Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 00:26, реферат
Описание работы
Философия русского космизма - комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для плеяды отечественных учёных XIX-XX вв. Это учение относится не столько к отдельным гносеологическим или иным проблемам философии, сколько к целостному пониманию человека, установлению его миссии и вселенской предназначенности. Восстановление естественной связи человека с природой и историей, возрождение духовного образа жизни, расширение миропонимания человека до планетарного, вселенского уровня - такие позиции характеризуют философию русского космизма.
Содержание работы
1. ДУХОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА .....................................................4 2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РУССКОГО КОСМИЗМА ...........................................................................................5 3. "ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА" Н.Ф. ФЁДОРОВА................................................................................10 4. ХРИСТИАНСКИЙ КОСМИЗМ В. СОЛОВЬЕВА .......................................................................................11 5. КОНКРЕТНАЯ МЕТАФИЗИКА П.А. ФЛОРЕНСКОГО..............................................................................14 6. КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО.................................................................................16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................................19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. .............
В своей духовной эволюции Соловьев
пережил влияние мистических традиций
Востока и Запада, платонизма, немецкой
классической философии, воспринял идеи
самых разных мыслителей - Спинозы, Шеллинга,
Гегеля, Шопенгауэра, славянофилов, П.Д.
Юркевича, Ф.М. Достоевского и др. Философская
мысль Соловьева последовательно онтологична:
принцип всеединства бытия становится
исходным и определяющим моментом не только
онтологии, но и буквально всех сфер его
метафизики - теории познания, этической
системы, эстетики, историософии и пр.
Развивая онтологию всеединства, Соловьев
вполне осознанно следовал онтологической
традиции в истории мировой философской
и религиозной мысли, обращаясь к соответствующему
опыту античной философии, к патристике,
немецкой философской классике и пр.
Единство всего - эта формула
в религиозной онтологии Соловьева означает
прежде всего связь Бога и мира, божественного
и человеческого бытия. В идее «субъекта
бытия» («абсолютно сущего»), не сводимого
ни к каким формам бытия, Соловьев видел
принципиальное отличие собственной «положительной
диалектики» от диалектической традиции
европейского рационализма, а также то,
что отличает ее от любых типов пантеизма:
Бог как абсолютный субъект бытия, являясь
творцом и «вседержителем» мира, «нераздельно»
связан с собственным творением, но никогда
полностью не совпадает и не сливается
с ним.космизм человек природа метафизика
Если в онтологии Соловьева
различаются три вида бытия: явления, мир
идей, абсолютное бытие, то в его гносеологии
выделяются соответственно три основных
вида познания: опытное, разумное и мистическое.
Онтологизм философии Соловьева проявляется
при определении им основной задачи познания,
которая заключается в перемещении центра
человеческого бытия из его природы в
абсолютный трансцендентный мир, т.е. во
внутреннем соединении с истинно сущим.
В таком онтологическом «перемещении»
особая роль отводилась мистическому
(религиозному) опыту. Соловьев утверждал,
что в основе истинного знания лежит мистическое
или религиозное восприятие, от которого
наше логическое мышление получает свою
безусловную разумность, а наш опыт - значение
безусловной реальности. Для русского
философа опыт веры может и должен быть
представлен на «суд» всегда критического
философского разума. Признание исключительного
значения философского (метафизического)
познания всегда было характерно для Соловьева.
Уже в раннем трактате «София» он писал,
что одним из важнейших отличительных
свойств человека как живого существа
является устремленность к истине, «потребность
метафизического познания»; те же, «у которых
эта потребность отсутствует абсолютно,
могут быть рассматриваемы как существа
ненормальные, монстры». Соответственно,
судьба философии неотделима от судьбы
человечества, философия - это «дело человечества»
Щербинин В.А. Лекции по философии, М., 1996-1997гг.,
с.205. В Теоретической философии Соловьев
настаивал на том, что невозможно стать
личностью вне стремления к Истине (абсолютной,
безусловной) и что познающий субъект,
не ставший на путь философского (метафизического)
восхождения к Истине, есть ничто.
Исследователи сходятся в том,
что Вл.С. Соловьев не только возродил
в мировой философии метафизику всеединства,
разработанную буддистами, платониками
и неоплатониками, но и развил ее под наименованием
«положительного, истинного, абсолютного
всеединства» Щербинин В.А. Лекции по философии,
М., 1996-1997гг., с.206. Всеединство обозначает
идеальный строй мира, в котором осуществлена
принципиальная воссоединенность и гармонизировать
в Боге всех эмпирически согласованных
элементов и стихий бытия. Всеединство
- это Мир, вбирающий в себя всю множественность
его проявлений, иск) полноту божественности,
это, мир, в котором соперничество разрозненных
областей человеческой реальности преображается
в органическое единство. «Только положительное...
всеединство может быть подлинной и полной
истиной. Поэтому истина есть, истина есть
все и истина есть единое» Лосев А.Ф. Русская
философия // Век XX и мир. 1988, N 3. С.42. .
В метафизике всеединства Соловьев
опирался на глубинный смысл христианства.
Христианство воссоединяет мир сначала
в Христе, а потом в человеке в течение
всей истории. Мир лежит во зле. «Суть мирового
зла состоит в отчуждении и разладе всех
существ, в их взаимном противоречии и
несовместимости. Но в этом же самом состоит
и бессмысленность иррационального бытия
мира. Мы называем бессмысленным все то,
что ни с чем не вяжется и не ладится, что
всему противоречит и ни с чем несовместимо.
Итак, злое и бессмысленное в сущности
одно и то же». Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве,
Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т., М., Т. 2, 1989,
с. 92 Смысл же мира, убеждал Соловьев, в
противоположном: во всеобщем примирении
и ладе. Мир есть согласие и космос (порядок).
Однако, нельзя сказать, что в мире нет
смысла. Он есть; он пробивается через
бессмыслицу. Этим всеобщим смыслами является
всеединство.
Начало пути к всеединству -
не осознание идеи всеединства, а действие,
которое проявляется прежде всего в любви,
как деятельной силе, победе духа над материей,
одухотворении плоти. Такое активное богодействие
Соловьев назвал теургией. «Эта теургия
есть свободное и деятельное пересоздание
себя самим человечеством из плотского
и природного в духовное и божественное»
Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве,
Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т., М., Т. 2, 1989,
с. 99.
В «Чтениях о Богочеловечестве»
автор метафизики всеединства отмечал,
что конечной целью человеческой истории
является безусловное единение (абсолютное
всеединство). Частью последнего у Соловьева
является социальный проект православно-католического
единства, изложенный в концепции «свободной
теократии».
5. КОНКРЕТНАЯ МЕТАФИЗИКА
П.А. ФЛОРЕНСКОГО
Свое учение философского символизма
П.А. Флоренский называет "конкретной
метафизикой". "Метафизика” означает
для него то, что в данном учении рассматриваются
вещи, стоящие за реальными физическими
явлениями, т.е. духовные. "Конкретная"
- означает, что духовное взято не отвлеченно,
но выражено в конкретном явлении, в чувственном
воплощении. Выраженность духовного через
чувственное означает для учёного символичность.
Познание для П.А.Флоренского
не изучение вовсе, а живое чувственное
общение с познаваемым, "реальное вхождение
познаваемого в познающего, - реальное
единение познающего и познаваемого"
Русский космизм: Антология философской
мысли /Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой.
- М.: Педагогика-Пресс, 1993, с. 105. Процесс
"вхождения" и "единения" безусловно,
по своей сути есть виртуальный, то есть
возможный процесс, зависящий от внутреннего
мира человека, от его готовности к взаимодействию
с познаваемыми объектами как субъектами.
Такое отношение человека и мира - условие
реализации центральной идеи философии
русского космизма: потенциальной равновеликости
мира и человека, предназначение которого,
вселиться в мир, во Вселенную.
Пути познания намечаются, по
мнению П.А. Флоренского, не познающим,
а познаваемым: "... пути намечаются из
средоточия. Их может быть бесчисленное
множество, это игра познаваемой реальности"
Русский космизм: Антология философской
мысли /Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой.
- М.: Педагогика-Пресс, 1993, с. 107.
«Конкретную метафизику» Флоренского
в целом можно отнести к философии всеединства
с характерной для этого направления ориентацией
на традицию платонизма. Флоренский был
знатоком философии Платона. А.Ф. Лосев
отмечал исключительную «глубину» и «тонкость»
его концепции платонизма. Флоренский
критиковал философский и богословский
рационализм, настаивая на принципиальном
антиномизме как разума, так и бытия. Наш
разум «раздроблен и расколот», «надтреснут»
и тварный мир в его бытийственности, и
все это следствие грехопадения. Однако
жажда «всецелостной и вековечной Истины»
остается в природе даже «падшего» человека
и уже сама по себе является знаком, символом
возможного возрождения и преображения.
Критикуя субъективистский тип мировосприятия,
доминирующий, по его убеждению, в Европе
с эпохи Возрождения за отвлеченный логицизм,
индивидуализм, иллюзионизм и пр., Флоренский
в этой своей критике менее всего был склонен
отрицать значение разума. Напротив, возрожденческому
субъективизму он противопоставлял средневековый
тип миросозерцания как «объективный»
путь познания, отличающийся органичностью,
соборностью, реализмом, конкретностью
и др. чертами, предполагающими активную
(волевую) роль разума. Разум «причастен
бытию» и способен, опираясь на опыт «приобщения»
к Истине в «подвиге веры», пройти путь
метафизически-символического понимания
сокровенных глубин бытия. «Поврежденность»
мира и несовершенство человека не равносильны
их богооставленности. Нет никакой онтологической
бездны, разделяющей Творца и творение.
Флоренский с особой силой подчеркивал
эту связь в своей софиологической концепции,
видя в образе Софии Премудрости Божией
прежде всего символическое раскрытие
единства небесного и земного: в Церкви,
в личности Девы Марии, в нетленной красоте
тварного мира, в «идеальном» в человеческой
природе и др. Метафизика Флоренского
в существенной мере и была творческим
опытом преодоления инструментально-рационалистического
отношения к языку и обращением к слову-имени,
слову-символу, в котором только и может
раскрыться уму и сердцу человека смысл
его собственной жизни и жизни мира.
6. КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЦИОЛКОВСКОГО
Центральной, главной идеей
Циолковского является то, что будущее
человеческой цивилизации неизбежно связано
с выходом в космос, более того, с расселением
в нем: “Человечество...сначала робко выглянет
за пределы земной атмосферы, а затем завоюет
себе все околосолнечное пространство”
Циолковский К.Э. Путь к звездам. Сборник
научно-фантастических произведений.
М.,1961, с. 72.
Циолковский разрабатывает
так называемый "активно-эволюционный"
принцип космизма. Его смысл состоит в
следующем: "Судьба Вселенной зависит
от космического разума, т.е. от человечества
и других космических цивилизаций, их
преобразовательной деятельности".
Этот принцип обосновывается во многих
статьях и брошюрах: "Живая Вселенная"
(1923 г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931 гг.),
"Будущее Земли и человечества" (1928
г.), "Космическая философия" (1935 г.)
и многих других.
Важнейшими принципами космической
философии, которые лежат в основе метафизики
и научной картины мира Циолковского являются
принципы атомистического панпсихизма,
монизма, бесконечности, самоорганизации
и эволюции.
Центром своей “космической
философии “Циолковский делает этическую
доктрину счастья. “Нет ничего важнее,
как наше счастье и счастье всего живого
в настоящем и будущем” Циолковский К.Э.
Путь к звездам. Сборник научно-фантастических
произведений. М.,1961, с. 79. По его мнению,
бесконечный и счастливый прогресс человечества
возможен только при условии выхода в
космическое пространство и дальнейшего
расселения по просторам Вселенной. “Когда
человечество найдет возможность...жить
в среде без тяжести, в безграничном эфире,
окружающем наше Солнце...тогда можно будет
ожидать беспредельного размножения...и
высокого совершенствования человека”
Циолковский К.Э. Путь к звездам. Сборник
научно-фантастических произведений.
М.,1961, с. 86.
Взгляд ученого на человечество
таков - он рассматривает нашу цивилизацию
как единый организм, как некое единое
целостное образование. В этом качестве
человечество проходит в своем развитии
несколько стадий. Сначала эмбриональная
стадия - возникновение, жизнь и развитие
человечества на Земле. “Земля - колыбель
человечества, но нельзя вечно жить в колыбели”.
Следуя этой логике, нужно признать, что
человечество должно выйти из пеленок
то есть за пределы Земли. Выход в околоземный
космос - это вторая фаза эволюции человечества.
По мнению Циолковского, это
также неизбежно, как превращение куколки
в бабочку. На этой ступени эволюции человечество
должно распространится на все околосолнечное
пространство. На этом этапе, используя
ресурсы планет и солнечную энергию возводятся
космические поселения - герметичные оранжереи
в космическом вакууме. Возведение космических
поселений и райская жизнь в них красочно
описаны им в фантастической повести “Вне
Земли”.
За второй должна последовать
третья стадия - расселение людей по всей
Галактике. Причем выход в космос - в принципиально
иную для существования человека среду
неизбежно наложит отпечаток на его физический
и нравственный облик. Они станут совсем
другими. Живя в космосе, люди на первых
порах будут пользоваться еще привычными
земными средствами защиты от враждебной,
агрессивной среды, прячась в искусственно
созданных в вакууме “эфирных городах”.
Однако со временем, повинуясь эволюции,
люди станут истинно “космическими животными”
- то есть обретут способность жить непосредственно
в пустоте без специальных защитных средств
(скафандров, кабин, капсул).
Таких существ Циолковский
описал в фантастической повести “Грезы
о Земле и небе” (1895 г.) и в работе “Будущее
земли и человечества ” (1928 г.). Он представлял
их в виде почти бесплотных существ с легкими
прозрачными крылышками для улавливания
Солнечной энергии. Существа эти функционируют
по замкнутому циклу - в крылышках происходит
процесс фотосинтеза, в результате которого
выделяется кислород, используемый здесь
же для дыхания. Существа свободного космоса,
нарисованные фантазией Циолковского,
не нуждаются ни в пище, ни в жилье, летая
свободно и существуя безбедно.
Циолковский считал, что жизнь
и разум являются непременными атрибутами
Вселенной. Сомнений в том, что существует
внеземная жизнь, более того, внеземные
цивилизации, у него не было. “В известной
вселенной можно насчитать миллионы миллиардов
солнц. Стало быть, мы имеем столько же
планет, сходных с Землей. Невероятно отрицать
на них жизнь” Циолковский К.Э. Путь к
звездам. Сборник научно-фантастических
произведений. М., 1961, с. 93. Он писал, что
возможно существуют цивилизации, обладающие
“таким могуществом, которое мы себе не
можем вообразить”. Существа этих цивилизаций
могут путешествовать между звездами,
расселяются на другие планеты. “Вселенная
битком набита совершенными существами”.
Современная наука уже не разделяет
оптимизм ученого в вопросе наличия внеземных
цивилизаций, и в этой связи интересны
мысли Циолковского о контакте, высказанные
им в статье “Планеты заселены живыми
существами” (1933г.).Он отвечает на некоторые
вопросы скептиков по поводу того, что
никаких признаков существования внеземных
цивилизаций мы не наблюдаем. Почему они
не посещают землю? Ответ: возможно просто
не настало еще время. Почему никак не
дают нам знать о своем существовании?
Ответ: возможно, мы просто еще не можем
воспринять эти знаки. Далее ученый говорит,
что “нашим небесным соседям” известно,
что со временем люди разовьются настолько,
что сами узнают об этом. Кроме того, зачем
вообще сейчас большинству человечества
“ввиду низкой степени его развития”
это знание, не принесет ли оно вреда? “Не
возникнут ли вследствие этого погромы
и варфоломеевские ночи?” Циолковский
К.Э. Путь к звездам. Сборник научно-фантастических
произведений. М.,1961, с. 96