Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 19:35, контрольная работа
Цель данной работы, изложить основные моменты философии права Гегеля, как учения о государстве и праве, над которым он работал на протяжении всей своей жизни.
Для достижения данной цели необходимо определить:
• какое место проблема философии права занимала в творчестве Гегеля;
• правовые взгляды Гегеля;
• идеи Гегеля о государстве.
Второй формой неправды, по учению Гегеля, является обман.
В обмане особенная воля обманутого лица не нарушается, так как его заставляют верить, что с ним поступают согласно праву, то, что выставляется как подлинное право, на самом деле лишь кажущееся право, оно не является объективно в себе сущим правом, а представляет собой лишь нечто субъективное.
Преступление с точки зрения Гегеля есть нечто неразумное, неистинное также и потому, что оно противоречит понятию человека как существа разумного, могущего действовать подлинно свободно.
Преступление – сознательное нарушение права как права, и наказание, поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии – поступке свободной личности, считал Гегель.
2 ступень – мораль.
Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали – внутренними пробуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок, поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.1
На данной ступени
свобода проявляется в
3 ступень осмысления права человеком, высшая – нравственность.
Здесь преодолевается односторонность
формального права и
Итак, понятие “право” употребляется в философии права Гегеля в следующих значениях: право как свобода, право как определенная ступень и форма свободы и право как закон. И проходит в своем развитии идея права три ступени - это абстрактное право, мораль и нравственность.
3. Философские идей Гегеля о государстве
Задачу философии Гегель также видел и в том, чтобы постичь не только право, но и государство, как результаты разумной деятельности человека.
«Наше произведение, - писал Гегель в «Философии права», - поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство каким оно должно быть..»1
Гегель рассматривает
гражданское общество и государство
как несовпадающие сферы
Под гражданским обществом
понималась система материальных потребностей,
обусловленных развитием
Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Основными моментами гражданского общества являются: система потребностей; отправление правосудия; полиция и корпорация.
Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия: субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники).
Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.
Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса.
В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация “чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает “бесконечный рост зависимости и нужды”.1
Гегель в разделе о гражданском обществе освещает вопросы закона (положительного права), правосудия и деятельности полиции. Философ, раскрывая эти вопросы, исходил из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите собственности со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны отстаивать всеобщие интересы данного строя.
Гегель обосновал
Общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество - это “внешнее государства”, “государство нужды и рассудка”, а подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается Гегелем как момент государства, как то, что «снимается» в государстве.1
По мнению философа, развитие гражданского общества уже предполагает наличие государства как его основания.
Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.
Государство, по мнению Гегеля,
предстает нравственным целым, в
котором снимаются
Гегель различает в
государстве объективную и
С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. В учении о государственном устройстве философ высказывается в защиту суверенитета наследственного конституционного монарха и критикует демократическую идею народного суверенитета.
Разумно устроенное государство, утверждает Гегель, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую (власти перечислены снизу вверх). Но Гегель подчеркивает о недопустимости противопоставления властей друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.
Законодательная власть – это власть определять и устанавливать всеобщее. Законодательное собрание состоит из двух палат. Верхняя палата формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. Палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам и т.п., а не путем индивидуального голосования.
Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют, по Гегелю, «основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы». Он указывает на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу.1
Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое.
Поясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное: «Хочу».2
С субъективной стороны
государство является духовным сообществом,
все члены которого проникнуты духом
патриотизма и сознанием
Мы должны, писал он почитать государство как некое земное божество. Государство – это шествие бога в мире; «его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».1
Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. В целом философ придерживается прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, и в тоже время Гегель оправдывает возможность разрешения споров между государствами путем войны. К этому он добавляет и то, что война очищает дух нации.
Итак, в «Философии права» Гегель рассмотрел гражданское общество и государство в виде несовпадающих сфер общественной жизни.
Гражданское общество считал философ – это объединение индивидов, основанное на их потребностях, и имеет правовое устройство, как средство обеспечения безопасности лиц и собственности.
Государство Гегель восхваляет как идею (то есть действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах.
Заключение
При раскрытии темы контрольной работы все поставленные цели были выполнены.
В данной работе показано, что проблема философии права занимает большое место в творчестве Гегеля. Главным философским произведением мыслителя по вопросам государства и права стала «Философия права».
Раскрыты философско-правовые взгляды Гегеля. Понятие “право” употребляется в философии права Гегеля в следующих значениях: право как свобода, право как определенная ступень и форма свободы и право как закон. И проходит в своем развитии идея права три ступени - это абстрактное право, мораль и нравственность.
Определен взгляд мыслителя на государство.
Гегель выделяет гражданское общество и государство в виде несовпадающих сфер общественной жизни. Гражданское общество он определил в виде объединение индивидов, которое основано на их потребностях, и имеет правовое устройство.
Государство же – это результат разумной деятельности человека. Государство Гегель восхваляет как идею права, как правовое государство. Государство – это такое нравственное целое, в котором снимаются все противоречия.
Философско-правовые взгляды Гегеля занимают выдающееся место в истории философского познания проблем свободы, права и государства.
Идеи Гегеля заметно содействовали становлению и развитию философии права как самостоятельной дисциплины. Они привлекают внимание и современных философов права.
1 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 522.
1 История политических и правовых учений. Учебник/Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Э.Лейста. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – С. 395.
1 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 524.
1 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 524.
1 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 525.
2 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 526.
1 Гегель. Философия права / Гегель. – М., Изд-во “Мысль”, 1990. – С. 64.
1 История политических и правовых учений: учебник для вузов/Под ред. В.С.Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство НОРМА, 2003. – С. 527.
2 История политических и правовых учений. Учебник/Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Э.Лейста. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – С. 397.