Философия права Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы, изложить основные моменты философии права Гегеля, как учения о государстве и праве, над которым он работал на протяжении всей своей жизни.
Для достижения данной цели необходимо определить:
• какое место проблема философии права занимала в творчестве Гегеля;
• правовые взгляды Гегеля;
• идеи Гегеля о государстве.

Файлы: 1 файл

Основной текс по философии права.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Второй формой неправды, по учению Гегеля, является обман.

В обмане особенная воля обманутого лица не нарушается, так как его  заставляют верить, что с ним поступают согласно праву, то, что выставляется как подлинное право, на самом деле лишь кажущееся право, оно не является объективно в себе сущим правом, а представляет собой лишь нечто субъективное.

Преступление с точки зрения Гегеля есть нечто неразумное, неистинное также и потому, что оно противоречит понятию человека как существа разумного, могущего действовать подлинно свободно.

Преступление – сознательное нарушение права как права, и наказание, поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии – поступке свободной личности, считал Гегель.

2 ступень – мораль.

Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием.  Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали – внутренними пробуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок, поэтому может вступить в  коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.1

На данной ступени  свобода проявляется в способности личности совершать осознанные действия (умысел), ставить определенные цели перед собой и стремиться к счастью, а также соизмерять свои действия с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о  морали решается проблема субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.

3 ступень осмысления  права человеком, высшая –  нравственность.

Здесь преодолевается односторонность  формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между  ними. По мнению Гегеля, человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступив в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. Философ к числу объединений формирующих нравственное сознание относил семью, гражданское общество и государство.

Итак, понятие “право”  употребляется в  философии права  Гегеля в следующих  значениях: право  как свобода, право как определенная ступень и форма свободы и право как закон. И проходит в своем развитии идея права три ступени -  это абстрактное право, мораль и нравственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Философские  идей Гегеля о государстве

 

Задачу философии Гегель также видел и в том, чтобы  постичь не только право, но и государство, как результаты разумной деятельности человека.

«Наше произведение, - писал  Гегель в «Философии права», - поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство каким оно должно быть..»1

Гегель рассматривает  гражданское общество и государство  как несовпадающие сферы общественной жизни.

Под гражданским обществом  понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием торговли и промышленности. Философ относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет по-французски – буржуа. Отмечалось Гегелем также и то, что развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства.

Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.  Основными моментами гражданского общества являются: система потребностей; отправление правосудия; полиция и корпорация.

Гегель выделяет в  структуре гражданского общества следующие сословия: субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники).

Анализ сословий необходим  Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.

Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса.

В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация “чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает “бесконечный рост зависимости и нужды”.1

Гегель в разделе  о гражданском обществе  освещает вопросы закона (положительного права), правосудия и деятельности полиции. Философ,  раскрывая эти вопросы, исходил из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите собственности со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны отстаивать всеобщие интересы данного строя.

Гегель обосновал необходимость  публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Гегель критиковал концепцию вездесущего полицейского государства, но в тоже время не указывает границы полицейского вмешательства в частные дела. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, ведут, по логике развития права, за пределы этой сферы – в область государства.

Общество  и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество - это “внешнее государства”, “государство нужды и рассудка”, а подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане  общество расценивается Гегелем как момент государства, как то, что «снимается» в государстве.1

По мнению философа, развитие гражданского общества уже предполагает наличие государства как его  основания.

Гражданское общество в  трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.

Государство, по мнению Гегеля, предстает  нравственным целым, в  котором снимаются противоречия, имеющие место в правовом гражданском  сообществе. Запутанность гражданского состояния, указывал философ, может быть приведена в гармонию с помощью покоряющего его государства.

Гегель различает в  государстве объективную и субъективную стороны.

С объективной стороны  государство представляет собой  организацию публичной власти. В  учении о государственном устройстве философ высказывается в защиту суверенитета наследственного конституционного монарха и критикует демократическую идею народного суверенитета.

Разумно устроенное государство, утверждает Гегель, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую (власти перечислены снизу вверх). Но Гегель подчеркивает о недопустимости противопоставления властей друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

Законодательная власть – это власть определять и устанавливать  всеобщее. Законодательное собрание состоит из двух палат. Верхняя палата формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного  имения. Палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам и т.п., а не путем индивидуального голосования.

Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют, по Гегелю, «основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы». Он указывает на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу.1

Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое.

Поясняя характер компетенции  монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной  конституционной монархии объективная  сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное: «Хочу».2

С субъективной стороны  государство является духовным сообществом, все члены которого проникнуты духом  патриотизма и сознанием национального  единства. Основанием такого государства философ считал народный дух в форме религии.

Мы должны, писал он почитать государство как некое  земное божество. Государство –  это шествие бога в мире; «его основанием служит власть разума, осуществляющего  себя как волю».1

Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. В целом философ придерживается прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, и в тоже время Гегель оправдывает возможность разрешения  споров между государствами путем войны. К этому он добавляет и то, что война очищает дух нации.

Итак, в «Философии права» Гегель рассмотрел гражданское общество и государство в виде несовпадающих  сфер общественной жизни.

Гражданское общество считал философ – это объединение индивидов, основанное на их потребностях, и имеет правовое устройство, как средство обеспечения безопасности лиц и собственности.

Государство Гегель восхваляет  как идею (то есть действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах.

 

 

 

 

 

Заключение

 

При раскрытии темы контрольной работы все поставленные цели были выполнены.

В данной работе показано, что проблема философии права занимает большое место в творчестве Гегеля. Главным философским произведением мыслителя по вопросам государства и  права  стала  «Философия права».

Раскрыты философско-правовые взгляды Гегеля. Понятие “право” употребляется в  философии права Гегеля в следующих  значениях: право как свобода, право как определенная ступень и форма свободы и право как закон. И проходит в своем развитии идея права три ступени -  это абстрактное право, мораль и нравственность.

Определен взгляд мыслителя  на государство.

Гегель выделяет  гражданское  общество и государство в виде несовпадающих сфер общественной жизни. Гражданское общество он определил  в виде объединение индивидов,  которое основано на их потребностях, и имеет правовое устройство.

Государство же – это  результат разумной деятельности человека. Государство Гегель восхваляет  как идею  права, как правовое государство. Государство – это  такое нравственное целое, в котором снимаются все противоречия.

Философско-правовые взгляды  Гегеля занимают выдающееся место в  истории философского познания проблем  свободы, права и государства.

Идеи Гегеля заметно  содействовали становлению и  развитию философии права как  самостоятельной дисциплины. Они привлекают внимание и современных философов права.

 

 

1 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 522.

1 История политических и правовых учений. Учебник/Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Э.Лейста. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – С. 395.

 

 

1 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 524.

1 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 524.

 

1 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 525.

 

2 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 526.

 

1 Гегель. Философия права / Гегель. – М., Изд-во “Мысль”, 1990. – С. 64.

 

1 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 527.

 

2 История политических и правовых учений. Учебник/Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Э.Лейста. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – С. 397.

Информация о работе Философия права Гегеля