Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:20, доклад
Реформация широкое движение за духовное обновление и постепенное изменения католической церкви.В случае реформации восстание носило одновременно политический и теологический характер. В случае Контрреформации восстание было лишь против интеллектуальной и нравственной свободы Италии эпохи Возрождения. Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. Давайте, рассмотрим более подробно два таких полярных, но в то же время, являющимися как следствие и причина друг друга.
ВВЕДЕНИЕ
Реформация широкое движение за духовное обновление и постепенное изменения католической церкви.В случае реформации восстание носило одновременно политический и теологический характер. В случае Контрреформации восстание было лишь против интеллектуальной и нравственной свободы Италии эпохи Возрождения. Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. Давайте, рассмотрим более подробно два таких полярных, но в то же время, являющимися как следствие и причина друг друга.
Появление Реформации
Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания.В Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу. В то время как в крупных централизованных монархиях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорганизацию церкви.
Идеи Джона Виклефа
Первоначально критика Виклифа касалась только политической деятельности Римского епископа на территории Англии. Назвав папу предтечей антихриста, он отверг все церковные таинства.
Первый политический трактат "Рассуждение о власти" Виклиф, включающий в себя две самостоятельной части. Первая часть - острая дискуссия, касающаяся проблемы первенства светской или духовной власти. Викдиф указывает на то, что светские лорды имеют право лишать пожертвований священников, которые позорят свой сан. По его мнению, было бы значительно лучше, если бы имущественные дела церкви поручили вести мирянам, а духовенство полностью посвятило бы себя духовным делим. Виклиф основной упор делал на обязательствах перед Богом, которые должен исполнять каждый священник. Согласно Виклифу, моральное падение священника приводит к тому, что он теряет свое достоинство и тем самым лишается своих прав, включая право на имущество.
Вторая
часть работы - это дискуссия Виклифа
с монахом Вильямом Бихеном, утверждавшем,
что власть предоставляется человеку
на определенных условиях, которые он
обязан выполнить. По его мнению, папа
подарил королю Иоанну власть над Англией
при условии ежегодной платы. Виклиф парировал,
что несмотря на отсутствие платы, король
все равно правит.Он приводит разговор
семи светских лордов, свидетелем которого
он якобы оказался. Первый лорд (доблестный
воин) утверждает, что страна должна защищаться
от папских притязаний с оружием в руках.
Второй лорд указывает, что папа должен
быть первым среди последователей Христа,
а поскольку Христос не обладал светской
властью, поэтому надлежит ограничить
папу в его притязаниях и вымогательствах.
По мнению третьего лорда, папа - "раб
рабов Божьих" и не имеет права брать
дань с Англии; папа и кардиналы грабят страну,
не оказывая помощи ни душе, ни телу, поэтому
им надлежит отказать в незаконных требованиях.
Четвертый лорд говорит, что на одной территории
не может быть двух господ с равной властью.
Папа должен быть в подчинении короля,
считаться вассалом
Идеи Яна Гуса
Идеи Виклефа в Чехии развивал священник и богослов Ян Гус,выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. В одном месте он приписал: “Пусть Господь даст Виклифу царствие небесное! О Виклиф, Виклиф! не одному человеку ты вскружишь голову!”Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Гус резко критиковал светскую власть. «Господа излишне обирают бедноту, отнимают заработки за малую провинность, своевольно налагают дани, не позволяя людям обороняться. А ведь по закону Божьему они обязаны и защищать своих подданных».О пражских богатых купцах он, к примеру, говорил, что они велят «своим помощникам в Венеции и другим писать себе, будто дороговизна в Венеции, а когда сие напишут им, и показывают (эти письма) другим, чтобы запугать их и к торгу принудить. И кто может описать их уловки и ростовщичество, которым они души свои порочат и людей одурачивают!»Требование Гуса, чтобы каждый человек мерил приказы, получаемые от высших, меркой священного писания, чтобы взвешивал каждый такой приказ — согласуется ли он с заповедями христианства. Разум поможет не совершать ошибки- необходимо дать всем людям право рассуждать и решать, надо или не надо быть «послушным подданным»! «Кто ты? Ответь: человек. Живое, разумное и смертное. Отвергнешь разум и станешь поганым псом, ржущим конем, ослом ленивым. Разум есть дар Божий!»
«Стало быть, любой сапожник или портной сам должен решать, что хорошо и что плохо?» — насмешливо возражали противники Гуса. «О, сколь скверно сделал Христос, — иронически восклицал Гус, — что не явился сначала прелатам и докторам. Он же пришел в бедности и чистоте, а так как равный ищет равного, явился Христос прежде простым людям, а не гордым прелатам. Так же поступает он и ныне, являясь чаще и прежде бедным, чем богатым». В других проповедях Гус цитирует писание: «Мудрость — достояние покорных». И добавляет: «Простые люди веруют без ненужных искажений, иное дело мудрствующие, ибо искажают они смысл слов Христовых. За то хвалил Христос Отца, говоря: «Хвалю тебя, Отче, Господине земли и неба, что сокрыл ты эти тайны от мудрых и осторожных и явил их малым сим и отверженным».Таким был, например, вопрос, как толковать понятие «церковь»? Гус утверждал, что церковь — не видимый собор священников с папой во главе, как гласило римское вероучение, но невидимое сообщество (следовательно, такое, какое нельзя учредить видимым образом) всех, чье спасение предопределено их праведной христианской жизнью. И главой этой церкви является Христос. Гус тем отрицал за светскими представителями церкви все прерогативы, привилегии. «Праведный мирянин» стоит выше грешного священника.
Реформация Лютера
Мартин Лютер в «95 тезисов» говорил, что, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того - просто не существуют. В основе доктрины оправдания верой лежит учение о благодати как незаслуженном благоволении Бога к падшему человечеству. В средние века благодать понималась не как отношение Бога к человечеству, а как некая сверхъестественная субстанция, вводимая в человеческую душу и способствующая искуплению. В центре программы реформ Лютера лежал вопрос о том, как грешники могли быть оправданы.Рассматривать доктрину оправдания верой невозможно без понимания еще одной основной темы христианской мысли - «искупление через Христа». Этого искупления нельзя было достичь иным способом. Своим Воскресением Христос одержал победу над смертью и те из людей, которые примут Христа, могут надеяться на то, что эта победа будет и их победой.Христос, умерев на кресте, своей покорностью заслужил прощение для грешников и примирил Бога и человечество. Люди в своей греховности отошли так далеко от Бога, что самостоятельно не в силах примириться с ним. Это становится возможным только через смерть Христа. Находясь в плену сил зла, смерти и греха, человек может получить освобождение только через смерть Христа на кресте. Благодаря Своей смерти и Воскресению, Христос может восстановить нашу целостность, поврежденную грехом душу, физическое и душевное здоровье. Богословские достижения Лютера или «Опыт, пережитый в башне», касаются вопроса о том, как может грешник войти в общение с праведным Богом.
То, что грешник признает свою нужду в благодати и молит Бога о ниспослании ее, накладывает на Бога, по условиям завета, обязательство сделать это, оправдывая, таким образом, грешника. Другими словами, грешник своей мольбой берет на себя инициативу: он в состоянии кое-что сделать для обеспечения Божественного ответа в виде оправдания. Завет между Богом и человечеством установил структуру, в рамках которой относительно небольшое человеческое усилие приводит к непропорционально большой Божественной награде. Тем не менее, для наложения на Бога обязательств по награждению грешника благодатью требуется определенное человеческое усилие. Изучая Псалтырь, значительное место в которой занимает идея праведности Божией, Лютер подробно рассматривал эту идею в своих лекциях. Бог судит людей, рассматривая их дела, и не может проявлять ни снисходительности, ни предрасположенности. Каждый получает то, что он заслужил - ни больше, ни меньше.Вера является личностной, а не чисто исторической категорией. Только принятие Христа как личного Спасителя - путь к спасению.Вера присоединяет верующих ко Христу. Согласно концепции Лютера, вера становится как бы мостиком, связующим грешника и Христа, при этом благодать, святость и праведность Христа становится достоянием грешника, а грехи и смерть человека принадлежать теперь Христу.Таким образом, если в ранние годы Лютер рассматривал в качестве условия оправдания веру, выраженную в определенных человеческих действиях, то теперь он отводит человеку пассивную роль - «только верь, а Бог по своей милости Сам сделает все для твоего спасения». То есть, оправдание грешника основано на благодати Божией и получается через веру.
Реформация в Швейцарии
Цюрихский священник Цвингли выступил с 67 тезисами, направленными против католической церкви и более радикальными, чем лютеранские. Официально было объявлено о прекращении зависимости от католической церкви, церковную общину возглавил городской магистрат. Спор между Лютером и Цвингли: оба реформатора отрицают средневековую систему таинств. В то время как в средневековый период насчитывалось семь таинств, реформаторы настаивали, что лишь два крещение и Евхаристия освящены Новым Заветом. Лютер допускал таинство покаяния. В понимании Лютера Слово Божие и таинства были нераздельно связаны. Оба свидетельствовали об Иисусе Христе и оба являлись средствами выражения Его присутствия. Для Цвингли именно Слово Божие порождает веру, а таинства лишь демонстрируют веру публично. Слово и таинства отличаются друг от друга, причем первое имеет большую важность. Для Лютера таинства порождают веру следовательно, обряд крещения может породить в младенце веру. Для Цвингли таинства демонстрируют приверженность к членству в сообществе следовательно, обряд крещения демонстрирует, что младенец принадлежит сообществу Цвинглиупразднил название "месса" и предложил, чтобы эквивалентный евангелический обряд совершался три или четыре раза в год. Лютер уделял большое значение проповеди в контексте Евхаристии, а Цвингли настаивал на том, чтобы Евхаристия перестала быть привычным воскресным богослужением. За этим стоят два различных способа толкования Писания. Оба реформатора отрицают средневековую доктрину пресуществления. Цвингли отрицает как термин, так и лежащую в его основе идею. По его мнению, в ходе Евхаристии Христос вспоминается без Его присутствия. Утверждает, что, поскольку Христос восседает одесную Отца, Он не может присутствовать где либо в другом месте. В целях просвещения духовенства кантона Цвингли написал Краткое введение в Христианство, содержавшее резкие нападки на поклонение образам. «Суд Бога, Господа нашего, о том, как должно относиться ко всем идолам и образам в соответствии со Святым Писанием». Цвингли верил, что Св. Причастие, или Вечеря Господня, является лишь символом, или печатью Божией благодати, уже дарованной причащающимся. Хлеб и вино лишь символизируют Плоть и Кровь Христа, реально пребывающего в Своем физическом Теле на Небесах, а не на земле. Верующий человек, принимая Св. Причастие в воспоминание о последней вечере Господа со Своими учениками, обогащается от духовного общения со своим Господом.
Идеи Жан Кальвина
Литературное наследие Жана Кальвина можно разделить на три основных комплекса произведений.Первый — это “Наставление в христианской вере” и связанные с ним по своей тематике трактаты. В них систематически излагается и разъясняется доктрина протестантизма и столь же систематически опровергаются её разнообразные оппоненты. Главные идеи Кальвина подаются исключительно полемически, в споре или диалоге. “Наставление в христианской вере”,считающегося высшим достижением теологии Реформации. “Наставление” и поныне служит энциклопедией принципов протестантизма. В “Ответе кардиналу Садолетто” Кальвин писал, что реформированное христианство гораздо ближе к апостольскому, нежели католицизм, что нужно лишь восстановить облик древней Церкви, которую истерзали невежественные схоласты, папы и их приспешники. Ведь первоначальное христианство не знало пап, не изобретало чистилища, не злоупотребляло таинствами ради доходов, ибо апостолы не искали личной выгоды. От прежнего единства и чистоты Церкви остались одни развалины. Следовательно, протестанты озабочены правым делом восстановления верности и чистоты учения; они-то и являются ревнителями древних традиций. Католики, напротив, оказались “новаторами” и нарушителями порядка, установленного Богом.Второй комплекс произведений Кальвина — Это комментарии ко всем (кроме Апокалипсиса) книгам Ветхого и Нового Заветов, а также полный перевод Библии на французский язык и проповеди. При работе с текстами Библии реформатор исходил из того, что каноничность и богодухновенность божественного Слова незыблемы, однако следует установить подлинность различных его записей. Кальвин считал, что Моисей и пророки служили лишь “органами” божественного Слова. При этом каждый пророк жил в своё историческое время и ориентировался на свой круг слушателей и читателей; отсюда особенности стиля.
Реформатор учил, что в Писании
Бог разговаривает с
Реформация в Англии
В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. Обший характер этого вероучения приближался к кальвинизму. Организация же расходилась с кальвинистской, так как сохранялась епископальная система при главенстве короля над всей церковью. По решениям парламента в Англии закрывались все монастыри, а их имущество переходило к короля. Выдержки из Акта о супрематии (основополагающий акт, заключающий в себе о римской церкви):: «Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, пусть будет установлен властью этого парламента, что король, наш верховный властитель, его потомки и преемники, короли этого королевства, должны приниматься, признаваться и уважаться единственным на свете верховным главой церкви Англии .., и должен обладать императорской короной этого королевства, и прибылями, которые свойственны и принадлежат должности высшего главы церкви. Нашему верховному властителю, его потомкам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать все права и власть периодически инспектировать, осуществлять визиты, поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать ... все те ошибочные мнения, ереси, злоупотребления, поступки и нарушения порядка, которые любая духовная власть ... должна реформировать благо всемогущего Бога, для успехов христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Использование любых обычаев другой страны, иностранного закона, иностранных властей противоречит сказанному выше.
Реформация во Франции
Став королем, Генрих IV в 1598 г. опубликовал Нантский эдикт, на основании которого католицизм признавался государственной религией, однако протестантам предоставлялась относительная свобода вероисповедания. Политика Генриха IV была несовместима с принципами католической нетерпимости.
Идеи Эразма Роттердамского
Эразм Роттердамский не порвал с католицизмом, но всерьез поставил идеи гуманизма на службу Реформации. Его трактат "О свободе воли" есть прямая полемика с Лютером. В числе его работ - "Пословицы", критическое издание Нового завета, "Похвала глупости".Для Эразма философия есть знание и мудрость, но она не базируется на категориальной системе. Сама идея "глупца" есть призыв возвратиться к истинному естеству, снять покровы напускной учености. Естество «Глупца»-чистое, лишенное наслоений и уровней безумное, беспамятное, расточительное, необманчивое благочестие, его способом существования является счастье.