Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:11, контрольная работа
Классическая греческая философия берет свое начало с великого философа античности Сократа, поставившего в центр своего учения вопрос о смысле и целях человеческой жизни, о нравственности поведения. Он учил своих учеников самостоятельно думать, искать ответы на все вопросы бытия и иметь при этом свое мнение о происходящем. Он учил их жить по уму и совести. Сократ считал, что философия – это рефлективный самоанализ справедливости, ведущей к счастливой жизни людей.
Введение…………………………………………………………………………3
Жизненный путь Сократа…………………………………………………….4
Становление философских взглядов Сократа……………………………..9
Демон Сократа…………………………………………………………………13
Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни……………………..15
Добродетель в понятии Сократа…………………………………………….19
Самопознание в понимании Сократа……………………………………….22
Сократовская концепция знания и познания……………………………..24
Вопрос бытия в философии Сократа……………………………………….26
Политико-правовые взгляды Сократа……………………………………..28
Философский метод Сократа………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиография…………………………………………………………………..34
Тема: «Философия Сократа».
Санкт-Петербург
2008 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Жизненный путь Сократа…………………………………………………….4
Становление философских взглядов Сократа……………………………..9
Демон Сократа……………………………………………………………
Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни……………………..15
Добродетель
в понятии Сократа…………………………………
Самопознание
в понимании Сократа……………………………
Сократовская концепция знания и познания……………………………..24
Вопрос бытия
в философии Сократа……………………………
Политико-правовые
взгляды Сократа…………………………………….
Философский
метод Сократа……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Классическая греческая
Сократ, которого заслуженно считают
одним из учителей
Именно поэтому мы попытаемся
в своей работе затронуть
Жизненный путь Сократа
Сократ был цельным человеком,
для которого собственная
Сократ родился в месяц
И жизнь Сократа, по тогдашним
представлениям, не только началась,
но и прошла под определившим
его судьбу «знаком Аполлона».
Надпись на Дельфийском храме
Аполлона – «Познай самого
себя» - предопределила тот глубокий
и стойкий интерес к философии,
Начало и конец сократовской
жизни пришлись на культово-
Несмотря на свой ум, Сократ
был безобразен: невысокого роста,
приземистый, с отвисшим
О первых сорока годах жизни
до нас дошли противоречивые
сведения. По одним источникам
Сократ в начале жизни вел
довольно беспорядочный образ
жизни. Затем он стал простым
каменотесом. Но как-то он
Другие источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил Критон, его сверстник и товарищ. Оба они были из одного дома. Влюбленный в душевные качества Сократа и обладая достаточным богатством, Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии.
В семейных делах ему не
везло, он был женат два раза
и от последней жены имел
троих детей. Он вел праздный
образ жизни, любил посмеяться,
выпить, подшутить. Жил в бедности,
все его имущество оценивалось
в 5 мин, на такую сумму в
те времена нельзя было купить
приличную лошадь или раба. Поэтому
он ходил в старом рваном
хитоне и почти всегда босиком.
Софист Антифон, стремясь
Подобные выпады Сократ
Большую часть времени Сократ
проводил в дискуссиях и
В 399г. до н.э. по доносу Мелета Сократ был обвинен в нарушении гражданских норм жизни, развращении молодежи, в том, что он не признает богов, которых признает город и вводит других новых богов.
По процедуре судоговорения,
В речах Сократа на суде, с
большой художественной силой
переданных Платоном, поражает то,
что он сам сознательно и
решительно отрицает себе все
пути к спасению, он сам идет
навстречу смертному приговору.
«отеческих
законов» и поступил весьма
хитроумно и дальновидно,
В ожидании смерти Сократ
Отсрочка казни дала Сократу
возможность еще раз продумать
смысл того божественного
Когда принесли цикуту, Сократ, мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна.
Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его судей, и, прежде всего на головы обвинителей. Они были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их «огня и воды».
Смерть
Сократа явилась последним и
самым обличительным, самым
Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. «Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?»- вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: «Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?» Так родилась первая философская утопия о «справедливом» (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.
Становление философских взглядов Сократа
Сократ – великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а особым способом, задавая вопросы, заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. В центре внимания Сократа был человек. Но он рассматривается Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика.
Необходимо
несколько слов сказать о времени,
в котором жил Сократ. Современная
ему афинская демократия утеряла
свои простые, суровые и красивые
идеалы, которые были в первой половине
5 века до н.э. В это время Афины
жили грабительскими войнами, демократия
вырождалась. Сократ же в самой гуще
народа вел беседы, и своими с
виду простыми вопросами ставил в
тупик сторонников
Ему принадлежит
выдающееся место в истории
моральной философии и этики,
логики, диалектики, политических и
правовых учений. О жизни и
деятельности Сократа - одного
из величайших философов
В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.[1] И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, как это видно из платоновского "Федона", молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели.
Сократ действительно явился тем мыслителем, который в хаотической путанице софистики отделил истинное от неистинного, свет от темноты. Почва, на которой он стоит, у него с софистами общая. И его принципом является отрицательная власть субъективного, не обусловленная никаким внешним объектом, свободная от ограниченного и определенного, которые считаются прочной реальностью непосредственного сознания; человек также у него относится только к самому себе; он также, по его мнению, имеет критерий реальности в себе самом. Однако Сократ значительно отличается от софистов тем, что для него таким критерием является не отдельное, а всеобщее сознание, сознание истинного и доброго, что он определяет разумную, абсолютную цель, содержание, хотя и продиктованное мышлением, но, тем не менее, сущее в себе и для себя, устойчивое, субстанциальное добро, как сущность субъективности. По мнению Сократа, софисты, вместо того чтобы учить своих учеников действительному знанию вещей, лишь потешаются над людьми. Они, например, в разговоре употребляли какое-нибудь слово то в одном, то в другом смысле, запутывали, таким образом, человека, ставили его в глупое положение и находили в этом для себя забаву.