невежда и не думает, что нуждается в знании).
Поэтому, философ – тот, кто стоит между
полным знанием и незнанием и стремится
от менее совершенного знания восходить
все к более и более совершенному знанию.
Предмет диалога «Теэтэт» - вопрос о существе
знания. В диалоге опровергается три несостоятельных
с точки зрения Платона решения этого
вопроса: 1) знание есть чувственное восприятие;
2) знание – правильное мнение; 3) знание
– правильное мнение со смыслом. В первом
вопросе Платон отталкивается от учения
о безусловной текучести и относительности
всего существующего. «Всё движется и
течёт… перемещаясь и изменяясь».
Чувственному, как текучему, должно предшествовать
нечто не текучее и не чувственное, следовательно,
знание не тождественно чувственному
восприятию.
Во-вторых, знание нельзя определить как
истинное мнение, независимо от соотношения
мнения истинного с мнением ложным. Если
брать мнение именно как мнение, то ничего
нельзя сказать ни о его истинности, ни
о его ложности.
Так как «убеждая, внушают то мнение, которое
угодно». Правильное мнение вообще не
определимо без чистого знания как такового.
И, в-третьих, как не понимать «смысл» -
как объяснение в виде слов как таковых,
как объяснение в виде целостной структуры
слов, как указание на отличительный признак,
- во всех этих случаях прибавка «смысла»
к «правильному мнению» не может создать
знания. Итак, мы делаем вывод о том, что
знание, по Платону, не есть ни ощущение,
ни правильное мнение, ни соединение правильного
мнения со смыслом. Знание должно быть
соединением чувственности и ума и ум
должен осмысливать элементы чувственного
опыта.
Представления Платона о познании наиболее
развёрнуто представлены в мифе о пещере.
Человеческое познание, говорится в этом
мифе, подобно тому, что видят узники, сидящие
в пещере спиной к истинной прекрасной
жизни.
‹‹Представь, что люди как бы находяться
в подземном жилище наподобие пещеры,
где во всю её длину тянется широкий просвет.
С малых лет у них на ногах и шее оковы…
Люди обращены спиной к свету, исходящему
от огня, который горит далеко в вышине,
а между огнём и узниками проходит верхняя
дорога, ограждённая, представь, невысокой
стеной…, за этой стеной другие люди несут
различную утварь, статуи и всяческие
изображения живых существ…
Разве ты думаешь, что люди что-нибудь
видят своё или чужое, кроме теней, отбрасывыемых
огнём на расположенную перед ними стену
пещеры?››. Тени, пробегающие перед ними
– это всего лишь проекции людей, вещей.
Они называют видимые ими тени, но воображают,
будто называют сами вещи. ‹‹Им будет
представляться, будто называя видимое
ими, они называют проносимое…››. Если
бы они встали и посмотрели на свет, они
испытали от внезапно поразившего их света
чувство боли и бессилия смотреть на то,
тени чего они вдели прежде.
‹‹Пусть бы кого-нибудь из них развязали,
вдруг принудили…ходить и смотреть вверх
на свет: делая всё это, не почувствовал
бы боли он от блеска, не ощутил бы бессилие,
взирая на то, чего прежде видел тени?..
Не подумал бы он, что виденное им тогда
истиннее, чем указываемое теперь››.
Их глаза не могли бы видеть истинно существующие
предметы. Для этого необходима привычка
к восхождению и упражнение в созерцании.
Участь большинства людей, придерживающихся
установившегося житейского уклада, –
пещерное знание теней. Подлинным знанием
могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть
воздействие на них чувственных вещей
и воспарить в мир вечных идей. По учению
Платона, такой подход по силам только
мудрецам – философам. Мудрость заключается
в постижении непреходящей действительности,
царства идей, в рассмотрении с этих позиций
всех природных вещей и человеческих дел.
Таким образом, теория познания Платона
проникнута интеллектуальным аристократизмом.
Философия же трактуется как свойственная
лишь избранным натурам любовь к мудрости
ради неё самой.
В мифе ‹‹О пещере›› Платон показывает различие между самим предметом и нашим представлением о нём. Но, выявив недостаточность чувственного восприятия, Платон пошёл не по пути установления диалектической связи ощущения и теоретического мышления, а по пути их противопоставления, утверждая, что чувства не могут быть источником истинного знания, но лишь побудителем, способствующим тому, что разум обращается к познанию истины.
3 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
Социально-политическая философия Платона, его учение о политике, государстве и праве – неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей – онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации.
Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги ‹‹Государство››, ‹‹Законы››и ‹‹Политик››. В них он говорит о модели ‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащего реализацией мира идей, максимально возможного и доступного для людей.
В данной работе рассматриваются основные положения социально- политических воззрений Платона на примере анализа одного из наиболее значимых произведений философа – диалог ‹‹Государство››.
Освещая в своей работе проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).
По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается в исходном платоновском определении государства: ‹‹Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства››.
Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда в качестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересах целого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воинам) – быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; оба эти начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так, в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления, Платон ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда. У Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством››. Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам››.
Также и воспитание в идеальном государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. Характерно, что при освещении различных аспектов воспитания в центре внимания Платона оказываются именно члены двух первых привилегированных сословий; о третьем же сословии (их досуг, быт, деятельность, собственность, брак и т. п.) он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься воспитанием дельцов – земледельцев и ремесленников, поскольку он считал, что единственное достоинство этих людей – подчинение человеку лучшему, тому, которому он даёт воспитание.
Платон настойчиво выступает за распространение среди населения идеального государства ‹‹благородного вымысла о том, что все они рождены матерью-землёй, поэтому должны заботиться о стране, в которой живут, защищать её, а к другим гражданам относиться как к братьям. Повествуя о своём вымысле, Платон пишет: ‹‹Хотя все члены государства братья…, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, железа же и меди – в земледельцев и разных ремесленников››.
Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства. Стражам запрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом. Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и мужчина, может принять участие во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины получают то же воспитание, что и мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.
Проект идеального государства предусматривает введение для стражей общности жён и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает: ‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети – родителей››. Связь мужчины с женщиной, которую Платон именует браком, отводится под присмотр правителей, задача которых – чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие – с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в обще ясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››. Образцом для Платона здесь были обычаи, бытовавшие в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему самому, ни государству не нужна.
Воспитание детей у членов двух первых сословий возлагается на государство, оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания – калокагатия (ориентируясь на него, был воспитан сам Платон), который означал, что человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Платон говорит об этом так - ‹‹если случится, что прекрасные нравственные свойства … человека, будут согласовываться и с его внешностью … это будет прекраснейшим зрелищем для того, кто способен видеть››.
Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей третьего сословия он оставляет на долю властей идеального государства. Кроме того, в проекте совершенного строя отсутствует сословие рабов.
Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. В ‹‹Государстве›› исследуются разнообразные подходы к анализу справедливости, причём так, что мы вынуждены поверить в то, что Платон не упустил ни одной из известных ему теорий справедливости.
Восхваляя умеренность и средний достаток, Платон обстоятельно критикует крайности бедности и богатства. Помимо отрицательных результатов в хозяйственно-экономическом отношении, также и в нравственном плане крайности богатства и бедности ущербны: богатство ведёт к лени, а бедность – к злодеяниям. Платон считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему раскола государства на государство бедняков и богачей и ликвидируют тем самым источник внутренней войны. Для Платона очень важно осветить идеальную действительность государства и тем самым показать, что образец совершенного государства на небе существует и в идеальной действительности.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства.
Истинные философы, поясняет Платон в ‹‹Государстве››, не жаждут власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и государственного целого. Философов отличает от прочих людей то, что ‹‹… их страстно влечёт к познанию…, правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине››. Коренная способность философской натуры – способность к созерцанию, охватывающему всё время и бытие. Проникновение людей третьего сословия в первое и второе и приобщение их к государственным должностям Платон рассматривает как начало гибели государства:‹‹…государство разрушится, если его будет охранять железный страж или медный››. Можно отметить, что концепция Платона представляет собой достаточно жёсткую схему – изменения, перемены в построенном государстве не предусматриваются. Он утверждает, что ‹‹…переход из одного сословия в другое – величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением››.