Философия постмодернизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:44, контрольная работа

Описание работы

Тема данной работы актуальна для исследования, поскольку она отражает процессы, происходящие в философском мышлении в наше время. Одновременно такое положение усложняет задачу понимания сущности философии постмодернизма, так как эта философия находится в состоянии развития. Поэтому цель работы – выявление неких основополагающих тенденций современности. Конечно, возможно также говорить и об общих характеристиках тех направлений, которые относятся к современной философии. В первую очередь, это общность основания. Вся история философии является фундаментом идей постмодернизма, представители которого чаще всего начинают свои исследования с обращения к философии древних греков и немецкой классики. Переосмысление философской традиции, таким образом, не следует понимать как простое отрицание прежних установок мышления.

Содержание работы

Введение
1. Философские предпосылки постмодернизма
1.1 Философия Мишеля Фуко
1.2 Философия Лиотара
1.3 Цель постмодернистской исследовательской программы
2. Основные понятия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

13. Нонсенс

 Понятие современной философии, содержание которого явилось результатом переосмысления традиционной фигуры отсутствия смысла в контексте постмодернистской метафизики отсутствия: как отсутствие стабильной структуры ризомы есть условие ее плюральной структурации, как отсутствие стационарного значения текста открывает возможность плюрального означивания, так и нонсенс, как отсутствие навсегда заданного смысла, есть условие возможности и семантического движения как такового.

 Постмодернистская концепция  нонсенса открыта для интерпретации  в серии сформированной синергетикой  модели соотношения так называемых  детерминистических и индетерминистических участков самоорганизованного процесса (Николис, Пригожин, Хакен).

14. За-постмодернизм

 Современная культура  обозначается Бодрийяром как культура экстаза коммуникации. Если в классическом постмодернизме Другой интерпретировался как внешнее, социокультурное содержание структур бессознательного, что фактически было унаследовано от лакановской версии структурного психоанализа, где бессознательное было артикулировано как голос Другого, то за-постмодернизм задает концепту Другой новую, коммуникационную интерпретацию, в системе отсчета которой реальность языка перестает быть для постмодернизма самодовлеющей. В качестве водораздела между классическим постмодернизмом и современным может быть оценена концепция Апеля, в частности, понимание им языка и языковых игр. Апель рассматривает язык не в контексте субъект-объектных процедур когнитивного порядка, но в контексте субъект-субъектных коммуникаций, которые в принципе не могут быть сведены в передаче сообщений. Язык выступает в этом контексте не столько механизмом объективации информации или экспрессивным средством, сколько медиатором понимания в контексте языковых игр. Если трактовка языковых игр Витгенштейном предполагала опору на взаимодействие между субъектом и текстом, то Апель трактует языковую игру как субъект-объектное отношение, участники которого являют собой друг для друга текст, как вербальный, так и невербальный. Это задает особую артикуляцию понимания как взаимопонимания.

 

 

 

 

Заключение

Одной из важнейших тем  ХХ веков является тема творчества. Она также по-разному интерпретируется в постмодернизме. Например, для  экзистенциализма творчество есть возможность  придания смысла случайному человеческому  существованию (Ж.-П. Сартр, А. Камю). Для герменевтики важны процедуры чтения и понимания (интерпретации); позднее в постструктурализме эти процедуры обретают онтологический характер (тезис Ж. Деррида о мире как тексте). Безусловно, на современное понимание сущности творчества и позиции автора оказали влияние исследования природы языка, произведенные в структурализме (Р. Барт), постструктурализме (Ж. Деррида) и герменевтике (М. Хайдеггер).

Изменяется представление  о знании, оно понимается как постоянно  разрастающееся «образование», зависимое  от ситуации, в которой находится  человек; знание оказывается пронизанным  властью, тоталитарным.

Наконец, следует отметить одну общую тенденцию постмодернистской философии: это стремление высвободить для свободного размышления те аспекты человеческого бытия, которые игнорировались предыдущей, классической традицией философии. Такое высвобождение, выталкивая человека в мир, вдруг оказавшийся непонятным и чужим, одновременно открывает, в особенности для философии, новые перспективы развития. Конечно, человек чувствует себя крайне неуверенным, его жизнь лишена привычной устойчивости, перспективы размыты, мир вокруг развивается слишком быстро – но, с другой стороны, мы открыты миру, жизни, мы переосмысляем свои знания, избавляемся от многих иллюзий. Человек ищет основание своей жизни, и главное на этом пути – не поддаваться тотальному скепсису.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Визгин В.П. «Мишель Фуко – теоретик цивилизации знания» // «Вопросы философии» №4, 1995 г.
  2. Витгенштейн Л. «Философские работы» ч. 1, М. Гнозис, 1994 г.
  3. Делез Ж., Гваттари Ф. «Что такое философия?» М. Алетейя; СПб., 1998 г.
  4. «Современная западная философия. Словарь» М. Издательство политической литературы, 1991 г.
  5. «Философский век. История философии как философия» №25, ч. 2, СПб. Центр истории идей, СПб. 2003 г.
  6. Фуко М. «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» М., 1977 г.
  7. Барт Р. «Избранные работы. Семиотика. Поэтика» М., 1989 г.

Информация о работе Философия постмодернизма