Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:58, реферат
Гегелевская философия права продолжает разработку той области философского знания, которая со времен Канта в немецкой классической философии традиционно именовалась «практической философией». Гегель исходит из того, что уже в кантовской философии существовало новое отношение к делению "практической философии", принятому со времен Аристотеля.
Введение
3
Глава 1. Философия права Гегеля
3
1.1 Метод философии права Гегеля
3
1.2 Понятие «права» в философии Гегеля
7
Глава 2. Философское учение Гегеля о государстве
12
2.1 «Право как закон»
12
2.2 Учение Гегеля
14
Заключение
24
Список использованных источников
25
1) Право как свобода (идея права).
2) Право как определенная ступень и форма свободы (особое право).
3) Право как закон (позитивное право).
1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы – «свобода» и «право» выражают единый смысл.
2. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).
Конкретизация понятия права есть определенное наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.
Последующее «особое право»,
диалектически «снимающее»
На вершине «особых прав» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.15
3. Право как закон (позитивное
право) является одним из «
Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право».
Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии.
Процесс развития понятия права определялся развитием самих категорий гегелевской идеалистической диалектики. При этом задача философии права понять работу разума в развитии идеи права. Наше субъективное мышление с точки зрения лишь как бы наблюдает за развитием идеи, как собственной работой разума. Дело науки заключается в том, чтобы понять эту «самостоятельную работу разума предмета».
Глава 2. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ
2.1 «Право как закон»
Превращение права в себе
в закон путем законодательства
придает праву форму
«То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, - подчеркивал он, - является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу».
Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.
В своей концепции различения права и закона Гегель стремится исключить их противопоставление. «Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, - замечает Гегель, - было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции к пандектам». 16
Законодательство, по признанию Гегеля, может исказить содержание права: «то, что есть закон, может быть отличным от того, что есть право в себе». Поэтому, поясняет Гегель, «в позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое». 27
Гегеля интересует лишь это закономерное в позитивном праве, т.е. лишь правовое в законе. Этим и обусловлено то, что в гегелевской философии права речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. Оправдывая такой подход, Гегель пишет: « То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу». По своей идеальной природе положительное право (закон) как ступень самого понятия права – это разумное право.
В гегелевской философии
права, таким образом, речь идет о
праве и законе в их развитой форме.
Тем самым вне границ такого философского
анализа оказываются все
Эти неразвитые до идеи права
ситуации, по смыслу гегелевского подхода,
относятся к предмету истории
права, а не философии права. Гегель
утверждает, что в законах отражаются
национальный характер данного народа,
ступень его исторического
Гегель подчеркивает бесконечную
важность того, что обязанности государства
и права граждан определяются
законом. Особое значение он придает
конституционным правам и свободам,
считая вполне справедливым, что «каждое
определенное законом право называлось
в этом великом смысле свободой».
Гегелевская высокая оценка роли
закона имеет в виду правовой закон.
Философская разработка Гегелем
понятия права, развертывающаяся в
систему философии права, своим
существом направлена на демонстрацию
несостоятельности
Таким образом, система гегелевской философии права, хотя и содержит в себе принцип различения права и закона, но разработана она в плане не развертывания, а снятия этого принципа и доказательства его мнимости, поскольку речь идет лишь о различных определениях одного понятия.
«Философия права» Гегеля занимает выдающееся место в истории философского познания проблем свободы, права, государства.
2.2 Учение о государстве
Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является, а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.
Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами (системой потребностей), существующим в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.
«Гражданское общество,- пишет Гегель, - создано, впрочем лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право». Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.
Развитость идеи предполагает,
по Гегелю, достижение такого единства,
в рамках которого противоположности
разума, в частности моменты
Гегель изображает гражданское
общество как раздираемое
Три основных момента гражданского общества являются:
Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства.
Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:
Анализ сословий необходим
Гегелю для того, чтобы найти опосредующее
звено между деятельностью
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней.
Основой прогрессивного развития
общества и государства Гегель считает
наличие в них социальных противоречий.
Он признает, что с одной стороны
увеличивается накопление богатства,
а с другой усиливается зависимость
и бедственное положение
В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация «чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает «бесконечный рост зависимости и нужды».
Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену
представлений о незыблемости основ этого строя.
Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - то «внешнее государства», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в государстве.18
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. «Поэтому в действительности, - подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента».
Гражданское общество в трактовке
Гегеля - это опосредованная трудом
система потребностей, покоящаяся на
господстве частной собственности
и всеобщем формальном равенстве
людей. К теоретическим заслугам
Гегеля относится четкая принципиальная
постановка вопроса именно о взаимосвязи
социально-экономических и
«Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает».
Государство для Гегеля есть нечто «в себе и для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего ей права». Поэтому государство, по учению Гегеля, есть самоцель.
Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:
Во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно «обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства».
Во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве.
«Государство на самом
деле находится в совершенно другом
отношении к индивидууму, так
как оно есть объективный дух».
Отдельная личность черпает из жизни
о государстве истинные понятия
о нравственности, она лишь в государстве
осуществляет свою подлинную свободу,
ибо здесь достигается, по мнению
Гегеля, единство объективной свободы,
то есть всеобщей воли и субъективной
свободы отдельной личности, который
в своих действиях
Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - «пустым мнением».
Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы. «Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как
спящий дух». Но так
как дух в философии Гегеля
есть лишь философский
Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога».
Гегелевская идея государства
представляет собой правовую действительность,
в иерархической структуре