Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

С именем Сократа связано качественное изменение в истории европейской культуры, суть которого хорошо передал Гегель словами о том, что место оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов. Сократ является родоначальником философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в качестве предмета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возможностей. Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..2
Жизнь и философия Сократа………………………………………….………………4
Этический рационализм Сократа……………………………………………………..7
Аспекты сократовского метода:
Диалектика……………………………………………………………………..
Ирония………………………………………………………………………….
Майевтика……………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КоНТР 2.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «НГТУ»

 

 

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

 

По дисциплине «Философия»

 

Тема №4 : “Философия Сократа”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

заочного  обучения

Гарикова А.А.

Группа: ЗФ-203

Шифр 130520304

Специальность: 080100

 

Проверил:

 

 

 

 

Новосибирск-2013

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………..2

  1. Жизнь и философия Сократа………………………………………….………………4
  2. Этический рационализм Сократа……………………………………………………..7
  3. Аспекты сократовского метода:
    1. Диалектика……………………………………………………………………..
    1. Ирония………………………………………………………………………….
    2. Майевтика……………………………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования состоит в том, что в истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства, начиная с диалогов Платона и кончая пьесой российского драматурга Э. Радзинского «Беседы с Сократом». О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И тем не менее в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Он не оставил письменного наследства. О жизни и учении Сократа мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта).

Сократ –  великий античный мудрец, "олицетворение  философии", как назвал его К. Маркс, – стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской  мысли.

 Слава,  которой Сократ удостоился еще  при жизни, легко пережила целые  эпохи и, не померкнув, сквозь  толщу двух с половиной тысячелетий  дошла до наших дней. Сократом  интересовались и увлекались  во все времена. От века к  веку аудитория его собеседников  изменялась, но не убывала. И  сегодня она, несомненно, многолюднее,  чем когда бы то ни было.

 С  именем Сократа связано качественное  изменение в истории европейской  культуры, суть которого хорошо  передал Гегель словами о том,  что место оракулов заняло  свидетельство духа индивидуумов. Сократ является родоначальником  философской этики, которая, в  отличие от религиозной, рассматривает  мораль в качестве предмета, целиком  находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных  и практических возможностей. Афиняне  до Сократа были нравственными,  а не моральными; они жили, руководствуясь  обычаями и разумно приноравливаясь  к обстоятельствам. Сократ показал,  что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.

Целью написания  данной работы является рассмотрение основных философских взглядов Сократа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить жизненный путь Сократа, рассмотреть его методы работы, проанализировать его философские взгляды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сократ: жизнь и философия

 

Сократ  по праву считается идеалом мудрого  человека, хотя сам он утверждал, что  подлинная мудрость сознает, что  она ничего не стоит!

Он родился  в Афинах в Греции около 470 года до н.э. О его детстве и родителях  известно очень мало и  о первых сорока годах жизни до нас дошли противоречивые сведения. По одним источникам Сократ в начале жизни вел довольно беспорядочный образ жизни. Затем он стал простым каменотесом, но как то он приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного человека от тяжелых занятий. После этого Сократ в течении ряда лет был его учеником и любимцем. Другие источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил Критон, его сверстник и товарищ.

Сократ  сам придумал себе профессию –  вести этические беседы с гражданами, побуждая их к поискам нравственности и к самосовершенствованию. Он видит  свое жизненное назначение в том, чтобы пробуждать афинян от нравственной спячки. «Вот, по-моему, бог и послал меня в этот город, – говорит он, обращаясь к согражданам, – чтобы я, целый день носясь повсюду, каждого из вас будил, уговаривал, упрекал непрестанно». Сократ честно выполнял падавшие на его долю как гражданина обязанности (он занимал выборные должности, участвовал в нескольких кампаниях Пелопоннесской войны, имел семью и т. д.). Однако своим настоящим делом он считал нравственные диалоги и только им отдавался безраздельно. Он был готов вести беседы с любым человеком – государственным деятелем, сапожником, философом, поэтом, моряком. Он полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т. е. свою душу. Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя». Он и получил разностороннее образование, но впоследствии книг не читал и ничего не писал. Главным средством общения считал живую беседу и спор. В книгах, по его мнению, заключено мертвое знание; книгам нельзя задавать вопросы; живой разговорный диалог, считал он, превыше того, что написано.

Сократ  понимал, что своей деятельностью, направленной против господствовавших мнений и предрассудков, он обрекает себя на преследования со стороны  государства, а, может быть,  и  на  смерть. Но свои представления  о справедливом и несправедливом Сократ ставил выше всех других соображений.

В семейных делах ему не везло, он был женат  два раза и от последней жены имел троих детей. Он вел праздный образ  жизни, любил посмеяться, выпить, подшутить. Жил в бедности, все его имущество  оценивалось в 5 мин, на такую сумму  в те времена нельзя было купить приличную лошадь или раба. Поэтому  он ходил в старом рваном хитоне и почти всегда босиком. Софист Антифон, стремясь уязвить Сократа в присутствии  его слушателей, сказал ему: «Ты живешь так, что подобным образом не стал бы жить ни один раб у своего господина; пищу и питье ты употребляешь бедные, а одежду носишь не только бедную, но одну и ту же и летом, и зимой; всегда ты без обуви и без хитона». Подобные выпады Сократ парировал тем, что счастье не в неге и роскоши. Что страсть к наживе и обогащению совращает людей с пути добродетелей и ведет к нравственной порче. Человек, полагал Сократ, должен приучить себя довольствоваться малым, нуждаться как можно в меньшем, подражая высокому примеру богов, которые вообще ни в чем не нуждаются. Сократ отвергал излишества и роскошь в одежде, пище, обстановке и т.д. Часто любил он в этой связи повторять слова: «Серебряные сосуды и пурпурные одежды для театра хороши, а в жизни не надежны».    Большую часть времени Сократ проводил в дискуссиях и спорах, это часто приводило к тому, что его били, таскали за волосы, но чаще всего его осмеивали и поносили, но он этому не противился. Учил устно и ничего не записывал. В начале он занимался натурфилософией, а затем занялся вопросами человеческой психологии и человеческого поведения. В 399г. до н.э. по доносу Мелета Сократ был обвинен в нарушении гражданских норм жизни, развращении молодежи, в том, что он не признает богов, которых признает город и вводит других новых богов.  По процедуре судоговорения, после произнесения обвинительных и защитительных речей суд большинством голосов при тайном голосовании решил вопрос о виновности или не виновности Сократа. За признание его виновным было 280 голосов, против 221 голос. На суде Сократ оказался перед жестокой альтернативой: либо отречься от своего, как он понимал, божественного призвания и лишь такой непомерной ценой добиться снисхождения, либо, оставаясь самим собой, открыто отстаивать дело всей свей жизни. Твердо избрав второй путь, он сознательно отрекся сам от себя.

Трагический финал Сократа придал всей его  жизни, его словам и делам уникальную ценность и завершенность, неувядаемую  привлекательность. Он был одним из удивительнейших людей, какого когда-либо знало человечество. Память о нем не умерла вместе с ним, и нравственный облик его навеки остался достоянием человечества как прекрасный, недосягаемый идеал.

Идея  о том, что мудрость как таковая  – прерогатива божества, а достояние  человека – любовь к мудрости, влечение к ней, высказывалась до Сократа  Пифагором, который, возможно, впервые  употребил термин «философ», а также  Гераклитом Эфесским, у которого (судя по дошедшим до нас отрывкам его  сочинения) «философ» – это «исследователь природы вещей». Понимание философии  как изучения «космоса» и наблюдаемых  явлений природы было характерным  и для других предшественников Сократа. В чем же заключалось в таком  случае то новое, что было внесено  Сократом в понятия «философия»  и «философ», – то новое, что сделало  его воззрения одним из поворотных пунктов истории греческой философии?

Сократ  концентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. Это и  дало возможность Цицерону говорить, что Сократ «спустил» философию  с «неба на землю» (иначе говоря, Сократ поднял философию «с земли  на небо»). По свидетельству Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что «благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо». Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» – ценность знания.

 

Этический рационализм Сократа

Сократ  вел пропаганду своего этического рационализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских  интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может человек  жить, если он не знает, что такое  добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что  есть "нравственное", являлось для  него предпосылкой нравственной жизни  и достижения добродетели. Сократ отождествлял мораль со знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для  человека, что помогает ему достичь  блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое  добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.  
Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа являлось по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим, философия в понимании Сократа не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность – правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция Сократа получила в философии определение – этический рационализм.

Этические взгляды Сократа можно сформулировать в трех тезисах:

1. Добродетель  есть абсолютное благо. «Добродетель»  была древним понятием греков; она понималась обобщенно, как  жизненная сила, деловитость, обязательность  в выполнении гражданских обязанностей. Еще софисты таким образом понимали добродетель и утверждали, что эти требования относительны, различны для мужчин и женщин, младенца и зрелого ума. Сократ выступил против такого релятивизма, указав на достоинства, которые одинаково ценны для всего человеческого рода: справедливость, отвага, владение собой являются достоинствами всегда и во все времена. Называя эти достоинства «добродетелью», он придал этому термину более специальное и, собственно говоря, новое значение. Сократ создал новое понятие добродетели потому, что среди достоинств человека выделил специально моральные достоинства.

Законы, касающиеся моральных достоинств, «не  писаны», их нет и в кодексах, но, тем не менее, они более устойчивы, чем писаные, поскольку выводятся  прямо из природы вещей, а не из человеческих установлений: как же они могли бы быть установлены, если являются всеобщими для всех людей? В любом случае (так понимал  Сократ) все люди не могли сойтись  вместе и установить эти законы. Всеобщности моральных законов  Сократ уделял особое внимание, ибо  находился в оппозиции к релятивизму  софистов. Всеобщность являлась принципиальной чертой добродетели в ее новом  значении.

Только  что выделенное достоинство стало  для Сократа высшим благом. Все  остальное, что люди привыкли считать  благом: здоровье, богатство, слава,—  довольно часто есть зло. Человек  должен стремиться к наивысшему благу, не считаясь даже с опасностью, со смертью. Во имя моральных ценностей должно отказаться от более низких и позорных устремлений. «Не стыдно ли заботиться о деньгах, славе, защите, а не о  разуме, истине и о том, чтобы душа стала наилучшей?»

Сократ  был первым, кто выделил моральные  ценности, собственно говоря, как предмет  этики (за это его  назвали «творцом этики»), а также был первым представителем той точки зрения, которую мы назовем  морализмом и которая ставила  моральные ценности выше любых других.

2. Добродетель  связана с пользой и счастьем. Сократ говорил, что рад бы  послать в пекло того, кто первым  разделил благо и пользу. Но  эту связь он видел не в  том, что благо зависит от  пользы, а наоборот, что польза  зависит от блага. Только то, что добродетельно, то и полезно.  Люди часто ошибаются и поступают  наперекор собственному благу,  потому что не знают, что  такое благо. Сократ был противником  утилитаризма, однако занял позицию  неразделимости блага и пользы; он часто высказывался как  утилитарист, заявляя, что действие  является благом, когда приносит  пользу, а требования справедливости и лояльности, усилий в труде или компетентности в деле влияют на получаемую пользу.

Информация о работе Философия Сократа