Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:58, реферат
Гегелевская философия права продолжает разработку той области философского знания, которая со времен Канта в немецкой классической философии традиционно именовалась «практической философией». Гегель исходит из того, что уже в кантовской философии существовало новое отношение к делению "практической философии", принятому со времен Аристотеля.
Введение
3
Глава 1. Философия права Гегеля
3
1.1 Метод философии права Гегеля
3
1.2 Понятие «права» в философии Гегеля
7
Глава 2. Философское учение Гегеля о государстве
12
2.1 «Право как закон»
12
2.2 Учение Гегеля
14
Заключение
24
Список использованных источников
25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА
РУКОВОДИТЕЛЬ
док. юр. наук |
Н.Б. Алати | |||
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
РЕФЕРАТ |
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ГЕГЕЛЯ |
по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ ПРАВА |
РЕФЕРАТ ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР. |
9038KC |
Д.В. Васильева | |||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург 2012
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Философия права Гегеля |
3 |
1.1 Метод философии права Гегеля |
3 |
1.2 Понятие «права» в философии Гегеля |
7 |
Глава 2. Философское учение Гегеля о государстве |
12 |
2.1 «Право как закон» |
12 |
2.2 Учение Гегеля |
14 |
Заключение |
24 |
Список использованных источников |
25 |
Введение
Гегелевская философия права продолжает разработку той области философского знания, которая со времен Канта в немецкой классической философии традиционно именовалась «практической философией». Гегель исходит из того, что уже в кантовской философии существовало новое отношение к делению "практической философии", принятому со времен Аристотеля. «Практическая философия» Аристотеля делилась на этику, экономику и политику. В эпоху Канта и Гегеля экономика и политика, трактуемые под философским углом зрения, приобрели форму «философии права», философии государства. У Канта «практическая философия» делилась на философию права как учения о праве и на этику как учение о добродетели. Что касается Гегеля, то он понимает право как объективное определение, санкционирование человеческой воли, свободы. Это своего рода телеологический принцип, «практическая философия» во всем объеме аристотелевских традиций. Но поскольку человеческая воля может быть индивидуальной, групповой, всеобщей и поскольку воля образует, согласно Гегелю, принцип «философии права», то, восходя здесь к определению Руссо, «практическая философия» становится и философской этикой, и учением о праве одновременно. Детально разработана система индивидуальных и общественных добродетелей.
Право истолковывается у Гегеля как целостная система свободы, которая вытекает из телеологического развития воли. Гегель рассматривает в «Философии права» такие проблемы, как собственность, причем он восстает против понимания, согласно которому собственность считается чем-то позорным.
Для Гегеля философия «есть проникновение в разумное, есть постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала». Во введении к «Философии права» Гегель пишет: «Философская наука о праве имеет своим объектом идею права - понятие права и его осуществление».
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ГЕГЕЛЯ
1.1 Метод философии права Гегеля
В философии права Гегель
как раз и освещает формы обнаружения
объективно свободного духа в виде
осуществления понятия права
в действительности. Так как реализация
понятия в действительности, по Гегелю,
есть идея, предметом философии права
оказывается идея права – единство
понятия права и его
Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются:
1) «субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание,
2) «объективный дух» – право, мораль, нравственность,
3) «абсолютный дух» - включает искусство, религию, философию.
Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.1
С точки зрения Гегеля мир, как совокупность природы и духа, находящихся не вне абсолютного (абсолютного духа), а в нем самом. Саморазвитие мира, есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем, влекло за собой важный в методологическом отношении вывод для построения всей гегелевской философии - способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен быть принципиально иным, чем способ познания мира природы и мира духа.
Объективный дух – это, по Гегелю, та ступень развития духа, когда свобода в первые приобретает форму реальности, т.е. наличного бытия в виде государственно – правовых формообразований. Дух выводит из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права.
Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме, метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а создает его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода, то есть тождества предмета и метода. Гегелевская философия права означает равенство их понятийного содержания.
Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто «внешнее искусство» или субъективная игра в доказательства и опровержения, что его метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся формальными определениями и что диалектический метод, есть «душа всякого научного развертывания мысли» и именно он, и только он, вносит необходимую внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.
Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение последующих философских учений. Подчеркивание Гегелем заслуг предшествующих философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, заявил он, может быть рассмотрено как образец диалектики.
Выступая против одностороннего абстрактно аналитического метода, он утверждал, что такой метод совершенно неприемлем для философии. Философия по сути дела, не нашла своего истинного метода. и только Гегель дал образец истинного метода философской науки, применив его к конкретному предмету – к сознанию.
Движение сознания - это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последняя ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.
Диалектический идеализм, то есть сочетание научного воззрения с воззрением в принципе ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля противоречие которого отнюдь не исключает их единства.
Диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращен в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности.12
Специфическая диалектика политико-правовой сферы в гегелевской философии права проявляются окольным путем. То, что Гегелем обозначаются в качестве ступени объективного духа, есть особая сфера со специфическим смыслом и содержанием. В силу этого логико-гносеологический смысл понятий и закономерностей их движения, из которого сознательно исходит Гегель в ходе исследования права, государства, политики неизбежно трансформируются и приобретают иные новые характеристики и значения, обусловленные своеобразием исследуемого материала специфическим содержанием собственной логикой предмета рассмотрения.23
В сфере философии права
диалектический метод развертывается
в систему теоретических
Сам Гегель подчеркивал своеобразие собственного философского рассмотрения проблем права и государства и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. «При мысли о государстве, - подчеркивал он, - нужно иметь в виду не особенные государства, а особенные учреждения, а скорее идею самое по себе, этого действительного бога».
1.2 Понятие «права» в философии Гегеля
Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».
Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.
В положении Гегеля о том,
что через индивидуальную волю отдельного
лица осуществляется всеобщая воля, можно
видеть отражение в идеалистически
извращенной форме
Рассмотрение процесса осуществления якобы подлинной свободы в действительности не является в учении Гегеля предметом философии права.
Понятие о праве в представлении
Гегеля имеет своей основой не
волю отдельного лица, а некую себе
и для себя сущую, всеобщую волю,
имеющую самостоятельное
Абстрактное право
представляет собой первую
Свою реализацию свобода абстрактной личности находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Требование же имущественного равенства расценивается им как неразумная точка зрения, пустая и поверхностная рассудочность.
Как необходимый момент в
осуществлении разума Гегель трактует
договор. Предметом договора может
быть лишь некоторая единичная внешняя
вещь, которая только и может быть
произвольно отчуждена
К сфере абстрактного права Гегель относит и формы неправды (простодушную неправду, обман, принуждение и преступление).
Преступление - это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. По логике гегелевской трактовки, снятие преступления через наказание приводит к морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится моральным субъектом, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.
Абстрактное право и мораль
являются двумя односторонними моментами,
которые приобретают свою действительность
и конкретность в нравственности,
когда понятие свободы
Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: