Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:25, контрольная работа
В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим. Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рационализм Рене Декарта……………………………………………............4
2. Разум – как основа человека…………………………………………………...5
3. Учение о субстанции…………………………………………………………...6
4. Идея дуализма…………………………………………………………………7
5. Научный метод ……………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...12
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
Тема: Философия Рене Декарта. Рационализм,
дуализм. (Вопрос №20)
Санкт-Петербург
2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Рационализм Рене Декарта………………
2. Разум – как основа
человека…………………………………………………...
3. Учение о субстанции……………………………
4. Идея дуализма……………………………………………
5. Научный метод ……………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
С именем Декарта (1596—1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе.
Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное— бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность— главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.
В
системе Декарта ее философские
и психологические аспекты
Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся делу созерцания истины», т. е. в области научного исследования.
Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. В учении о познании Декарт — родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Основные сочинения: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала философии» (1644).
Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.
Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.
Заслуга Декарта перед философией
в том, что он: обосновал ведущую
роль разума в познании; выдвинул учение
о субстанции, ее атрибутах и модусах;
стал автором теории дуализма, чем
попытался примирить
2. Разум – как основа человека
Философию Рене Декарта можно считать
образцовой системой рационализма. Главной
задачей своей жизни Декарт считал
построение системы наук при помощи
рационального метода, исходя из подлинно
достоверных начал. С этой целью
он подверг все знания, которыми
может обладать человек радикальному
сомнению: все, в чем существует хотя
бы малейшее сомнение, должно быть отброшено.
Для этого Декарт водит гипотезу
злого демона, очень могущественного
существа, которое стремиться нас
обмануть, и окружает нас иллюзиями.
Согласно Декарту сомнению подлежит
вся информация, полученная нами от
других людей и от наших органов
чувств (поскольку и другие люди,
и наши чувства могут обманываться).
Мы можем сомневаться и в самом
существовании внешнего мира, о котором
нам свидетельствуют чувства, и
даже в существовании собственного
тела (на что указывает феномен
фантомных болей, когда человеку
кажется, что у него болит ампутированная
конечность). Единственная истина, в
которой невозможно усомниться -- cogito
ergo sum -- "я мыслю, следовательно, я
существую", а именно как мыслящая
вещь или субстанция (res cogitans). Но обнаруживая
в себе идею наисовершенного существа
(Бога) и свое собственное несовершенство,
Декарт приходит к выводу, что причиной
этой идее может быть только реально
существующее наисовершеннейшее существо
(таким образом Декарт доказывает
бытие Бога). Из существования Бога
Декарт выводит существование внешнего
мира: то, что я мыслю ясно и
отчетливо как реально
То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".
3. Учение о субстанции
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение — для материальных; мышление - для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных,
так и духовных субстанций производны
от их коренных свойств (атрибутов) и
были названы Декартом модусами. (
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек — единственное существо,
в котором соединяются и
4. Идея дуализма
Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.
С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) - протяжение. Тело и материальный мир в целом - res extensa (вещь протяженная). Душа как нематериальная субстанция непротяженна. Она и вообще духовный мир - res cogitans (вещь мыслящая). Тела животных и человека Декарт рассматривал как сложные машины, повинующиеся законам механического движения.Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качеств, разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрождённой во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами). Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.
Учение Декарта о человеке также
дуалистично. Человек есть реальная
связь бездушного и безжизненного
телесного механизма с душой,
обладающей мышлением и волей. Взаимодействие
между телом и душой
Главное действие аффектов, или страстей, состоит, по Декарту, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Декарт отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.
Дуализм субстанций позволяет, таким
образом, Декарту создать
Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.
Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.
5. Научный метод
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).
Смысл философского гносеологического
метода Декарта в том, что в
процессе познания опираться только
на абсолютно достоверные знания
и с помощью разума, используя
полностью достоверные
Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
Заключение
Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанной на нем психологической науки.
После
Декарта проблему взаимодействия души
и тела пытались решить окказионалисты
А. Гейлинкс (1625—1669) и Н. Мальбранш (1638—1715):
настоящее взаимодействие невозможно,
видимость же его производится простым
вмешательством Бога. Тело считается
случайной или кажущейся
Информация о работе Философия Рене Декарта. Рационализм, дуализм