Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:23, реферат
Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Понятие “постмодернизма”, как основной проблемы современности, характеризующейся противоборством разнородных способов мышления и жизненных форм, впервые ввел в конце семидесятых годов французский философ Жан-Франсуа Лиотар. Будучи прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества, он вместе с тем выходит за ее рамки и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику.
Философия постмодернизма
Постмодернизм представляет
собой относительно недавнее явление:
его возраст составляет около
четверти века. Понятие “постмодернизма”,
как основной проблемы современности,
характеризующейся
Наиболее ярко выразив
себя в искусстве, постмодернизм
существует и как вполне определенное
направление в философии. В целом
постмодернизм предстает
Возникновение и становление постмодернизма
Первые признаки постмодернизма
возникли в конце 50-х гг. XX в. в
итальянской архитектуре и
Как особый феномен постмодернизм вполне отчетливо заявил о себе в 70-е гг. XX в., хотя относительно более точной даты его рождения единого мнения нет.
В целом 70-е гг. стали временем
самоутверждения
В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Как некогда нельзя было не быть модернистом и авангардистом, точно так же теперь стало трудно не быть постмодернистом.
В каждой конкретной области жизни и культуры постмодернизм проявляет себя по-разному.
В социальной сфере постмодернизм
соответствует обществу потребления
и средств массовой коммуникации
и информации. В нем нет четко
выраженной социально-классовой структуры.
Уровень потребления - главным образом
материального - выступает основным
критерием деления на социальные
слои. Это общество всеобщего компромисса.
К нему все труднее применять
понятие "народ", поскольку последний
все больше превращается в аморфную
массу "потребителей" и "клиентов".
В еще большей степени это
касается интеллигенции, которая уступила
место интеллектуалам, представляющим
собой просто лиц умственного
труда. Число таких лиц возросло
многократно, однако их социально-политическая
и духовная роль в жизни общества
стала почти незаметной. Главным
стимулом для него становится профессиональный
и финансовый успех. Причем этот успех
должен прийти не в конце жизни, а
как можно раньше. Ради этого постмодерный
человек готов поступиться
В культурной сфере господствующее
положение занимает массовая культура,
а в ней - мода и реклама. Некоторые
западные авторы считают моду определяющим
ядром не только культуры, но и всей
постмодерной жизни. Она действительно
в значительной мере выполняет ту
роль, которую раньше играли мифология,
религия, философия и наука. Мода
все освящает, обосновывает и узаконивает.
Все, что не прошло через моду, не
признано ею, - не имеет права на существование,
не может стать элементом
Важную черту постмодерна
составляет театрализация. Она также
охватывает многие области жизни. Практически
все сколько-нибудь существенные события
принимают форму яркого и эффектного
спектакля или шоу. Театрализация
пронизывает политическую жизнь. Политика
при этом перестает быть местом активной
и серьезной деятельности человека-гражданина,
но все больше превращается в шумное
зрелище, становится местом эмоциональной
разрядки. Политические баталии постмодерна
не ведут к революции, поскольку
для этого у них нет должной
глубины, необходимой остроты
Философия постмодернизма
Философия постмодернизма противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т. д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма. В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе.
Непосредственными предшественниками
постмодернистской философии
Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, "исчисляющее мышление", высшей формой и воплощением которого стала техника. Последняя не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором "множатся вызванные техникой пустыни".
Можно сказать, что интеллектуалы
наилучшим образом воплощают
состояние постмодерна, поскольку
их положение в обществе изменилось
наиболее радикально. В эпоху модерна
интеллектуалы занимали ведущие
позиции в культуре, искусстве, идеологии
и политике. Постмодерн лишил их
прежних привилегий. Один западный
автор по этому поводу замечает:
раньше интеллектуалы вдохновляли
и вели народ на взятие Бастилии,
теперь они делают карьеру на их
управлении. Интеллектуалы уже не
претендуют на роль властителей дум,
довольствуясь исполнением
Такое положение во многом
объясняется тем, что постмодернистское
мировоззрение лишено вполне устойчивого
внутреннего ядра. В античности таковым
выступала мифология, в Средние
века - религия, в эпоху модерна -
сначала философия, а затем наука.
Постмодернизм развенчал
Постмодерное общество теряет
интерес к целям - не только великим
и возвышенным, но и более скромным.
Цель перестает быть важной ценностью.
Как отмечает французский философ
П. Рикёр, в наши дни наблюдается
"гипертрофия средств и
Сопоставление монизм/плюрализм
Термин «плюрализм», буквально
означающий «множественный», был предложен
X. Вольфом как установка, противоположная
монизму. Сегодня смысловой контекст
этого термина значительно
Плюрализм противостоит, прежде всего, тоталитаризму, догматизму и монизму, т.е. тем основным установкам, в которых целое преобладает над частным, единое — над многим, общее — над индивидуальным. Принцип плюрализма в качестве мировоззренческой установки гарантирует свободу единичного, частного, особенного, индивидуального.
Плюрализм, провозглашая ценность единичного и особенного, открывает возможности для расцвета индивидуальности, в частности для самобытного мышления и творчества.
Принцип плюрализма утверждает
изначальную множественность
Окружающий нас мир не обладает, согласно плюралистическому мировоззрению, изначальной жесткой связанностью и причинно-следственной заданностью. Он допускает различные комбинации и в руках умелого строителя является благодатным материалом для создания множества вселенных. Тем самым плюрализм настаивает на внешнем и случайном характере связей, существующих в мире.
Наиболее заметен плюрализм в нормативной сфере, где он проявляется в многообразии способов и форм правомерных человеческих действий: не существует поступков, которые были бы одинаково нравственными для всех субъектов социального действия.
Интерес к общефилософским
аспектам плюрализма не случайно возник
именно сейчас. Плюрализм — это
реальность нынешней социокультурной
жизни во всех её проявлениях и
на всех уровнях, — от изучения принципов
и основ бытия и до феноменального.
В плюралистическом мировоззрении
действительность предстает как
некое множество, которое нельзя
непротиворечиво представить в
теории. Выход состоит в том, чтобы
или пытаться преодолеть плюрализм
посредством монистической