Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 19:35, контрольная работа
Цель данной работы, изложить основные моменты философии права Гегеля, как учения о государстве и праве, над которым он работал на протяжении всей своей жизни.
Для достижения данной цели необходимо определить:
• какое место проблема философии права занимала в творчестве Гегеля;
• правовые взгляды Гегеля;
• идеи Гегеля о государстве.
Введение
Тема данной контрольной работы «Философия права Гегеля»
Философское учение Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля представляет
собой высшую ступень в развитии
классического немецкого
Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывает всю совокупность теоретических знаний того времени.
“Философия права” Гегеля
одна из наиболее знаменитых работ
во всей истории правовой, политической
и социальной мысли. Она представляет
собой синтез философских и политико-
Цель данной работы, изложить основные моменты философии права Гегеля, как учения о государстве и праве, над которым он работал на протяжении всей своей жизни.
Для достижения данной цели необходимо определить:
Итак, предмет данной контрольной работы – «Философия права
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля».
1. Проблема философии права в творчестве Гегеля
Гегель – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философско-правовой мысли.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штутгарте в семье крупного финансового чиновника. Окончив богословский факультет университета в Тюбингене, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете.
Проблема права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Вопросы общества, политики, государства, права, законодательства постоянно привлекали внимание Гегеля. Уже в студенческие годы (1788—1793) он занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии (и, прежде всего взглядов Платона, Аристотеля, Руссо, Канта и других), итогов всемирной политической истории (истории и значения античного полиса, связей христианства и государства, идей и результатов французской революции и т. д.) Это нашло отражение в таких его ранних работах, как “Народная религия и христианство” (1792—1795), “Позитивность христианской религии” (1795—1796) и других. Эта тематика обстоятельно освещается и во многих более поздних его произведениях, в том числе таких, как: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа» (1807), «Отчет сословного собрания королевства Вюртенберг», «Философия духа» (1831), «Философия права» (1826) и другие.1
Философско-правовая проблематика остается в центре внимания Гегеля и после выхода в свет “Философии права”. Об этом свидетельствуют его заметки к тексту изданной книги, лекции по данному предмету, последняя была прочитана 11 ноября 1831 г., т. е. за три дня до смерти философа, которая последовала 14 ноября 1831 г.
Многие проблемы
философско-правового профиля
«Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета». Теория права, полагал Гегель, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом же данной науки является идея права – единство понятия права и осуществления этого в действительности.1
Идея права развертывается в гегелевском учении в мир государства и права.
Итак, мы видим, что проблема философии права занимают большое место в творчестве Гегеля.
2. Философско-правовые идеи Гегеля
В рамках гегелевской системы философия права представляет собой философию объективного духа.
Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, каким они должно быть.
В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы (позитивное право), философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.
В сфере объективного духа свобода впервые приобретает форму реальности, наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований. Дух выходит из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права. В философии права Гегель как раз и освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Так как реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, предметом философии права оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права, которая и есть свободы, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права.
Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли, речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна.1
Понятие “право” употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода («идея права»), 2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), 3) право как закон («позитивное право»).1
1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы - “свобода” и “право” выражают единый смысл. Отношения «свободы» и «права» опосредуется через диалектику свободной воли.
2. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных форм до конкретных).
Конкретизация понятия права есть определенное наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти “особые права” даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.
Последующее “особое право”, диалектически “снимающее” предыдущее, более абстрактное “особое право”, представляет его основание и истину. Более конкретное “особое право” первичнее абстрактного.
На вершине иерархии “особых прав” стоит право государства. Поскольку в реальной действительности “особые права” всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.
3. Право как закон (позитивное право) является одним из “особых прав”. Гегель пишет: “То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».1
Превращение права в
себе в закон путем
Различие права и закона в гегелевской философии определено как отличие философского (естественного) права от позитивного права (от закона). Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идет о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации.
“То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом положительного права, - подчеркивает он, - является для последнего чем-то случайным и не касается его природы”. По природе же положительное право как ступень самого понятия права – разумно.2
Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.
Специфика философии права Гегеля проявляет себя не в развертывании признаваемого им принципа различения права и закона в некую независимо от позитивного права действующую и ему критически противостоящую систему естественного права. Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и недействительность такой трактовки различия права и закона.
Предметом гегелевского философского рассмотрения является лишь идеальное (право и закон едины по своей идеальной природе).
Гегель утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его.
Исторический материал, не будучи сам по себе философски-разумным, приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия.
Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.
1 ступень – абстрактное право.
Абстрактное право – это первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. В основе права - свобода отдельного человека. “Личность начинается только здесь, поскольку субъект имеет самосознание о себе не только вообще, как о конкретном и каким-то образом определенном “я”, а скорее имеет самосознание о себе, как о совершенно абстрактном “я”.1
Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих, более конкретных определений права и свободы. На этой стадии положительный закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».1
Свою реализацию свободы абстрактного права находит по Гегелю, в праве частной собственности.
Гегель - сторонник имущественного неравенства, неравенства распределения владений и состояний нельзя назвать несправедливостью природы.
Лишь благодаря собственности человек становится личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. «В природе вещей, писал он, - заключается абсолютное право раба добывать себе свободу».2
Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю, договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица - владельцы частной собственности, так как сам разум, дух делает необходимым, чтобы люди дарили, обменивали, торговали и так далее.
Для договора, по мнению Гегеля, являются характерными 3 момента:
В силу последнего основания Гегель отвергает взгляды на брак, как на своеобразный договор и считает, что такой подход к браку противоречит человеческому достоинству.
Также Гегель отвергает договорную теорию государства. “Привнесение договорного отношения, также как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение, - пишет он, - привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности.”1
К сфере абстрактного права Гегель относит и формы неправды (простодушную неправду, обман, принуждение и преступление).
Право восстанавливается и
Неправда есть такая видимость, и через ее исчезновение право получает определение некоего прочного и имеющего силу, и если раньше оно обладало лишь непосредственным бытием, то теперь становится действительным, возвратившись из своего отрицания.
Простодушная неправда – то когда лицо не сознает наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право, утверждал Гегель.
Называя простодушную неправду простым отрицательным суждением, Гегель хочет сказать, что в простодушной неправде не отрицается обладание данной личностью правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право личности.
Простодушная неправда есть самая незначительная неправда, так как здесь отрицается лишь особенное, а всеобщая воля полностью признается и уважается данным лицом. “Если я говорю: роза не красна, то я все-таки признаю, что она обладает цветом. Я поэтому не отрицаю розу, а отрицаю лишь особенное, красный цвет. Точно также каждое лицо хочет правого и добивается того, чтобы с ним поступили согласно праву. Его неправда лишь в том, что оно признает правом то, чего оно добивается”.1