Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:22, реферат

Описание работы

Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней.
Его имя стало нарицательным.

Содержание работы

Введение.
Биография.
Его призвание.
Предмет философии по Сократу.
Мастерство диалога.
“Сократический” метод.
«Даймон» Сократа.
Истина, мудрость нравственность.
Государственные формы Сократа.
Смерть Сократа.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Философия Сократа.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

потому что персидский царь считает земледелие и военное  искусство 

благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство - исконная принадлежность

"благородных господ", родовой землевладельческой аристократии. Сократ, по

Ксенофонту, воспевает  земледелие. Он дает возможность сулить "хорошие обещания

рабам" и "приохочивать рабочих и склонять их к послушанию". Сельское

хозяйство - мать и кормилица  всех искусств, источник жизненных  потребностей

для "для благородного господина", лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает

телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных

общему благу граждан. При этом сельское хозяйство противополагается  городским

занятиям, ремеслам как   вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне

отсталой деревни —  против города с его ремеслами, промышленностью  и торговлей.

Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого  идеала. Отсюда

неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность

Сократа. Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.

Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных,    не

требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях к своим   друзьям, но

отнюдь не к врагам. Гражданин должен верить в богов, приносить   им жертвы и

вообще исполнять все  религиозные обряды, надеяться на милость   богов и не

позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом,   гражданин

должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках   "благородных

господ".    Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил  так же

классификацию   государственных  форм, исходя из основных положений  своего

этико-политического  учения. Государственные формы, упоминаемые  Сократом,

таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

     Монархия, с точки зрения Сократа, тем  отличается от тирании, что

опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и

обладает моральным  значением, отсутствующим у тирании. Аристократию,

которая   определяется как власть немногих знающих и  моральных людей, Сократ

предпочитает всем другим государственным формам, в особенности  направляя

острие своей критики  против античной демократии как неприемлемой с его

точки зрения безнравственной формы государственной власти.

Как я уже говорил, Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о

космосе, вопроса о  человеке со всеми его связями  он ставит антропозитизм.

Сократ претендовал  на роль просветителя. Он же враг изучения природы

(вмешательства в дело  богов). Задача его философии - обоснование

религиозно-нравственного  мировоззрения, познание природы - безбожное  дело. По

Сократу, сомнение ведет  к самопознанию, затем к пониманию

справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание

человеческого духа - вот  главное. Сомнение ведет к субъективному  духу

(человек), а затем ведет  к объективному   духу (бог). Опять  же по Сократу,

особое значение имеет  познание сущности   добродетели. Он поставил вопрос о

диалектическом методе мышления. Он же   убедил, что истина - это

нравственность. А истинная нравственность — это знание того, что

хорошо. И элитарность  знания ведет к добродетели.

Сократ был цельным  человеком, для которого собственная  жизнь была философской

проблемой, а важнейшим  из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти.

Не отделяя философии  от действительности, от всех прочих сторон деятельности,

он еще меньше повинен  в каком бы то ни было расчленении  самой философии. Его 

мировоззрение было столь же цельным,   земным, жизненным, столь же

полным и глубоким выражением духовной жизни и   античного мира.

Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо

потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его  высказывания как

этические, другие - как  диалектические, одни - как идеалистические, другие -

как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие —  как

еретические. Его признавали "своим" самые разные идеологические

течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в

которых Сократ не мог  быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически

расчленяем философию  нового времени на различные школы  и направления, Сократу,

а тем более к его  предшественникам, неприменимы.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смерть  Сократа

 

После свержения тирании  тридцати и восстановления в Афинах демократии Сократ был

обвинен в безбожии. Обвинение  исходило от трагического поэта 

Мелета, богатого кожевника  Анита и оратора Ликона. В диалоге

«Менон» Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью

тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю  неприязнь перед

софистами, говоря, что  «софисты—это очевидная гибель и  порча для тех, кто с

ними водится» Когда  Сократ, приведя в пример заурядных детей выдающихся афинян,

высказывает уверенность, что «добродетели обучить нельзя»  Анит грубо его

обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что  Анит думает, что и он,

Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге «Эвтифрон» Сократ говорит

случайно встреченному им Эвтифрону, что некий Мелет, человек, по-видимому,

молодой и незначительный, написал на него, Сократа, донос, где  обвиняет его в

том, что он развращает юношество, выдумывая новых богов  и ниспровергая старых.

Эвтифрон успокаивает  Сократа. Однако весной 399 г. до н. э. философ

предстал перед гелиеей—судом  присяжных. В качестве обвинителя выступил

Мелет, заявивший, что  клятвенно обвиняет Сократа в  том, что «он

не чтит богов, которых  чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том,

что развращает юношество; и наказание за то—смерть» Для  успеха своего

обвинения Мелет должен был набрать по крайней мере пятую  часть голосов тех, кто

заседал в Гелие. В  ответ на обвинение Сократ произнес свою защитительную речь,

в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан

виновным уже большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому себе

назначить наказание. Он предложил присудить ему пожизненный  бесплатный обед

в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае – штраф в

одну мину, после чего присяжные осудили Сократа на казнь еще большим

количеством голосов. Тогда  Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже

стар (ему было тогда 70 лет) и не боится смерти, которая  есть или переход в

небытие, или жизнь в Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающимися

людьми. В памяти же потомства  он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда

как его обвинители пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху,

повесились). Все три  речи Сократа содержатся в платоновском произведении

«Апология Сократа».

     Сократа  должны были казнить сразу,  но накануне суда из Афин  ушел на

остров Делос корабль  с ежегодной религиозной миссией. До возвращения корабля

казни запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось тридцать дней

провести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу, подкупив тюремщика,

пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи подкуплены и

Сократ может бежать. Сократ отказался, считая, что надо

повиноваться установленным  законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И хотя

теперь его осудили  несправедливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём из

платоновского диалога  «Критон». В диалоге же «Федон»  Платон повествует о

последнем дне жизни  Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками. Он

говорит им, что не боится смерти, потому что был к ней  подготовлен всей своей

философией и образом  жизни. Ведь само философствование, по его

убеждению, есть не что .иное, как умирание для земной жизни  и подготовка к

освобождению бессмертной  души от ее смертной телесной оболочки. Вечером пришла

жена Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его  трех сыновей. Он с

ними простился и  отпустил их. Затем в присутствии  своих учеников Сократ выпил

чашу растительного  яда. Согласно Платону, Сократ скончался тихо. Его

последними словами  была просьба принести петуха в жертву Асклепию.

Такую жертву обычно приносили  богу медицины выздоровевшие. Сократ же хотел этим

подчеркнуть, что смерть тела – это выздоровление души. Нетрудно

заметить, что «федоновский»  Сократ по-другому представляет себе смерть, чем

Сократ из «Апологии». Это неудивительно. Сократ из «Апологии» ближе к

историческому Сократу. В «Федоне» же Платон приписал Сократу  уже свои, более

идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре доказательства

бессмертия души. Такова внешняя сторона жизни и смерти Сократа. Внутренняя

жизнь Сократа. Сократ любил  задумчивую созерцательность. Нередко  он настолько

уходил в самого себя, что становился неподвижным и  отключался от внешнего мира.

В платоновском диалоге «Пир» Алкивиад рассказывает, что однажды во время осады

Потидеи Сократ задумавшись  простоял, нс сходя с места, сутки. Сократ пережил

духовную эволюцию. Ему  никогда не приходило в голову, что он мудр, пока на

вопрос одного его  почитателя, есть ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул

ответил, что нет, чем  Сократ был очень озадачен. Желая  опровергнуть пифию,

Сократ стал общаться с теми, кого считал умнее себя, но с удивлением увидел,

что мудрость этих людей  кажущаяся. Но и тогда Сократ не возгордился. Он решил,

что Аполлон устами пифии  хотел сказать, что Сократ мудрее других не потому, что

он действительно мудр, а потому, что он знает, что его  муд­рость ничего не

стоит перед мудростью  бога. Другие же не мудры, потому что  думают, что они

что-то знают. Сократ так формулирует свое превосходство над другими людьми: «Я

знаю, что я ничего не знаю».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Заключение

 

Сократ был цельным  человеком, для которого собственная  жизнь была

философской проблемой, а важнейшим из проблем философии  был вопрос о   смысле

жизни и смерти. Не отделяя  философии от действительности, от   всех прочих

сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком  бы то ни было расчленении

самой философии. Его  мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным,

столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

              1. «Философия». В.А. Канке. М., «Логос», 1996.             

     2.« 106 философов. Жизнь,  судьба, учение », «Таврия» Симферополь, 1995.

1-ый том, Анатомия мудрости.

     3.« Сократ, Платон, Аристотель, Сенека » Жизнь замечательных  людей,

биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство

«Республика» 1995.

     4. « Истории античной  философии » в конспективном изложении. А. Ф. Лосев.

Москва. «Мысль» 1989.

     5. «Курс лекций по  древней философии». А.Н.Чанышев.  Москва.«Высшая школа».1981


Информация о работе Философия Сократа