Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:49, контрольная работа
Первые признаки постмодернизма возникли в конце 50-х гг. XX в. в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.
Как особый феномен постмодернизм вполне отчетливо заявил о себе в 70-е гг. XX в., хотя относительно более точной даты его рождения единого мнения нет.
В целом 70-е гг. стали временем самоутверждения постмодернизма. Особую роль в этом процессе сыграло появление в 1979 г. книги "Состояние постмодерна" французского философа Ж. Ф. Лиотара, где многие черты постмодернизма впервые предстали в обобщенном виде. Книга вызвала оживленные споры, которые помогли постмодернизму получить окончательное признание.
1. Возникновение и становление постмодернизма стр. 3
2. Философия постмодернизма стр. 6
3. Сопоставление монизм/плюрализм стр. 9
Список литературы стр. 14
Центросоюз Российской Федерации
СИБИРСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Наименование темы:
39. Философия постмодернизма
Выполнила: Двуреченская Е.В
№ зачетной книжки: ТХ-10-019-Д
Курс: II (3,5)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Возникновение и становление постмодернизма стр. 3
2. Философия постмодернизма
3. Сопоставление монизм/плюрализм
Список литературы стр. 14
1. Возникновение и становление постмодернизма
Первые признаки постмодернизма возникли в конце 50-х гг. XX в. в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.
Как особый феномен постмодернизм вполне отчетливо заявил о себе в 70-е гг. XX в., хотя относительно более точной даты его рождения единого мнения нет.
В целом 70-е гг. стали временем самоутверждения постмодернизма. Особую роль в этом процессе сыграло появление в 1979 г. книги "Состояние постмодерна" французского философа Ж. Ф. Лиотара, где многие черты постмодернизма впервые предстали в обобщенном виде. Книга вызвала оживленные споры, которые помогли постмодернизму получить окончательное признание.
В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Как некогда нельзя было не быть модернистом и авангардистом, точно так же теперь стало трудно не быть постмодернистом.
В каждой конкретной области жизни и культуры постмодернизм проявляет себя по-разному.
В социальной сфере постмодернизм
соответствует обществу потребления
и средств массовой коммуникации
и информации. В нем нет четко
выраженной социально-классовой структуры.
Уровень потребления - главным образом
материального - выступает основным
критерием деления на социальные
слои. Это общество всеобщего компромисса.
К нему все труднее применять
понятие "народ", поскольку последний
все больше превращается в аморфную
массу "потребителей" и "клиентов".
В еще большей степени это
касается интеллигенции, которая уступила
место интеллектуалам, представляющим
собой просто лиц умственного
труда. Число таких лиц возросло
многократно, однако их социально-политическая
и духовная роль в жизни общества
стала почти незаметной. Главным
стимулом для него становится профессиональный
и финансовый успех. Причем этот успех
должен прийти не в конце жизни, а
как можно раньше. Ради этого постмодерный
человек готов поступиться
В культурной сфере господствующее
положение занимает массовая культура,
а в ней - мода и реклама. Некоторые
западные авторы считают моду определяющим
ядром не только культуры, но и всей
постмодерной жизни. Она действительно
в значительной мере выполняет ту
роль, которую раньше играли мифология,
религия, философия и наука. Мода
все освящает, обосновывает и узаконивает.
Все, что не прошло через моду, не
признано ею, не имеет права на существование,
не может стать элементом
Важную черту постмодерна
2. Философия постмодернизма
Философия постмодернизма противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т. д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма. В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе.
Непосредственными предшественниками
постмодернистской философии
Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, "исчисляющее мышление", высшей формой и воплощением которого стала техника. Последняя не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором "множатся вызванные техникой пустыни".
Можно сказать, что интеллектуалы
наилучшим образом воплощают
состояние постмодерна, поскольку
их положение в обществе изменилось
наиболее радикально. В эпоху модерна
интеллектуалы занимали ведущие
позиции в культуре, искусстве, идеологии
и политике. Постмодерн лишил их
прежних привилегий. Один западный
автор по этому поводу замечает:
раньше интеллектуалы вдохновляли
и вели народ на взятие Бастилии,
теперь они делают карьеру на их
управлении. Интеллектуалы уже не
претендуют на роль властителей дум,
довольствуясь исполнением
Такое положение во многом объясняется
тем, что постмодернистское
Постмодерное общество теряет интерес
к целям - не только великим и возвышенным,
но и более скромным. Цель перестает
быть важной ценностью. Как отмечает
французский философ П. Рикёр, в
наши дни наблюдается "гипертрофия
средств и атрофия целей". Причиной
тому служит опять же разочарование
в идеалах и ценностях, исчезновение
будущего, которое оказалось как
бы украденным. Все это ведет к
усилению нигилизма и цинизма. Если
И. Кант в свое время создал "Критику
чистого разума", то его соотечественник
П. Слотердайк в связи с двухсотлетним
юбилеем кантонского труда
3. Сопоставление монизм/плюрализм
Термин «плюрализм», буквально
означающий «множественный», был предложен
X. Вольфом как установка, противоположная
монизму. Сегодня смысловой контекст
этого термина значительно
Плюрализм противостоит, прежде всего, тоталитаризму, догматизму и монизму, т.е. тем основным установкам, в которых целое преобладает над частным, единое - над многим, общее - над индивидуальным. Принцип плюрализма в качестве мировоззренческой установки гарантирует свободу единичного, частного, особенного, индивидуального.
Плюрализм, провозглашая ценность единичного
и особенного, открывает возможности
для расцвета индивидуальности, в
частности для самобытного
Принцип плюрализма утверждает изначальную
множественность духовно-
Окружающий нас мир не обладает,
согласно плюралистическому
Наиболее заметен плюрализм в нормативной сфере, где он проявляется в многообразии способов и форм правомерных человеческих действий: не существует поступков, которые были бы одинаково нравственными для всех субъектов социального действия.
Интерес к общефилософским аспектам
плюрализма не случайно возник именно
сейчас. Плюрализм - это реальность
нынешней социокультурной жизни
во всех её проявлениях и на всех
уровнях, от изучения принципов и
основ бытия и до феноменального.
В плюралистическом мировоззрении
действительность предстает как
некое множество, которое нельзя
непротиворечиво представить в
теории. Выход состоит в том, чтобы
или пытаться преодолеть плюрализм
посредством монистической
Противоположность между монизмом
и плюрализмом имеет
Понятие существенного монизма состоит в идее единства человечества, которая опирается на принцип единства и цельности человеческого разума: «все люди равны, поскольку они разумны». Это единство и целостность подтверждается изучением, в итоге которого обнаруживается полное тождество структур мышления и бытия. Вебер, начиная с этой же самой интуиции монизма, пришел к прямо противоположному выводу: «все люди являются не столько равными, сколько разными, ибо их образ жизни, когнитивные структуры, политика и экономика базируются на метафизических и исторических ценностях, характерных только для определенных локальных культурных групп» Рациональность является лишь средством, с помощью которого эти ценности осуществляются в мире, но облик этого мира зависит от характера ценностей, а не от структур рациональности.