Философия просвещения XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

В те незапамятные времена, когда Российскую империю разрывали дворцовые перевороты, Европу постигла особой формы лихорадка. Повсеместно: в Париже, Лондоне и даже городах Восточной Пруссии и Португалии ученые мужи откладывали в долгий ящик Библию и шли на поводу своего Разума.

Содержание работы

1. Общая характеристика эпохи просвещения
2. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения
3. Жульен Офре Де Ламетри как выдающийся мыслитель эпохи Просвещения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 42.06 Кб (Скачать файл)
 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

Тема 7. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII ВЕКА

 

 

 

 

Исполнитель: студент I курса

заочного факультета

группа ЗЭП-14

Воронина Ю. А.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2015


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Общая характеристика эпохи просвещения

2. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения

3. Жульен Офре Де Ламетри как выдающийся мыслитель эпохи Просвещения

Заключение

Список литературы

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

В те незапамятные времена, когда Российскую империю разрывали дворцовые перевороты, Европу постигла особой формы лихорадка. Повсеместно: в Париже, Лондоне и даже городах Восточной Пруссии и Португалии ученые мужи откладывали в долгий ящик Библию и шли на поводу своего Разума. В работе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?» Иммануил Кант писал: «Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения» (7). На первый план здесь выходила твердая, хотя временами и наивная вера в человеческий разум; необходимость его освобождения от предрассудков и метафизических догм путем критического пересмотра интеллектуальных ценностей; освобождения от религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков; вера в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавление от политической тирании.

Хотя Просвещение было не единственным культурно-идеологическим движением, философия просветителей в Европе XVIII в. заняла господствующее положение. Это выразилось в четко обозначенном философском, педагогическом и политическом движении, постепенно охватывавшем разные страны, а также в усиливающемся росте буржуазных отношений в наиболее развитых европейских странах. Просвещение формировалось на почве различных традиций не в виде теоретической системы, а, скорее, в форме идеологического движения, носящего в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов, угнетения. Культ Разума у просветителей был ни чем иным как защитой научного и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества; это и религиозная и этическая терпимость; защита неотъемлемых естественных прав человека и гражданина; отказ от догматических метафизических систем, не поддающихся фактической проверке; критика суеверий, воплощенных в позитивных религиях и защита деизма и материализма; борьба против сословных привилегий и тирании.

Надо сказать, что среди представителей Просвещения встречались люди из абсолютно разных слоев общества. Это были и аристократы, и дворяне, и духовенство, и служащие, были разными и условия их существования. Особенности каждой страны, ее нравов, устоев, обычаев и даже быта накладывали свой самобытный отпечаток на просветительское движение. Но тем ярче и колоритнее оно смотрелось на фоне перипетий, происходящих в Европе тех лет. XVIII в. - время особых исторический изменений. Это эпоха изобретений, научных открытий и становления промышленности. Общество все чаще, вслед за Ф. Бэконом, утверждавшим, что "знание - сила", испытывало очевидную потребность в обосновании многих вещей.

Первой страной, ступившей на путь Просвещения, стала Англия. Так, особенностью английского Просвещения является то, что Англия была самой передовой страной по экономическому развитию в Европе, где в 1640 году свершилась буржуазная революция. Поэтому Просвещение началось в Англии намного раньше, нежели в других странах. "Английская философия первой половины XVIII в. окрашена оптимистическим мироощущением. Критике подверглись лишь моральные изъяны общества, которые можно было устранить просвещением и прогрессом. Прославлялись экономические успехи страны, пафос покорения природы, предприимчивый человек, уверенный в себе и сильный духом. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то степени даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение"(4).

Для Франции же Просвещение стало соратником и предшественником Великой Французской Революции и, если английское Просвещение носило аристократический характер, то во Франции оно было ориентировано на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зародилась идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел. Идейным вождем этого начинания выступил Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи же для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Говоря об особенностях французского Просвещения, необходимо обратить внимание на два периода. Первый характеризуется ориентацией на передовую Англию. В основе философии стояло учение, допускавшее существование бога лишь как первопричины мира и отрицавшее существование его как личности (деизм). У истоков его «старшего поколения» просветителей были Вольтер и Монтескье, объявившие борьбу религиозной нетерпимости и мракобесию и феодальному деспотизму.

Деятели второго периода французского Просвещения Д. Дидро, К.А. Гельвеции, П.А. Гольбах и др., будучи в большинстве своем материалистами и атеистами, развернули борьбу против феодальных порядков.

Французские просветители придавали большое значение чувству, считая его сосредоточением благороднейших устремлений человечества. Ж.Ж. Руссо считал, что человек велик только своими чувствами, ибо они способствуют возрождению исконных добродетелей «естественного человека». Ж.Ж. Руссо был наиболее влиятельным представителем французского сентиментализма, последнего этапа Просвещения.

Исторические и социально-экономические условия развития Германии XVIII века оставляли желать лучшего. По сравнению с Англией и Францией она была отсталой, раздробленной страной. Однако и здесь культ Разума утверждается в социальной и духовной жизни. В Германии данное движение связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель. "Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке. Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х.Вольф был избран членом многих академий Европы. Кстати у самого Х.Вольфа учились М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие учебу в Германии. И если деятельность Х.Вольфа не освещалась должным образом в нашей философской литературе, то, по-видимому, потому, что он был сторонником телеологического взгляда на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что, несомненно, предопределило в последующем и деизм М.В.Ломоносова" (1).

В России же увлечение идеями Просвещения выпали на годы правления Екатерины II, причем сама императрица подавала пример, интересуясь трудами французских мыслителей и даже вступая с ними в переписку. В 30-е годы XVIII века, еще при Елизавете Петровне начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существуют Гимназия и Университет. В 1755 году, был создается Московский университет с двумя гимназиями и весьма показательно, что в нем нет теологического отделения. В 1764 г. был основывается Институт Благородных Девиц (Смольный) " (9). "В обществе возникает образ философа-помещика, о котором Владимир Федорович Одоевский, любомудр, в начале XIX века напишет: «Что называлось философом? Это был страшный волокита, писал французские стихи, не ходил к обедне, не верил ни во что, подавал большую милостыню». Образ этакого чудака-филантропа, который мы видим и на страницах второй главы романа в стихах «Евгений Онегин»: «Сосед наш неуч, сумасбродит // Он фармазон; он пьет одно // Стаканом красное вино // Он дамам к ручке не подходит». Среди помещиков XVIII века на Руси масонство становится весьма распространенным интеллектуальным увлечением, в определенном смысле и способом освоения философии. Только вот масонство — это не совсем просвещенческая парадигма, которая основана преимущественно на разуме, борьбе с предрассудками, борьбе с церковью. Масонство возрождает предрассудки, и поэтому относится скорее к романтической парадигме. Эти два образа мыслей и чувств — просвещение и романтизм — господствуют на протяжении XVIII века, попеременно сменяя друг друга.

К самым знаменитым русским философам того времени можно отнести М.В. Ломоносова, Г. Р.Державина, Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. И если Ломоносов был классиком и просвещенцем, то Державин, в гораздо большей степени романтик" (12). Новиков стал известен как талантливый литератор и удачливый издатель, он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался русской историей, а Радищев обрел популярность после написания "Путешествия из Петербурга в Москву", за которое Екатерина отправила его в сибирскую ссылку, сказав, что он бунтовщик хуже Пугачева. Однако заслуживает внимания также его  трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», который он напишет как раз в илимской ссылке, опираясь в основном на трактаты Гердера, немецкого просветителя. Причем на трактаты, которые буквально только что вышли и выписаны им из-за рубежа. Он часто заимствует из Гердера или Монтескье, но основная идея — это идея собственная, идея экзистенциальная: будет ли моя душа бессмертна, если я покончу с собой?

Подводя итоги сказанного, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на все различия в исторической и культурной эволюции отдельных стран, их объединяли общие черты нового мировоззрения, формировавшегося под влиянием методологии просветителей. Усиливается обмен идеями и творческими достижениями между европейскими странами, что способствует распространению представлений о единстве культуры человеческого общества.


УТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МАТЕРИАЛИЗМА, БОРЬБА С ЦЕРКОВЬЮ.

ГУМАНИЗМ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

 

Одной из важнейших характеристик эпохи Просвещения является материализм, где он достигает своего бурного расцвета. Вдохновившись физикой Ньютона, которая не упирается в сущности, не спрашивает, что это такое, - например, в чем причина или сущность силы тяготения, не строит предположений и не теряется в догадках о последней природе вещей, но исходя из опыта, в постоянной связи с опытом ищет законы их функционирования, а затем подвергает их проверке, просветители создают понятие нового разума. Этот разум критичен и эмпиричен, а значит, связан с опытом. Именно поэтому «экспериментальный» и «индуктивный» просветительский рационализм и материализм в Англии и Франции нарушает, а затем разрушает прежнюю форму философского познания - метафизические системы. Он больше не верит в право и эффективность «духа системы», считая его не силой, а препятствием, ограничивающим философское мышление. Не запирать философию в пределах одного задания доктрины, связанной определенными аксиомами, установленными раз и навсегда, или с дедукцией, которую невозможно вывести, - просветители предлагают, чтобы философия свободно развивалась и включила в себя основную форму действительности - форму любого бытия, как естественного, так и духовного.

В современном же понятии материализм XVIII в. зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Гоббс, выступая с позиций материализма, пытается "развести" философию и теологию. В качестве важнейшего объекта философии у Гоббса выступает человек, как существо не только природное и физическое, но и моральное, духовное. "Человек творец "искусственных тел", в том числе и таких, как культура и государственность. Поэтому законы государства должны быть основаны на природности, естественности. В то же время естественное состояние человечества базируется на чувственности, что может привести к самоистреблению людей. Именно разум играет важнейшую роль в учреждении государства путем общественного договора, в обсуждении и принятии которого должны участвовать все индивиды общества. Государство и гражданское общество - высшая ценность человеческого общежития, способная вывести человечество из варварского состояния войны всех против всех" (10). Как номиналист, принимающий существование только конкретных единичных предметов, он исходит из того, что любое знание опирается на эмпирические факты, но, никто не будет спорить, что в науке подобного рода знаний одних лишь фактов недостаточно, ибо здесь достоверность опирается на всеобщее, а значит, недоступное опыту.

Столь же ярким воплощением французского материализма является работа Гольбаха "Система Природы". Согласно учению, развиваемому в «Системе природы», в основе мироздания лежит материя. Материя, как она определяется в этой работе, есть то, что может оказывать воздействие на наши органы чувств и производить ощущения. Материя делится на органическую и неорганическую. Неорганическая материя вечна, органическая материя возникает и исчезает. На Земле сначала была только неорганическая материя, затем появилась жизнь, растительная и животная. Растения и животные рождаются, растут, потом умирают и разрушаются, т. е. снова превращаются в неорганическую материю. Так, по мнению автора, происходит непрерывный круговорот материи в природе. Человек же, согласно Гольбаху, является только физическим существом, а теологические представления о душе как чисто духовной субстанции — это фикция. Атрибутом материи является движение: нет материи без движения. Все есть материя и движение, утверждает автор «Системы природы». Враждебность механистического материализма человеку проявляется в том, что живой человек со всеми его человеческими качествами никак не вмещается в понятия и представления этого материализма. Последовательным выражением точки зрения механистического материализма на человека является превращение человека в машину, но осмелиться на подобного рода высказывание смог лишь один человек, о котором будет сказано ниже.

Информация о работе Философия просвещения XVIII века