Философия постмодернизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:44, контрольная работа

Описание работы

Тема данной работы актуальна для исследования, поскольку она отражает процессы, происходящие в философском мышлении в наше время. Одновременно такое положение усложняет задачу понимания сущности философии постмодернизма, так как эта философия находится в состоянии развития. Поэтому цель работы – выявление неких основополагающих тенденций современности. Конечно, возможно также говорить и об общих характеристиках тех направлений, которые относятся к современной философии. В первую очередь, это общность основания. Вся история философии является фундаментом идей постмодернизма, представители которого чаще всего начинают свои исследования с обращения к философии древних греков и немецкой классики. Переосмысление философской традиции, таким образом, не следует понимать как простое отрицание прежних установок мышления.

Содержание работы

Введение
1. Философские предпосылки постмодернизма
1.1 Философия Мишеля Фуко
1.2 Философия Лиотара
1.3 Цель постмодернистской исследовательской программы
2. Основные понятия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

 

2. Основные понятия

1. Ризома

 Ризома (от французского - "корневище".) - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытость, возможность для собственной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего творческого потенциала самоконфигурирования. Термин "ризома" введен в философию Ж.Делезом и Ф.Гваттари в одноименной совместной работе.

 Ризома, является средством обозначения радикальной альтернативы замкнутым и статичным линейным структурам, предполагающим жесткую осевую ориентацию, (такие структуры семантически сопрягаются с фундаментальной для классической европейской культуры метафорой корня, дифференцируясь на собственно коренные или стержневые системы (корень), с одной стороны, и мочковатые, или почкообразные системы (корешок) с другой стороны).

 Ризома как организационная модель находит свою конкретизацию в постмодернистской текстологии, в частности, фигура конструкции в постмодернистской концепции художественного творчества, в рамках которой идеалы оригинального авторского произведения сменяются идеалом конструкции как стереофонического потока явных и скрытых цитат, каждая из которых отсылает к различным и разнообразным сферам культурных смыслов, каждая из которых выражена в своем языке, требующем особой процедуры узнавания и каждая из которых может вступить с любой другой в отношения диалога или пародии, формируя внутри текста новые квазитексты и новые квазицитаты.

2. Ацентризм

 Фундаментальная установка  постмодернистской философии, базирующаяся  на радикальной критике классических  представлений о структурности,  обусловленная отказом от презумпции  наличия выделенных (как в топологическом, так и в аксиологическом отношении) точек и осей пространственной и семантической среды. Согласно постмодернистской ретроспективе, регулярным образом центр получал различные формы и названия. Ацентричность культурного пространства постмодерна носит программный характер.

3. Трангрессия

 Одно из ключевых  понятий постмодерна, фиксирующее  феномен перехода непроходимой  границы, - прежде всего, границы  между возможным и невозможным. "Трансгрессия - это жест, который обращен на предел" (Фуко), "преодоление непреодолимого предела" (Бланшо). "Согласно концепции трансгрессии, мир наличного данного, очерчивая сферу известного человеку возможного, замыкает его в своих границах, пресекая для него какую бы то ни было перспективу новизны. Этот обжитой и привычный отрезок истории лишь длит и множит уже известное; в этом контексте трансгрессия - это невозможное (если оставаться в данной системе отсчета), выход за его пределы, прорыв того, кто принадлежит наличному, вовне его.

4. Эон

 Понятие древнегреческой  и современной философии (от  греческого - "век"). В античности  обозначало век, путь жизни,  время в ипостаси течения жизни  человека и живых существ. В  традициях раннего христианства  эон приобретает новое значение - "мир". Но мир в его временном  историческом развертывании, в  соответствии с парадигмой, постулирующей  вынесение смысла истории за  пределы наличного исторического  времени. 

5. Номадология

(От "номад" - кочевник.)

 Первое. В узком смысле - модельная концепция, предложенная  Делезом и Гваттари. Исходные идеи номадологического проекта впервые были высказаны Делезом в работе "Логика смысла". Окончательную свою формулировку концепция номадологии обретает в совместных работах Делеза и Гваттари, прежде всего "Капитализм и шизофрения".

 Второе. В широком смысле фундаментальное для постмодернизма установка на отказ от характерной для классической метафизики презумпции, а именно:

 а) презумпция жестко-структурной  организации бытия;

 б) полагание пространства в качестве дискретно дифференцированного посредством семантически и аксиологически определяющих точек (прежде всего центра);

 в) понимание детерменизма как принудительной каузальности, причинения извне;

 г) выделение фундаментальных  оппозиций внешнего-внутреннего, прошлого-будущего, и т.п.;

 д) полагание смыслов качества имманентного миру и раскрывающегося субъекту в коммунитивных процедурах.

 Связывая этот способ  мировоззрения с традицией западной  классики, постмодерн постулирует  содержательную исчерпанность его  интерпретационного потенциала, выдвигая  на смену ему номадологическую модель мировидения. С точки зрения Делеза и Гваттари, современность демонстрирует отчетливо выраженную потребность в номадизме.

 Номадологический проект предлагает в этом контексте принципиально новое понимание организации пространства.

6. Дискурс

 Дискурс (от латинского "блуждать".) - вербально артикулированная форма предъявления содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Неклассический тип философствования осуществляет своего рода переоткрытие феномена дискурса, как в контексте вербально-коммуникативных практик (анализ социокультурной обновленности речевых актов в структурализме и пост-структурализме; трактовка Хабермасом дискурса как рефлексивной речевой коммуникации, предполагающей самоценную процессуальность проговаривания всех значимых для участников коммуникации ее аспектов), так и в широком социо-политическом контексте.

 В связи с вниманием философии постмодернизма к проблемам вербальной и - особенно - речевой реальности, понятие дискурс оказывается в фокусе внимания, переживая своего рода ренессанс значимости. В отличие от историко-философской традиции, понимавшей дискурс как своего рода рационально-логическую процедуру "скромного чтения", то есть декодирование по мере возможности присущего самому миру смысла, постмодернизм интерпретирует дискурсивные практики принципиально альтернативно. "Не существует никакого пре-дискурсивного провидения, которое делало бы его благосклонным к нам" (Фуко). В контексте классического мышления дискурс репрезентирует автохронный смысл и внутреннюю логику объекта. Постмодернизм же - в контексте пост-метафизического мышления - центрирует внимание на нонсенсе как открытой возможности смысла и на трансгрессивном прорыве смысла в его открытость.

 Дискурс интерпретируется как "насилие, которое мы совершаем над вещами", по мысли Фуко

7. Судьба

 Первое. Это универсалия  культуры субъект-объектного ряда, фиксирующая представление событийной наполненности ряда времени конкретного бытия, характеризующейся телиологически артикулированной целостностью и законченностью.

 Второе. Философско-мифологическое  понятие, содержание которого  является продуктом рефлексивного  осмысления названной универсалии.

 Третье. Философско-мифологическая  персонификация, моделирующая сакрального  субъекта конфигурирование событийности  жизни индивида или Космоса.  Конституируется в контексте  культурной доминанты детерменизма, понятого в качестве принудительной причинности, предполагающей наличие внешней причины любого процесса, предполагаемого в традиционной культуре в качестве субъекта соответствующего действия причинения. Однако европейская культура предлагает аксиологически противоположные версии интерпретации судьбы

8. Сюжет

 Способ организации  классически понятого произведения, моделируемая в котором событийность  выстраивается линейно, то есть  разворачивается из прошлого  через настоящее в будущее  (при возможных ретроспективах). Характеризуется наличием внутренней логики, находящей свое выражение в так называемом развитии сюжета. В отличие от классической традиции, в современном литературном искусстве произведение уступает место конструкции, гештальтно-организационные характеристики которой принципиально отличаются от традиционных и не предполагают сюжетности, что соответствует общей постмодернистской установке на отказ от идеи внутреннего, от идеи имманентности смысла тексту, объекту и миру в целом.

 Уже у предшествующих  постмодернизму авторов обнаруживают  себя интенции трактовки текстовой  семантики в качестве принципиально  нелинейной. "Сопоставление множества различных обликов, которые приобретает одно и то же произведение при многократном его прочтении тем же самым читателем, особенно обнаружение того факта, что разные люди разных эпох, и даже одной эпохи по разному формируют видовые условия одного и того же произведения, приводит нас к мысли, что причина этого кроется не только в разнообразии способностей и вкусов читателей и условий, при которых совершается чтение, но кроме того, и в определенной специфике самого произведения" (Ингарден).

9. Автор

 В традициях, опирающихся  на мощную социальную мифологию  (от христианизированной средневековой  Европы до тоталитарных режимов  XX века) фигура Автора обретает  особый статус, выступая гарантом  концептуальной и социальной  адаптивности идеи. В качестве  философской - проблема Автора  конституируется уже в поздней  античности (в неоплатонизме) как  проблема идентификации письменных  текстов: прежде всего гомеровских  и текстов Платона. 

 В философии постмодерна  понятие Автора переосмыслено  в плане смещения акцента с  индивидуально-личностных и социально  психологических аспектов его  содержания на аспекты дискурсивно-текстологические. С этой точки зрения Автор  отнюдь не тождественен субъекту, написавшему или даже непосредственно  подписавшему тот или иной  текст. То есть фигура Автора может быть атрибутирована далеко не любому тексту (например, деловой контракт, товарный реестр или запись о назначенной встрече) и - более того - не любому произведению, ибо само понятие произведения подвергается в постмодернизме не только проблематизации, связанной со сложностью определения и выделения произведения как такового в массиве текстового наследия того или иного Автора, но и радикальной критике.

10. Дерево

 Фундаментальный культурный  символ, который представляет вертикальную  модель мира, семантически обоснованную  идею бинарных оппозиций (как  космологически, так и аксиологически артикулированных). Традиционная культура выступает основополагающим символом упорядоченности мироздания ("Мировое дерево"). Согласно постмодернистской ретроспективе, дерево подчинило себе весь западный мир и западное мышление, от ботаники до биологии, анатомии, гносеологии, теологии, антологии и всей философии.

 Первое. Метафора дерева  вносит в европейский менталитет  идею наличия сквозной - от корней  до кроны - логики развития  мироздания.

 Второе. Важнейшим следствием  обоснованности европейской культурой  идеи древовидных структур является  развитие в их контексте идеи  вертикальной организации бытия,  предполагающей наличие центра (как  топологического, так и командного), что задает виды реальности, как  кибернетически организованной. Прежде  всего постмодернистская парадигма как философия конституирует программу логотомии, или логомахии, призванных реализовать поворот философии от тотального доминирования присутствия Логоса к сомнению в адекватности логоцентристского видения мира.

11. Корень

 Корень - постмодернистская  метафора, фиксирующая характерную  для классической метафизики  презумпцию аксиологически окрашенного восприятия глубины, как символа местопребывания сущности и истока явления, в ней укорененного, что связано с трактовкой познания как проникновения сквозь поверхностно-явленческую сторону бытия к его глубинной ноуменальной сущности.

 Введена в философский оборот постмодернизма Делезом и Гваттари в работе "Ризома". Так, по формулировке Делеза и Гваттари, в рамках классической культуры образом мира является дерево, а образом самого дерева - корень - образ мира-дерева. Так, в неоплатонизме - истоке европейской метафизики - внечувственное начало мирового процесса фиксируется именно в смыслообразе корня. "Если мировой процесс Плотин уподобляет жизни огромного древа, обнимающего собой все, то начало эманационных потоков пребывает везде неизменным и не рассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне". Согласно Плотину, этот корень бытия "с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия".

12. Лабиринт

 Образ, метафора постмодернизма, один из центральных элементов  системы понятий философского  миропонимания Борхеса и Умберто Эко. Восприняв борхесовскую идею лабиринта как образно-знаковую модель универсума, Умберто Эко в романе "Имя розы" выстраивает своеобразную двойную метафору, метафору метафоры, акцентированно изображая библиотеку аббатства как лабиринт, непостижимый и недоступный для непосвященных. Монастырское книгохранилище у Эко - своего рода мировой план, по которому любому помещению, в зависимости от его месторасположения, присваивается символическое и иерархическое наименование.

Постмодернистский лабиринт ризомы призван сменить традиционалистский, классический лабиринт, мироподобной библиотеке Хорхе Бургосского, прототипом которого для Эко был сам Борхес.

Информация о работе Философия постмодернизма