Философия права Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:58, реферат

Описание работы

Гегелевская философия права продолжает разработку той области философского знания, которая со времен Канта в немецкой классической философии традиционно именовалась «практической философией». Гегель исходит из того, что уже в кантовской философии существовало новое отношение к делению "практической философии", принятому со времен Аристотеля.

Содержание работы

Введение
3

Глава 1. Философия права Гегеля
3

1.1 Метод философии права Гегеля
3

1.2 Понятие «права» в философии Гегеля
7

Глава 2. Философское учение Гегеля о государстве
12

2.1 «Право как закон»
12

2.2 Учение Гегеля
14

Заключение
24

Список использованных источников
25

Файлы: 1 файл

гегель.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

1) Право как свобода (идея права).

2) Право как определенная ступень и форма свободы (особое право).

3) Право как закон (позитивное право).

1. На ступени объективного  духа, где все развитие определяется  идеей свободы – «свобода»  и «право» выражают единый  смысл.

2. Система права как  царство реализованной свободы  представляет  собой иерархию  особых прав (от абстрактных форм  до конкретных).

Конкретизация понятия права  есть определенное наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и  могут вступать во взаимные коллизии.

Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и  истину. Более конкретное «особое право» первичное и сильнее более абстрактного.

На вершине «особых  прав» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или  потенциальной коллизии, так как  по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.15

3. Право как закон (позитивное  право) является одним из «особых  прав».

Гегель пишет: «То, что  есть право в себе, положено в  его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и  признано правом, как закон; посредством  этого определения право есть вообще позитивное право».

Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий  путь развития понятия в гегелевской  философии.

Процесс развития понятия  права определялся развитием  самих категорий гегелевской  идеалистической диалектики. При  этом задача философии права понять работу разума в развитии идеи права. Наше субъективное мышление с точки зрения лишь как бы наблюдает за развитием идеи, как  собственной работой разума. Дело науки заключается в том, чтобы понять эту «самостоятельную работу разума предмета».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ФИЛОСОФСКОЕ  УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ

2.1 «Право как закон»

Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности  и подлинной определенности. Предметом  законодательства может быть лишь внимание стороны гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в  то же время стремится исключить  их противопоставление. Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме  закона есть право. В гегелевской  философии речь идет о внутреннем различении одного и того же понятия  права на разных ступенях ее конкретизации.

«То обстоятельство, что  насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, - подчеркивал  он, - является для него чем-то случайным  и не затрагивает его природу».

Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть  позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.

В своей концепции различения права и закона Гегель стремится  исключить их противопоставление. «Представлять  себе различие между естественным или  философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, - замечает Гегель, - было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции к пандектам». 16

Законодательство, по признанию  Гегеля, может исказить содержание права: «то, что есть закон, может  быть отличным от того, что есть право  в себе». Поэтому, поясняет Гегель, «в позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое». 27

Гегеля интересует лишь это  закономерное в позитивном праве, т.е. лишь правовое в законе. Этим и обусловлено  то, что в гегелевской философии  права речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о различных  определениях одного и того же понятия  права на разных ступенях его конкретизации. Оправдывая такой подход, Гегель пишет: « То обстоятельство, что насилие  и тирания могут быть элементом  позитивного права, является для  него чем-то случайным и не затрагивает  его природу». По своей идеальной  природе положительное право (закон) как ступень самого понятия права  – это разумное право.

В гегелевской философии  права, таким образом, речь идет о  праве и законе в их развитой форме. Тем самым вне границ такого философского анализа оказываются все остальные  случаи и ситуации соотношения права  и закона как еще не развившиеся  до идеи свободы.

Эти неразвитые до идеи права  ситуации, по смыслу гегелевского подхода, относятся к предмету истории  права, а не философии права. Гегель утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает, что  чисто историческое исследование и  сравнительно- историческое познание отличаются от философского способа  рассмотрения, находятся вне его.

Гегель подчеркивает бесконечную  важность того, что обязанности государства  и права граждан определяются законом. Особое значение он придает  конституционным правам и свободам, считая вполне справедливым, что «каждое  определенное законом право называлось в этом великом смысле свободой». Гегелевская высокая оценка роли закона имеет в виду правовой закон. Философская разработка Гегелем  понятия права, развертывающаяся в  систему философии права, своим  существом направлена на демонстрацию несостоятельности противопоставления естественного и позитивного  права, права и закона.

Таким образом, система гегелевской  философии права, хотя и содержит в себе принцип различения права  и закона, но разработана она в  плане не развертывания, а снятия этого принципа и доказательства его мнимости, поскольку речь идет лишь о различных определениях одного понятия.

«Философия права» Гегеля занимает выдающееся место в истории  философского познания проблем свободы, права, государства.

2.2 Учение о  государстве

Гегель различает гражданское  общество и государство. Философ обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является, а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.

Отношения людей внутри этого  общества определяются их материальными  интересами (системой  потребностей), существующим в обществе разделением  труда и различными способами  удовлетворения этих потребностей.

«Гражданское общество,- пишет Гегель, - создано, впрочем лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право». Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности  разума, в частности моменты особенности  и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском  идеальном государстве, ни при феодализме.

Гегель изображает гражданское  общество как раздираемое противоречивыми  интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.

Три основных момента гражданского общества являются:

  • система потребностей;
  • отправление правосудия;
  • полиция и корпорация.

Гегель обосновывает необходимость  публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего  полицейского государства.

Гегель выделяет в структуре  гражданского общества следующие сословия:

  • субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);
  • промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
  • всеобщее (чиновники).

Анализ сословий необходим  Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено между деятельностью отдельной  личности и интересами государства  в целом. Только человек, принадлежащий  к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.

Несмотря на недостатки данного  анализа, большим прогрессом в истории  философии была сама постановка проблемы о ней.

Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает  наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны  увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость  и бедственное положение прикрепленного к труду класса.

В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация «чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает «бесконечный рост зависимости и  нужды».

Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном  ему обществе, Гегель не видит возможности  для их преодоления. Гегель не мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену

представлений о незыблемости основ этого строя.

Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции, соотносятся  как рассудок и разум: гражданское  общество - то «внешнее государства», «государство нужды и рассудка», а подлинное  государство - разумно. Поэтому в  философско-логическом плане гражданское  общество расценивается Гегелем  как магнит государства, как то, что  снимается в государстве.18

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие  государства как его основания. «Поэтому в действительности, - подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается  в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента».

Гражданское общество в трактовке  Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности  и всеобщем формальном равенстве  людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи  социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.

«Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух  как явная, самой себе ясная, субстанциональная  воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает».

Государство для Гегеля есть нечто «в себе и для себя разумное в государстве, свобода достигает  наивысшего, подобающего ей  права». Поэтому государство, по учению Гегеля, есть самоцель.

Из утверждения абсолютного  значения государства Гегель делает два вывода:

Во-первых, государство имеет  преимущественное значение по сравнению  с интересами отдельного лица, оно  «обладает наивысшим правом в  отношении отдельных людей, наивысшей  обязанностью которых является быть членом государства».

Во-вторых, нельзя рассматривать  государство лишь как средство для  охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства  в обеспечении и защите собственности  и личной свободы отдельного гражданина означает и признание интересов  отдельных лиц окончательной  целью их существования в государстве.

«Государство на самом  деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так  как оно есть объективный дух». Отдельная личность черпает из жизни  о государстве истинные понятия  о нравственности, она лишь в государстве  осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который  в своих действиях руководствуется  законами, нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.

Гегель обосновывает разумность существующего государства для  того, чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью  и показать, что борьба с существующими  порядками является бессмысленными мечтаниями - «пустым мнением».

Государство Гегель рассматривает  как осуществление  подлинной  свободы. «Государство есть дух, стоящий  в мире и реализующийся в нем  сознательно, между тем как в  природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как 

 спящий дух». Но так  как дух в философии Гегеля  есть лишь философский псевдоним  бога, то Гегель не только объявляет  государство осуществлением свободы,  но и шествием бога в мире, благодаря этому Гегелевское  понятие о государстве приобретает  сугубо мистический  характер.

Поэтому всякое революционное  выступление  против  существующего  государства Гегель готов был  объявить выступлением против самого господа бога».

Гегелевская идея государства  представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой  государство, само будучи, наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Информация о работе Философия права Гегеля