Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:39, контрольная работа
Это подтверждает, что проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Познать его очень трудно, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь, но оно непременно присутствует в каждом моменте жизни.
Представления о сознании весьма различны, зависят от жизненного опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации . Многогранность сознания сделало его предметом изучения множества наук: философии, психологии.
1. Происхождение сознания
2. Сознание и язык
3. Сознательное и бессознательное
4. Самосознание
Самосознание
САМОСОЗНАНИЕ (англ. self-consciousness) - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) - тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия). См. также Интенция.
С С. иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения С, но не достаточны. А. Н. Леонтьев указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя. В общем случае первое не может называться С, т. к. "знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных" (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания м. б. разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле С. - это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.
Не следует также
Ряд авторов в С. выделяет 3 компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания (см. выше т. зр. Леонтьева), а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина "саморегуляция" (в контексте С.) ведет к понятийной путанице, т. к. традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостати-ческой системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.
Еще И. Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и С: "То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми др. существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность..." На эту же связь косвенно указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов "С." и "личность". Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса С. у ребенка; операциональным признаком С. традиционно считается употребление личного местоимения "я" (и др. рефлексивных слов). Но это только начальная точка. Очевидно, С. и содержательно, и операционально проходит большой путь развития. Согласно Л. С. Выготскому, развитие С. включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом аспектах); к нему применяется та же логика: сначала др. люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта; ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя; т. о., прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь, диалогическая природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме.
Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца: потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию
Задание и упражнения
Бессознательное играет важную
роль в жизни человека. Привычки человека,
его навыки и умения несут в себе бессознательную
основу. Изучение свойств бессознательного,
осознание закономерностей взаимодействия
сверхсознания, сознания и бессознательного
дает человеку возможность повышать эффективность
своих действий, уверенно идти по жизни,
успешно решать свои жизненные задачи.
Октетанализ отмечает, что мужские и женские
свойства человека - это атрибут бессознательного.
Октетанализ различает в бессознательном
две инстанции: "Иррациональный"
и "Рациональный". В их естественной
иерархии инстанция "Иррациональный"
находится выше инстанции "Рациональный".
Мужское начало – это атрибут инстанции
"Иррациональный", а женское начало
– атрибут инстанции "Рациональный".
Рассмотрим иррациональные и рациональные
свойства бессознательного.
Иррациональность и рациональность человека
соотносятся между собой как вода и лёд.
Лёд (рациональность) может иметь бесконечное
разнообразие форм. Но все эти формы льда
потенциально содержатся в воде (иррациональности),
из которой образуется лёд при замерзании
воды. Таким образом, рациональность –
это "кристаллизация" потенций иррациональности,
временное проявление потенций иррациональности
в определенной форме. Иррациональность
всегда проявляет себя в настоящем времени,
то есть "здесь и сейчас", а рациональность
– это проявление прошлого времени, она
всегда следует достижениям прошлого.
Иррациональность несет в себе свойства
творчества, креативности, непредсказуемости,
спонтанности, нелогичности, нарушителя
традиций.
Рациональность всегда логична, последовательна,
следует инструкции, она предсказуема
и добросовестный исполнитель.
Если в бессознательном человека устойчиво
доминирует инстанция "Иррациональный",
тогда в поведении человека проявляются
непрактичность, беспечность, небрежность,
детское состояние. А при устойчивом доминировании
в бессознательном инстанции "Рациональный"
человек ведет себя в соответствии с некоторыми
правилами поведения. Такой человек практичен,
пунктуален и аккуратен, в его поведении
проявляется родительское состояние.
Мужское и женское начала взаимно дополняют
друг друга. Это наглядно проявляется,
например, при воспитании детей.
В процессе воспитания детей ни один мужчина
не может полноценно заменить женщину,
и ни одна женщина не может полноценно
заменить мужчину. В случае воспитания
ребенка в семье без отца в подсознании
ребенка, как правило, образуется дефицит
мужских программ. Тогда появляются проблемы
функционирования инстанции "Иррациональный".
В случае воспитания ребенка в семье без
матери в подсознании ребенка обычно проявляется
дефицит женских программ. Тогда возникают
проблемы функционирования инстанции
"Рациональный".
В критической ситуации в условиях дефицита
времени сознание не имеет достаточно
времени, чтобы проанализировать ситуацию,
сделать эмоциональный, ориентационный
и интеллектуальный выбор. В такой ситуации
психика человека работает на основе программ
бессознательного поведения. Но если из-за
ПРОБЕЛОВ ВОСПИТАНИЯ в подсознании человека
отсутствуют необходимые мужские или
женские программы поведения, тогда психика человека
действует согласно инстинкту - животным
программам поведения, которые человек
имеет всегда. И вместо мужского или женского
поведения человек проявляет поведение
животного - самца или самки.
Агрессивное разрушительное поведение
животных не расценивается как преступление,
в то же время агрессивное разрушительное
поведение человека часто может быть расценено
как нарушение закона или преступление.
Поэтому, в качестве профилактической
меры правонарушений и преступлений, которые
могут быть совершены людьми с пробелами
воспитания, необходимо заполнить их подсознание
мужскими и женскими программами поведения.
Тогда эти люди будут приспособлены ко
многим жизненным ситуациям, и они не будут
проявлять животное поведение в критических
ситуациях.
Список литературы
А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для
вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,
Политиздат, 1975.
Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва:
Просвещение, 1986.
Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных
науках. Киев: “Вища Школа”, 1978.