Философия сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Это подтверждает, что проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Познать его очень трудно, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь, но оно непременно присутствует в каждом моменте жизни.
Представления о сознании весьма различны, зависят от жизненного опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации . Многогранность сознания сделало его предметом изучения множества наук: философии, психологии.

Содержание работы

1. Происхождение сознания
2. Сознание и язык
3. Сознательное и бессознательное
4. Самосознание

Файлы: 1 файл

философия 2.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

                                                         Вариант -4

 

                                 Философия сознания

 
1. Происхождение сознания

2. Сознание и язык

3. Сознательное и бессознательное 

4. Самосознание

                                                       ВВЕДЕНИЕ 
Мы приступаем к изучению очередной темы и обращаемся к изучению чрезвычайно интересного свойства человека - к его сознанию.  
Каждый из вас обладает сознанием, но сознайтесь, многие ли из вас могут сейчас сказать - что есть сознание ? 
Это подтверждает, что проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Познать его очень трудно, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь, но оно непременно присутствует в каждом моменте жизни.  
Представления о сознании весьма различны, зависят от жизненного опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации . Многогранность сознания сделало его предметом изучения множества наук: философии, психологии, биофизи.

Происхождение сознания 
Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза. 
Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном 
возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д. 
Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами. Продолжает 
существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения. 
Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления: 
трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;

человек - результат «генетической  ошибки», сбоя эволюционной программы  развития природы; 
человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens. 
Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.

Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному  изменению приматов. Активно действующая  рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны  два момента, характерные для  создания орущий труда: 
в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально; 
регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.



 

Сознание  и язык

Содержание сознания, вырабатываемое в процессе совместной деятельности людей и выражающее их социокультурный опыт, должно быть проявлено, воплощено в объективированной предметно-вещественной форме, существующей независимо от отдельных индивидов. Двуслойность, двухуровневость существования сознания, о которой говорилось выше, предполагает и двойственность формы его выражения. Наряду с кодированием, воплощением содержания сознания в соответствующих нейродинамических структурах индивидуальной психики информация о социокультурном опыте, передаваемая, транслируемая от поколения к поколению, должна быть задана людям в виде реальности, «грубо, зримо» представленной их личностному восприятию.

Возникновение и развитие сознания как социально-культурного  явления, специфически человеческой формы  освоения мира неразрывно связано прежде всего с возникновением и развитием разговорного языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

Наряду со словесным разговорным  языком содержание коллективных представлений  сознания может быть выражено, объективировано  и в материальных явлениях иного  рода, которые в этом случае, так  же как и разговорный язык, приобретают  знаковую функцию. Материальное явление, материальный предмет выполняет  знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социокультурной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение. Отдельные знаки входят в некоторые знаковые (или семиотические) системы, подчиняющиеся определенным правилам построения и развития. Таковы знаковые системы естественного (разговорного или письменного) языка, искусственных языков науки, знаковые системы в искусстве, мифологии, религии. Говоря о знаке, надо, таким образом, четко различать его информационно-смысловой аспект, воплощенную в знаке социокультурную информацию, его смысл и значение и материальную форму, «оболочку», «плоть» знака, которая является носителем определенной социокультурной информации, смысла, значения. Так, определенными смыслами или значениями обладают выражения разговорной речи, которые как материальные предметы представляют собой сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Глубокий смысл для религиозного сознания воплощают предметы культа, которые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Все эти смыслы существуют постольку, поскольку в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного и т. д. сознания.

Важно понять, что знак является знаком именно в единстве обеих этих сторон. Не существует знака без  его материи, плоти, предметно-вещественной оболочки. Но было бы серьезной ошибкой  сводить знак к последней. Знак является функциональным образованием, он становится знаком, поскольку его вещественная реальность приобретает знаковую функцию. Ясно, что знаковую функцию тот или иной материальный предмет может выполнять только в контексте определенной культуры. То, что для людей определенного общества, определенной культуры заключает в себе известный им смысл, известное им символическое значение, воспринимается людьми, не принадлежащими к данному обществу или культуре, как обычный материальный предмет с обычными пространственными, энергетическими, цветовыми и т. п. свойствами. Надо, например, понимать язык религиозной храмовой символики, для того чтобы усмотреть определенное смысловое значение в архитектонике храма.

Степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием может  быть весьма различной и варьироваться в достаточно широком диапазоне. Характеризуя знак и стремясь подчеркнуть его отличие от образа, зачастую в качестве специфического признака знака отмечают отсутствие сходства, подобия материи знака и той реальности, на которую этот знак указывает. Это верно, однако, только для так называемых искусственных знаков, скажем, когда буквами алфавита обозначаются физические величины в математических формулах. Однако сходство или подобие материи знака и выражаемого им содержания вовсе не противопоказано знаку. В предельном случае единичный предмет данного класса может стать знаком для обозначения других предметов этого класса — например, экземпляр товара, выставленный в витрине магазина, является знаком наличия этого товара на прилавке. Существует далее обширный класс так называемых иконических знаков (от греч. «икона» — образ), когда такой вещественной однородности, как в приведенном примере с товаром в витрине и на прилавке, нет, но существует момент физического подобия, наглядно воспринимаемого соответствия знака и обозначаемого — скажем, различные схемы, позволяющие ориентироваться на местности или в помещении. Весьма распространены известные комбинации условности и иконичности знака — например, дорожные знаки. Кстати, знаки письменности, буквы алфавита, которые приводятся обычно в качестве примеров условных знаков, генетически восходят к иконическим знакам — рисункам. Скажем, начальная буква нашего и других родственных ему алфавитов «А» восходит к иконическому знаку, обозначающему на языке финикийцев, которые и были родоначальниками всех этих алфавитов, голову быка — звук «А» входил в слово, обозначавшее быка на финикийском языке. Своеобразную знаковую функцию в истории культуры осуществляют коллективные действия, имитирующие, «проигрывающие» жизненные ситуации, культовые религиозно-мифологические сюжеты. Здесь само реальное действие людей становится той материей, в которой воплощается содержание сознания, его смысл (скажем, боевая или охотничья пляска мужчин первобытного племени). В общем, принципиально важным является вопрос не о физическом подобии знака и обозначаемого или об отсутствии такового, а о наличии функции означения одной реальностью другой, в результате чего в данной системе культуры осуществляется передача известной социокультурной информации, известного содержания сознания об определенной реальности на основе восприятия другой реальности.

Своеобразную форму таких  движений в смысловом содержании сознания представляет работа сознания с символами. Символы всегда связаны  с некоторым образом, что отличает их от абстрактных идей, теоретических  понятий. Вместе с тем если смысл  образа нацелен на воспроизведение  сознанием именно данной реальности в ее определенности и специфичности, то символ через образ данной конкретной реальности указывает на некое связанное  с ней содержание, воплощаемое  в определенной конкретике, но несводимое к ней. Скажем, образ льва нацелен  на то, чтобы зафиксировать своеобразие  этого зверя, отличая его от других родственных ему хищных животных. Но представление о льве, не теряющее своей образности, может приобретать  символическое значение, символический  смысл, указывая на силу, мужество, агрессивность  как некие глубинные реальности, воплощенные в этом живом существе. Иными словами, через непосредственную конкретность в символе «просвечивает», проявляется некоторая более  широкая или более глубокая реальность, представителем, проявлением, воплощением  которой выступает данная конкретность.

Символ, символизация, символическое  сознание имели и имеют исключительно  важное значение как в истории культуры, так и на современном ее этапе. Исключительно важную роль играли символы в возникновении культуры и на ранних фазах ее существования. Все архаические сознания, вся мифология пронизана символами. Без символизма нельзя представить себе искусство, теоретическое сознание, в том числе и наука, так или иначе связано с символизмом. В частности, всегда можно проследить генетические связи исходных теоретических понятий с символами, значение символического сознания для подвижности, «открытости» научного мышления. Весьма велика роль символизма и в практическом сознании. Скажем, достаточно ясна мобилизующая роль символов в общественных движениях, в государственном строительстве (в частности, символика знамен, флагов, гербов, эмблем и т. п., в которой, несмотря на значительный налет условной знаковости, все-таки проглядывает глубинное смысловое содержание).

Во всех ситуациях осуществления  знаково-символической функции связанные  с ней смысл или значение, выражающие определенное содержание сознания, носят  идеальный характер. Как и идеальность  психического образа, идеальность смысла и значения знаков, знаково-символических  систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в данной системе культуры. Чертеж здания, которое намерен построить архитектор, или же чертеж машины, которую собирается создать конструктор, — реальные материальные листы бумаги. Однако, кроме того, в чертеже воплощен образ будущего здания (или машины), определенный смысл как план, проект, программа, воплощен определенный результат творческой работы сознания.

Понятие идеальности как  раз и характеризует специфический  способ существования воплощенного в материальном предмете смысла и  значения, служащего программой для  реальных действий людей. Поскольку  нечто воспринимается как знак или  символ, обладающий известным смыслом  и значением только в системе  определенной культуры, содержание сознания, закрепляемое в смысле и значении, является субъективным, или субъектной реальностью, лишь для представителей данной культуры Скажем, чертеж машины включает в себя идеальное содержание только для технически образованных людей, способных прочитать этот чертеж и воплотить его смысл в объективную реальность. Эта способность выступает как некоторая субъектная реальность, наличие которой является особенностью данных субъектов. Аналогично, скажем, идеальность картины или статуи как художественного произведения, воплощенного во вполне реальном материале, представляет собой некоторую субъективную реальность для людей, способных воспринять, «распредметить» то смысловое содержание, которое воплощено в статуе или картине. Специфика идеальности образов и норм общественного сознания, его смыслов и значений по сравнению с идеальностью психических индивидуальных образов заключается в том, что первые создаются в процессе совместной деятельности людей и воплощаются в социокультурных семиотических системах, в артефактах культуры. Реальность смыслов и значений, выраженных в социокультурных семиотических системах, выступает поэтому прежде всего как реальность коллективной субъектности носителей определенных культурных навыков. А субъективной реальностью для отдельных людей соответствующие содержания сознания, смыслы и значения становятся в той мере, в какой эти люди приобщены к соответствующей культуре.

Сознание возникает в  практической деятельности людей как  необходимое условие ее организации  и воспроизводства. Важнейшей вехой  в развитии человеческой культуры является разделение духовного и физического  труда, обособление производства феноменов  сознания как особого, духовного, производства. В свою очередь, в духовном производстве, производстве норм и представлений  сознания выделяется теоретическое  сознание, нравственное, религиозное, политическое и другие виды сознания.

 

Сознательное  и бессознательное 
Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.  
Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.  
 
1) Естественно-научный подход: сознание — проявление функций головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.  
2) Религиозно-идеалистический подход: сознание — первично, а человек «телесный» — его производная.  
Сознание — способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.  
 
Структура сознания  
• Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя — получение первичных знаний.  
• Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе — возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;  
• Эмоциональные компоненты — это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.  
• Ценностно-смысловые компоненты — это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).  
Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.  
Одно из важнейших свойств сознания человека — его активность.  
Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.  
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики — возникновение сознания человека — был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.  
Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя — он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием. 
Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.  
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.  
Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.  
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.  
К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях.  
Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений).  
По мнению 3. Фрейда (1856—1939) — австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, — ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.  
 
Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.  
 
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:  
 
— когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;  
 
— когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);  
 
— когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;  
 
— когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.  
 
Отличия сознательного от бессознательного:  
 
1) Сознательное отделяет себя от объекта. Бессознательное не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании.  
 
2) Сознательное обладает механизмом психических связей. Бессознательное не обладает механизмом психических связей.  
 
3) Сознательное - производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры. Бессознательное - не производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры.  
 
4) Сознательное проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потребностях и др., которые осознаются субъектом. Бессознательное проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом.

Информация о работе Философия сознания