Философия предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:55, реферат

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
ФИЛОСОФИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА 11
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 15
МЕСТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 18
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ И КУЛЬТУР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Реферат оформленный.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Умение изобретать новое  свойственно человеку, это то, что отличает его от животного. Мы видим воплощение новаторства в египетских пирамидах, сложенных из многочисленных строительных блоков, и в лунном модусе космического корабля «Апполон», и в лазерных лучах. С прогрессом науки и техники меняются только средства, а само умение изобретать новое было присуще человеку всегда.

 

ФИЛОСОФИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

В XIX веке в России слово "предприниматель" относилось прежде всего к человеку, производившему что-либо на своих предприятиях. Это понятие было синонимом уважаемого человека, которому были присущи решительность и энергия, не мыслимые без веры в собственные силы, в свою способность преодолеть все трудности и препятствия. Но одновременно все это поддерживалось его религиозностью.

Благочестие русского купечества имело  самое положительное значение для  русской культуры, социальной сферы. Его неотъемлемой частью были строительство и украшение храмов, благотворительность и меценатство, т.е. перевод части плодов хозяйственной деятельности из сферы прагматической и утилитарной в сферу бескорыстного служения. Так, традиционной формой религиозного служения русского купечества было строительство храмов. Рябушинский замечает, что "храмоздатель и русский хозяйственный мужик и купец - это почти синонимы". Русский благочестивый купец испытывал потребность в демонстрации связи своего успеха с сакральными ценностями, а также желание выразить в зримой, осязаемой форме свою благодарность Богу. Упоминания о том, что какой-либо храм построен на деньги купцов, относятся уже к XIV - XV векам. Причем это были как фабрично-заводские церкви, так и приходские храмы и даже монастыри, выстроенные на индивидуальные пожертвования. Православному русскому человеку была чужда идея – богатство ради богатства. Идее прогресса русская духовная культура предлагает экономическое преображение жизни человека путем самоотверженного подвижнического труда4.

Предпринимательство в России возникло еще в средние века. Обретая  признаки рыночного института, оно имело активную поддержку со стороны государства. Становление и развитие предпринимательства – это долгий исторический процесс.

История предпринимательства в  России столь же глубока, как и  история самой России. Еще с конца 1 тыс. н.э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей.

В России предпринимательство складывалось под влиянием разнообразных факторов. Этому способствовало разложение первобытнообщинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая частную. С обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы выделились ремесла, произошло углубление общественного разделения труда.

Условия для развития предпринимательской деятельности в России на протяжении веков были весьма сложными, что объясняется целым рядом природно-географических и исторических факторов. Россия, особенно Северо-восточная Русь, - обширная северная страна с малоплодотворными почвами, суровым климатом. В связи с этим производительность труда росла крайне медленно, что сдерживало рост прибавочного продукта, а, следовательно, и развитие предпринимательства.

Россия в течение веков развивалась  в глубь евроазиатского континента, находилась вдали от теплых морей, вдали от развитых коммуникаций древней и средневековой торговли, на чем основывалось процветание многих городов и целых стран Южной и Западной Европы.

Внутренние коммуникации страны были чрезмерно растянуты, ее обширные пространства из-за густых лесов, болот были труднопроходимы. Находясь на крайнем Северо-востоке Европы, Россия в меньшей степени, чем другие страны, испытала воздействие античных цивилизаций, где еще в древности высокого уровня достигали институты частной собственности, предпринимательство в разных формах5.

Одной из форм такого труда становится русское предпринимательство.

Государственный гнёт и крепостное право, существовавшие на протяжении нескольких столетий, способствовали бедности значительной части населения России, отсюда и крайняя узость рынка – это также весьма неблагоприятный фактор для развития предпринимательства.

Центрами торговли и  предпринимательства средневековой  России, как и повсюду, были города. Но и они оказывались под воздействием тех же неблагоприятных факторов, отставали от городов западной Европы по развитию, по городскому самоуправлению. Русские города находились в сильной зависимости от княжеской и боярской власти, затем от царской и имперской бюрократии. В силу целого ряда причин внутреннего социально-экономического развития крупные землевладельцы, сначала бояре, затем дворяне, занимались предпринимательской деятельностью, но при этом они использовали связи с казной, а еще чаще опирались на даровой труд крепостных крестьян.

Предпринимательство давало средства не только "на хлеб насущный", но и поддерживало духовные запросы общества, формировало определенное мировоззрение людей, их философию жизни. Имена многих российских предпринимателей остались в истории благодаря деятельности именно на духовном поприще. Они известны всем – это Мамонтовы, Сабашниковы, Третьяковы.

Если же говорить о  философии предпринимательства, то ею должно стать прежде всего желание  создавать и развивать. Так, противостояние суровым условиям страны, огромный труд по освоению ее пространств, способствовали развитию таких черт национального характера, крайне важных для предпринимательской деятельности, как энергия, предприимчивость, стойкость, терпение и другие.

Православному русскому человеку была чужда идея – богатство ради богатства. Идее прогресса русская духовная культура предлагает экономическое преображение жизни человека  путем самоотверженного подвижнического труда6.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Первым, кто стал изучать  предпринимателя как ключевую фигуру социально-экономической системы, является Р. Кантильон, который фактически положил  начало научному исследованию предпринимательской  тематики и заложил фундаментальные  основы для последующих теоретических исследований в этом направлении.

Важное место в создании теории предпринимательства сыграл Адам Смит, который полагал, что сбалансированная экономическая система является самодостаточным организмом, способным  к саморегуляции и устойчивому развитию. Регулирующим механизмом здесь является свободная конкуренция, а предприниматели являются ключевыми фигурами такой конкуренции.

Следующей крупной фигурой  в процессе изучения предпринимательства  является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель – промышленник, активный, образованный, талантливый изобретатель, прогрессивный земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно эти люди ведут производство и господствуют в области распределения богатств.

С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять не предпринимателя  и инвестора, а различные роли, в которых капиталист выступает  в производственном процессе. Предприниматель  одновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е. реализующим функцию эксплуатации рабочих, и субъектом организации и управления предприятием.

Социологические подходы  к пониманию предпринимательства  берут свое начало от работ М.Вебера и В.Зомбарта. Вебер, как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской деятельности, в которой он видел воплощение рациональности. В основе представлений Вебера о предпринимательстве, как и всей хозяйственной деятельности субъектов, лежит его «идеальный тип».

По мнению В. Зомбарта, предприниматель оценивается по своему успеху. Иметь успех значит опередить других, стать больше, чем другие. Предпринимателя характеризует постоянное стремление к новому и стремление показать свое превосходство над другими. В диссертации эти положения подвергаются детальному анализу.

Одним из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что предприниматель  – это «революционер в экономике  и невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете, а также способность идти в одиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».

Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал понятие «предпринимательство» как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Исследования предпринимательства  в современной России опираются  на основные достижения мировой экономической  и социологической мысли. Акцент в изучении современного российского  предпринимательства во многом переносится в область социально-философских и социологических исследований. Особое место здесь принадлежит экономической социологии, которая рассматривает предпринимательскую деятельность как разновидность социального действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей в сферу экономических взаимоотношений.

Ныне наименее разработанными проблемами при анализе предпринимательства  являются: отсутствие единой трактовки  базовых понятий этого феномена; недостаточная изученность крупного предпринимательства; сравнительная редкость качественного изучения социально-экономической структуры, функций предпринимательского слоя в российском обществе, его отношений с работниками наемного труда, бюрократией, элитами, инвесторами, криминальными структурами. Все сказанное позволяет продолжить и углубить анализ социальной природы предпринимательства.

 

МЕСТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Из сказанного ранее мы помним, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. К отличительным чертам предпринимательской деятельности относится то, что она осуществляется на свой страх и риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Свобода предпринимательства  наравне с частной собственностью рассматривается как основа рыночной экономики, а предприниматель - как  главная фигура рынка.

Чтобы оценить исключительное значение предпринимательства для  современного общества, полезно обратиться к принципиальным различиям двух противоположных способов ведения хозяйства - рыночного и административно-командного, называемого в зарубежной литературе «принудительно направляемым» или «государственно-принудительным».

В рыночном хозяйстве  функции государства и предпринимательской деятельности разграничены. В сфере государственного регулирования находятся общие условия воспроизводства, экономическая среда деятельности предприятий, но ни как не сама эта деятельность. Главная задача государства - всемерное стимулирование активности в сфере производства, создания благоприятных условий для предпринимательства, а также поддержание занятости населения, социальная опека наиболее уязвимых слоев общества, т.е. обеспечить своим гражданам достойный стандарт жизни. Все это государство может делать лишь за счет поступления в казну налогов, основное бремя которых лежит на предпринимателях. А предприниматель, в свою очередь, делает все возможное для получения максимальной прибыли.

Таким образом рыночная хозяйственная система ставит человека, как предпринимателя так и работника, в положение когда он несет полную ответственность за свои действия за свое благосостояние, что связано с неизбежной долей риска и высокой ответственностью. Так формируется хозяйственный порядок, действующий с наивысшей эффективностью и по мере увеличения общественного «пирога» предлагающий достойный стандарт жизни своим гражданам.

В противоположность  этому «принудительно направляемое»  хозяйство основывается на всеобъемлющем  государственном планировании производства и потребления, принуждения всех и каждого в отдельности. Подобный порядок исключает из экономической жизни свободную конкуренцию, лишает человека возможности проявить свои способности и предприимчивость, неизбежно ведет к бесхозяйственности и застою. Понятие справедливости в такой системе вырождается в жесткое перераспределение общественного «пирога» и его уравнительное распределение по минимальным стандартам жизни, ибо распределить можно лишь то, что создано. Интересы людей в этом случае сводятся не к приросту общественного «пирога», а к спорам о распределении явно недостаточного «пирога», когда выгода одних должна быть компенсирована невыгодой других. Такую систему немецкий экономист Людвиг Эрхард назвал «смирительной рубашкой» для экономики.

И, действительно, наша модель «принудительно направляемого» хозяйства  привела к тому, что десятилетиями  искоренялось предпринимательство, а место предпринимателей занимали чиновники. Страна не использовала важнейший ресурс - человеческий потенциал - предпринимательскую способность.

Теперь и наше общество, как и во всем мире, пришло к пониманию  роли предпринимательства в здоровой экономике. Предпринимательство перешло не только в ранг законной деятельности, но и получает поддержку государства. В общественном сознании формируется понимание предпринимательства как главного фактора развития экономики.

В странах с высоким  предпринимательским потенциалом (таких  как США, ФРГ и др.) важную роль обычно играет малый и средний  бизнес являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса.7 Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом - Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту производство перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности.8

Информация о работе Философия предпринимательства