Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:25, контрольная работа
В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим. Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рационализм Рене Декарта……………………………………………............4
2. Разум – как основа человека…………………………………………………...5
3. Учение о субстанции…………………………………………………………...6
4. Идея дуализма…………………………………………………………………7
5. Научный метод ……………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...12
Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Природа страстей двойственная: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Конкретно-научное учение Декарта о страстях включает такие вопросы: причины и источники страстей, классификация страстей и их описание, воспитание чувств. Единственной причиной страстей является движение животных духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения. В связи с этим Декарт уделяет большое внимание, психофизиологии чувств, описывает телесные проявления, физиологические компоненты страстей (изменения пульса, дыхания и др.)- Источники страстей разнообразны, но главным являются воздействия внешних предметов. Чувства, по Декарту, предметны, в этом их главная особенность.
Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом и суть следующие шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль, Их назначение — сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они приобщают нас к истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.
Значение
страстей велико. Они обеспечивают
единство тела и души, «... приучают душу
желать признанного природой полезным».
От них зависит наслаждение
Однако
на страсть нельзя воздействовать непосредственно:
недостаточно одного желания для
того, чтобы вызвать в себе храбрость
или уничтожить страх. Средствами в
борьбе с нежелательными страстями
являются разум и воля. От разума
зависит знание жизни, на котором
основывается оценка предметов для
нас, а от воли — возможность отделить
мысль о предмете от движений животных
духов, возникших от этого предмета
и связать их с другой мыслью о
нем. Воля может не подчиниться страсти
и не допускать движений, к которым
страсть располагает тело. Например,
если гнев заставляет поднять руку,
чтобы ударить, воля может ее удержать;
если страх побуждает ноги бежать,
воля может их удержать, «приводя»
доводы, убеждающие в том, что объект
страсти сильнее, чем на самом
деле. Так определенные суждения о
добре и зле, т. е. бесстрастный компонент,
своей духовной силой противодействуют
телесному механизму, который действует
по механическим законам. Если можно
отложить действие, то в состоянии
страсти полезно воздержаться от
решения и заняться вопросами, пока
время и досуг не помогут успокоиться
волнению крови. Лучшим средством овладения
страстями является опыт. Следует
воспитывать у себя привычку поступать
в жизни согласно определенным правилам.
Практика обдумывания своих поступков
в конце концов позволит и в
неожиданных ситуациях
Список использованной литературы
1. Декарт Р. "Избранные сочинения"
2. Ляткер Я.А. "Декарт".- М.:Мысль,1975.-198 c.
3. Соколов В.В. "Философия духа и материи Рене Декарта"-1987.
4. http://www.psyarticles.ru/
5. АВТ.КОЛЛ. "Философия:Учебное пособие для студентов
вузов".- К.:Фита,1994.--384 c.
2 Алексеев П.В.; "Философия".- М.:Проспект,1997.--568 c.
Информация о работе Философия Рене Декарта. Рационализм, дуализм