Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Классическая греческая философия берет свое начало с великого философа античности Сократа, поставившего в центр своего учения вопрос о смысле и целях человеческой жизни, о нравственности поведения. Он учил своих учеников самостоятельно думать, искать ответы на все вопросы бытия и иметь при этом свое мнение о происходящем. Он учил их жить по уму и совести. Сократ считал, что философия – это рефлективный самоанализ справедливости, ведущей к счастливой жизни людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Жизненный путь Сократа…………………………………………………….4

Становление философских взглядов Сократа……………………………..9

Демон Сократа…………………………………………………………………13

Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни……………………..15

Добродетель в понятии Сократа…………………………………………….19

Самопознание в понимании Сократа……………………………………….22

Сократовская концепция знания и познания……………………………..24

Вопрос бытия в философии Сократа……………………………………….26

Политико-правовые взгляды Сократа……………………………………..28

Философский метод Сократа………………………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………..32

Библиография…………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.65 Кб (Скачать файл)

Тема: «Философия Сократа».

                                                        Выполнила студентка

 

                                                       1 курса  группы СПО

 

                                                      заочного факультета

 

                                                             специальность: 

 

                                                              социальная работа

 

                                                              Трунова А. В.

 

                                                           

Санкт-Петербург

 

2008 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

 

Жизненный путь Сократа…………………………………………………….4

 

Становление философских взглядов Сократа……………………………..9

 

Демон Сократа…………………………………………………………………13

 

Религиозные взгляды и понятие о загробной  жизни……………………..15

 

Добродетель в понятии Сократа…………………………………………….19

 

Самопознание  в понимании Сократа……………………………………….22

 

Сократовская  концепция знания и познания……………………………..24

 

Вопрос бытия  в философии Сократа……………………………………….26

 

Политико-правовые взгляды Сократа……………………………………..28

 

Философский метод Сократа………………………………………………...30

 

Заключение……………………………………………………………………..32

 

Библиография…………………………………………………………………..34

Введение

      Классическая греческая философия  берет свое начало с великого  философа античности Сократа,  поставившего в центр своего  учения вопрос о смысле и  целях человеческой жизни, о  нравственности поведения. Он  учил своих учеников самостоятельно  думать, искать ответы на все  вопросы бытия и иметь при  этом свое мнение о происходящем. Он учил их жить по уму  и совести. Сократ считал, что  философия – это рефлективный  самоанализ справедливости, ведущей  к счастливой жизни людей.

 

      Сократ, которого заслуженно считают  одним из учителей человечества, совершил крутой разворот философской  мысли от осмысления знаний  о природе к познанию духовных  возможностей человека. Начиная с Сократа, изменился сам статус философии во всей древнегреческой культуре.

 

     Именно поэтому мы попытаемся  в своей работе затронуть основные  положения учения этого великого  античного мудреца, проследить  его жизненный путь и понять, что хотел донести Сократ до  своих «собеседников».

Жизненный путь Сократа

      Сократ был цельным человеком,  для которого собственная жизнь  была   философской проблемой,  а важнейшим из проблем философии  был вопрос о   смысле жизни  и смерти.

 

      Сократ родился в месяц Фаргелион (май – июнь по современному календарю), в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469г. до н.э.) в семье каменотеса и повитухи. Сократ родился в праздник рождения Аполлона и Артемиды. Рождение в такой день считалось событием символическим и знаменательным, и новорожденный в Афинах, естественно, попадал под покровительство высокочтимого светозарного Аполлона, бога муз, искусств и гармонии.

 

       И жизнь Сократа, по тогдашним  представлениям, не только началась, но и прошла под определившим  его судьбу «знаком Аполлона».  Надпись на Дельфийском храме  Аполлона – «Познай самого  себя» - предопределила тот глубокий  и стойкий интерес к философии,  занятие которой Сократ расценивал  как служение дельфийскому богу.

 

       Начало и конец сократовской  жизни пришлись на культово-праздничные,  «чистые» дни Аполлона. Да и  вся жизнь Сократа – в промежутке  между этими первыми и последними  днями, - по собственному его представлению,  была посвящена нравственному  «очищению» Афин путем служения  Аполлону на поприще муз, поскольку  философия была для него высочайшим  из искусств.

 

       Несмотря на свой ум, Сократ  был безобразен: невысокого роста,  приземистый, с отвисшим животом,  короткой шеей, большой лысой  головой, огромным выпуклым лбом.

 

       О первых сорока годах жизни  до нас дошли противоречивые  сведения. По одним источникам  Сократ в начале жизни вел  довольно беспорядочный образ  жизни. Затем он стал простым  каменотесом. Но как-то он приглянулся  философу Архелаю, который избавил одаренного человека от тяжелых занятий, после чего Сократ в течение ряда лет был учеником и любимцем Архелая.

 

       Другие источники сообщают, будто  от работы каменотеса Сократа  избавил Критон, его сверстник и товарищ. Оба они были из одного дома. Влюбленный  в душевные качества Сократа и обладая достаточным богатством, Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии.

 

       В семейных делах ему не  везло, он был женат два раза  и от последней жены имел  троих детей. Он вел праздный  образ жизни, любил посмеяться, выпить, подшутить. Жил в бедности, все его имущество оценивалось  в 5 мин, на такую сумму в  те времена нельзя было купить  приличную лошадь или раба. Поэтому  он ходил в старом рваном  хитоне и почти всегда босиком. 

 

       Софист Антифон, стремясь уязвить  Сократа в присутствии его  слушателей, сказал ему: «Ты живешь  так, что подобным образом не  стал бы жить ни один раб  у своего господина; пищу и  питье ты употребляешь бедные, а одежду носишь не только  бедную, но одну и ту же и  летом, и зимой; всегда ты  без обуви и без хитона».

 

       Подобные выпады Сократ парировал  тем, что счастье не в неге  и роскоши. Что страсть к  наживе и обогащению совращает  людей с пути добродетелей  и ведет к нравственной порче.  Человек, полагал Сократ, должен приучить себя довольствоваться малым, нуждаться как можно в меньшем, подражая высокому примеру богов, которые вообще ни в чем не нуждаются.

 

       Большую часть времени Сократ  проводил в дискуссиях и спорах, это часто приводило к тому, что его били, таскали за волосы, но чаще всего его осмеивали  и поносили, но он этому не  противился. Учил устно и ничего  не записывал. В начале он занимался натурфилософией, а затем занялся вопросами человеческой психологии и человеческого поведения.

 

       В 399г. до н.э. по доносу  Мелета Сократ был обвинен в нарушении гражданских норм жизни, развращении молодежи, в том, что он не признает богов, которых признает город и вводит других новых богов.

 

       По процедуре судоговорения, после  произнесения обвинительных и  защитительных речей суд большинством  голосов при тайном голосовании  решил вопрос о виновности  или не виновности Сократа.  За признание его виновным  было 280 голосов, против 221 голос.

 

       В речах Сократа на суде, с  большой художественной силой  переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и  решительно отрицает себе все  пути к спасению, он сам идет  навстречу смертному приговору.  В его рассуждениях подспудно  бьется мысль: раз уж, афиняне,  вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов,  то испейте чашу позора до  дна. Не меня, Сократа, судите  вы, а самих себя, не мне выносите  приговор, а себе, на вас ложиться  несмываемое клеймо. Лишая жизни  мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости  и благородства, себя лишает стимулирующей  силы, ищущей, критической, беспокоящей  мысли. И вот меня, человека  медлительного и старого (Сократу  было тогда 70 лет), догнала та, что настигает, не так стремительно, - смерть, а моих обвинителей, людей  сильных и проворных,- та, что бежит  быстрее, - испорченность. Я ухожу  отсюда, приговоренный вами к  смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе  и несправедливости. У порога  смерти Сократ пророчествует,  что тотчас после его гибели  постигнет афинян кара более  тяжелая, чем та, которой его  покарали. Сократ сам осудил себя  на смерть, и, уже осужденный, твердо  отказался от реальной возможности  бежать из тюрьмы и уйти  в изгнание. Он добровольно дал  распять себя на кресте 

 

 «отеческих  законов» и поступил весьма  хитроумно и дальновидно, лучшим  образом продемонстрировав неистинность  этих законов всему миру.

 

       В ожидании смерти Сократ провел  в тюрьме долгих 30 дней. Это связано  с тем, что наступили дни  делосского праздника Аполлона. Смертные казни в Афинах в  такие праздники приостанавливались. В тюрьме он пребывал в обычном  для него светлом и бодром  настроении. Его навещали родные  и друзья. И до самого заката  солнца продолжались беседы о  жизни и смерти, добродетелях  и пороках, законах и полисе, богах и бессмертии души.

 

       Отсрочка казни дала Сократу  возможность еще раз продумать  смысл того божественного призвания,  которое определило его жизненный  путь и занятия. В последний  день Сократ совершил омовение  перед смертью, подобное омовение  имело ритуальный смысл и символизировало  очищение души от грехов земной  жизни. После омовения Сократ  попрощался с родными и дал  им наставления и велел возвращаться  домой. Раньше в Афинах приговоренного к смерти сбрасывали со скалы. Но с прогрессом нравов и увеличением числа смертных приговоров цивилизовывалась и процедура их исполнения. Во времена Сократа приговоренный к смерти выпивал чашу растертой цикуты.

 

       Когда принесли цикуту, Сократ, мысленно  совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна.

 

Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его судей, и, прежде всего  на головы обвинителей. Они были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли  презрения афинян, лишивших их «огня  и воды».

 Смерть  Сократа явилась последним и  самым обличительным, самым гениальным  его философским произведением,  вызвавшим глубокое брожение  умов и могучий общественный  резонанс на протяжении многих  веков человеческой истории. 

 

      Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном  процессе, испытал настолько сильное  нравственное потрясение, что тяжело  заболел. «Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?»- вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: «Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?» Так родилась первая философская утопия о «справедливом» (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.

Становление философских взглядов Сократа

Сократ –  великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей  был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а  особым способом, задавая вопросы, заставлял  каждого человека выразить свою собственную  философию. В центре внимания Сократа  был человек. Но он рассматривается  Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это  этический антропологизм. Интересам  Сократа были чужды как мифология, так и физика.

 

Необходимо  несколько слов сказать о времени, в котором жил Сократ. Современная  ему афинская демократия утеряла  свои простые, суровые и красивые идеалы, которые были в первой половине 5 века до н.э. В это время Афины  жили грабительскими войнами, демократия вырождалась. Сократ же в самой гуще народа вел беседы, и своими с  виду простыми вопросами ставил в  тупик сторонников демагогического  режима: аристократы считали его  простолюдином, который много себе позволяет, а демократы боялись  его хлесткого разоблачения. Однако Сократ был слишком популярен. Его  бесконечные споры до поры до времени  терпели, но в 399 г. до н.э. "демократические" власти судили философа и вынесли  вопиющий судебный приговор - первый в  Афинах смертный приговор за отвлеченные  идейные разногласия.

 

 Ему принадлежит  выдающееся место в истории  моральной философии и этики,  логики, диалектики, политических и  правовых учений. О жизни и  деятельности Сократа - одного  из величайших философов Древней  Греции - можно узнать лишь по  произведениям его современников  и учеников, в первую очередь  Платона, потому что сам Сократ  письменных источников после  себя не оставил. Но влияние,  оказанное им на прогресс человеческого  познания, ощущается до наших  дней. Он навсегда вошел в духовную  культуру человечества.

 

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни  и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы  и ответственности, личности и общества.[1] И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как  можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Переход  от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел  не сразу. Первоначально, как это  видно из платоновского "Федона", молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели.

 

Сократ действительно  явился тем мыслителем, который в  хаотической путанице софистики  отделил истинное от неистинного, свет от темноты. Почва, на которой он стоит, у него с софистами общая. И его принципом является отрицательная власть субъективного, не обусловленная никаким внешним объектом, свободная от ограниченного и определенного, которые считаются прочной реальностью непосредственного сознания; человек также у него относится только к самому себе; он также, по его мнению, имеет критерий реальности в себе самом. Однако Сократ значительно отличается от софистов тем, что для него таким критерием является не отдельное, а всеобщее сознание, сознание истинного и доброго, что он определяет разумную, абсолютную цель, содержание, хотя и продиктованное мышлением, но, тем не менее, сущее в себе и для себя, устойчивое, субстанциальное добро, как сущность субъективности. По мнению Сократа, софисты, вместо того чтобы учить своих учеников действительному знанию вещей, лишь потешаются над людьми. Они, например, в разговоре употребляли какое-нибудь слово то в одном, то в другом смысле, запутывали, таким образом, человека, ставили его в глупое положение и находили в этом для себя забаву.

Информация о работе Философия Сократа