Философия Рене Декарта. Рационализм, дуализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим. Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рационализм Рене Декарта……………………………………………............4
2. Разум – как основа человека…………………………………………………...5
3. Учение о субстанции…………………………………………………………...6
4. Идея дуализма…………………………………………………………………7
5. Научный метод ……………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...12

Файлы: 1 файл

кр философия.docx

— 31.06 Кб (Скачать файл)

Декарт  дал рационалистическое учение о  страстях, которые определял как  «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые  каким-нибудь движением «духов». Природа  страстей двойственная: они включают телесный компонент и мысль о  предмете. Телесное начало придает  страстям непроизвольный характер, а  связь с мыслью позволяет управлять  и воспитывать страсти. Конкретно-научное  учение Декарта о страстях включает такие вопросы: причины и источники  страстей, классификация страстей и  их описание, воспитание чувств. Единственной причиной страстей является движение животных духов, под влиянием которых  в теле происходят большие физиологические  изменения. В связи с этим Декарт уделяет большое внимание, психофизиологии  чувств, описывает телесные проявления, физиологические компоненты страстей (изменения пульса, дыхания и др.)- Источники страстей разнообразны, но главным являются воздействия внешних  предметов. Чувства, по Декарту, предметны, в этом их главная особенность.

Декарт  различал первичные и вторичные  страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом  и суть следующие шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль, Их назначение — сигнализировать  душе, что полезно телу, а что  вредно. Они приобщают нас к  истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при  жизни.

Значение  страстей велико. Они обеспечивают единство тела и души, «... приучают душу желать признанного природой полезным». От них зависит наслаждение жизнью. Однако страсти имеют и недостатки. «Страсть не всегда приносит пользу, потому что имеется много как вредных  для тела вещей, не вызывающих сначала  никакой печали и даже радующих человека, так и других действительно полезных, но сначала неприятных вещей. Кроме  того, добро и зло, связанные с  этими вещами, кажутся более значительными, чем это есть на самом деле; они  побуждают нас домогаться одного и избегать другого с большим, чем следует, рвением». Отсюда возникает задача воспитания страстей Декарт уверен в неограниченных возможностях человека в отношении воспитания страстей: «...люди даже со слабой душой могли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими».

Однако  на страсть нельзя воздействовать непосредственно: недостаточно одного желания для  того, чтобы вызвать в себе храбрость  или уничтожить страх. Средствами в  борьбе с нежелательными страстями  являются разум и воля. От разума зависит знание жизни, на котором  основывается оценка предметов для  нас, а от воли — возможность отделить мысль о предмете от движений животных духов, возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о  нем. Воля может не подчиниться страсти  и не допускать движений, к которым  страсть располагает тело. Например, если гнев заставляет поднять руку, чтобы ударить, воля может ее удержать; если страх побуждает ноги бежать, воля может их удержать, «приводя»  доводы, убеждающие в том, что объект страсти сильнее, чем на самом  деле. Так определенные суждения о  добре и зле, т. е. бесстрастный компонент, своей духовной силой противодействуют телесному механизму, который действует  по механическим законам. Если можно  отложить действие, то в состоянии  страсти полезно воздержаться от решения и заняться вопросами, пока время и досуг не помогут успокоиться  волнению крови. Лучшим средством овладения  страстями является опыт. Следует  воспитывать у себя привычку поступать  в жизни согласно определенным правилам. Практика обдумывания своих поступков  в конце концов позволит и в  неожиданных ситуациях действовать  вполне однозначно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Декарт Р. "Избранные сочинения"

2. Ляткер Я.А. "Декарт".- М.:Мысль,1975.-198 c.

3. Соколов В.В. "Философия духа и материи Рене Декарта"-1987.

4. http://www.psyarticles.ru/

5. АВТ.КОЛЛ. "Философия:Учебное пособие для студентов вузов".- К.:Фита,1994.--384 c. 
2 Алексеев П.В.; "Философия".- М.:Проспект,1997.--568 c. 

 

 

 


Информация о работе Философия Рене Декарта. Рационализм, дуализм