Философия Рене Декарта. Рационализм, дуализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим. Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рационализм Рене Декарта……………………………………………............4
2. Разум – как основа человека…………………………………………………...5
3. Учение о субстанции…………………………………………………………...6
4. Идея дуализма…………………………………………………………………7
5. Научный метод ……………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...12

Файлы: 1 файл

кр философия.docx

— 31.06 Кб (Скачать файл)

 

Автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Ленинградский государственный  университет имени А. С. Пушкина

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ФИЛОСОФИИ

Тема: Философия Рене Декарта. Рационализм,

 дуализм. (Вопрос №20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Рационализм Рене Декарта……………………………………………............4

2. Разум – как основа  человека…………………………………………………...5

3. Учение о субстанции…………………………………………………………...6

4. Идея дуализма…………………………………………………………………7

5. Научный метод ……………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С именем Декарта (1596—1650) связан важнейший  этап в развитии психологических  знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики  из существовавшего до него аристотелевского учения о душе.

Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное— бытие, в противопоставлении телу и всему  внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность— главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования (в понимании Декарта) сначала  в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной  науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному  анализу поведения животных и  части человеческих действий.

В системе Декарта ее философские  и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго  до смерти, принято считать собственно психологическим. Рассуждения о  душе и о теле не были исходными  в философии и в научных  исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился  к построению истинной системы знания.

Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого  шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять  не всегда, а только «тогда, когда  мы задаемся делу созерцания истины», т. е. в области научного исследования.

Существование Бога рассматривал как  источник объективной значимости человеческого  мышления. В учении о познании Декарт — родоначальник рационализма и  сторонник учения о врожденных идеях. Основные сочинения: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала  философии» (1644).

Рационализм и дуализм Декарта  оказали глубокое влияние на последующее  развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов  и эмпириков получил свое продолжение  и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

1. Рационализм Рене Декарта

В учении о познании Декарт был  родоначальником рационализма, который  сложился в результате наблюдений над  логическим характером математического  знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому  Декарт отвёл исключительную роль в  процессе познания дедукции, под которой  он понимал рассуждение, опирающееся  на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также  достоверных логических выводов. Достоверность  аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Для ясного и отчётливого представления  всей цепи звеньев дедукции нужна  сила памяти. Поэтому непосредственно  очевидные исходные положения, или  интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружённый  достоверными средствами мышления –  интуицией и дедукцией, разум  может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом.

Заслуга Декарта перед философией в том, что он: обосновал ведущую  роль разума в познании; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем  попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление  в философии; выдвинул теорию о научном  методе познания и о "врожденных идеях".

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разум – как основа человека

Философию Рене Декарта можно считать  образцовой системой рационализма. Главной  задачей своей жизни Декарт считал построение системы наук при помощи рационального метода, исходя из подлинно достоверных начал. С этой целью  он подверг все знания, которыми может обладать человек радикальному сомнению: все, в чем существует хотя бы малейшее сомнение, должно быть отброшено. Для этого Декарт водит гипотезу злого демона, очень могущественного  существа, которое стремиться нас  обмануть, и окружает нас иллюзиями. Согласно Декарту сомнению подлежит вся информация, полученная нами от других людей и от наших органов  чувств (поскольку и другие люди, и наши чувства могут обманываться). Мы можем сомневаться и в самом  существовании внешнего мира, о котором  нам свидетельствуют чувства, и  даже в существовании собственного тела (на что указывает феномен  фантомных болей, когда человеку кажется, что у него болит ампутированная конечность). Единственная истина, в  которой невозможно усомниться -- cogito ergo sum -- "я мыслю, следовательно, я  существую", а именно как мыслящая вещь или субстанция (res cogitans). Но обнаруживая  в себе идею наисовершенного существа (Бога) и свое собственное несовершенство, Декарт приходит к выводу, что причиной этой идее может быть только реально  существующее наисовершеннейшее существо (таким образом Декарт доказывает бытие Бога). Из существования Бога Декарт выводит существование внешнего мира: то, что я мыслю ясно и  отчетливо как реально существующее, на самом деле существует, поскольку  в ином случае Бог, сотворивший нас  ясно воспринимающими окружающий мир, был бы обманщиком, что противоречит Его совершенству.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором  всемирно известного афоризма, в котором  заключается его философское  кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".

3. Учение о субстанции

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные  Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством  субстанции — не нуждаются в своем  существовании ни в чем, кроме  самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку  сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение — для материальных; мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и  были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит  из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему  возвыситься над природой.

 

4. Идея дуализма

Исходя из того, что человек совмещает  в себе две субстанции, следует  идея дуализма (двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) - протяжение. Тело и материальный мир в целом - res extensa (вещь протяженная). Душа как нематериальная субстанция непротяженна. Она и вообще духовный мир - res cogitans (вещь мыслящая). Тела животных и человека Декарт рассматривал как сложные машины, повинующиеся законам механического движения.Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качеств, разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрождённой во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами). Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.

Учение Декарта о человеке также  дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного  телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, по предположению Декарта, посредством  особого органа - так называемой шишковидной железы. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место  выдвигал волю.

Главное действие аффектов, или страстей, состоит, по Декарту, в том, что они  располагают душу к желанию тех  вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Декарт отрицал. Будучи автоматами, лишёнными  души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

Дуализм субстанций позволяет, таким  образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной  субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается  у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Рационализм и дуализм Декарта  оказали глубокое влияние на последующее  развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов  и эмпириков получил свое продолжение  и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Научный метод

Суть его идеи в том, что научный  метод, который применяется в  физике, математике, иных науках, практически  не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный  метод в процессе познания, можно  значительно продвинуть вперед сам  познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в  промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического  метода Декарта в том, что в  процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя  полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также  достоверные знания. Только используя  дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании  рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанной на нем психологической  науки.

После Декарта проблему взаимодействия души и тела пытались решить окказионалисты А. Гейлинкс (1625—1669) и Н. Мальбранш (1638—1715): настоящее взаимодействие невозможно, видимость же его производится простым  вмешательством Бога. Тело считается  случайной или кажущейся причиной происходящих в душе изменений и  обратно. Это лишь окказия (cause per oc-casionem) — повод для деятельности истинной причины, которая в Боге.

Информация о работе Философия Рене Декарта. Рационализм, дуализм