Философия сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Это подтверждает, что проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Познать его очень трудно, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь, но оно непременно присутствует в каждом моменте жизни.
Представления о сознании весьма различны, зависят от жизненного опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации . Многогранность сознания сделало его предметом изучения множества наук: философии, психологии.

Содержание работы

1. Происхождение сознания
2. Сознание и язык
3. Сознательное и бессознательное
4. Самосознание

Файлы: 1 файл

философия 2.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

 

Самосознание 

САМОСОЗНАНИЕ (англ. self-consciousness) - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) - тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия). См. также Интенция.

С С. иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения С, но не достаточны. А. Н. Леонтьев указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя. В общем случае первое не может называться С, т. к. "знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных" (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания м. б. разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле С. - это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Не следует также отождествлять  С. и Я-кон-цепцию. С. частично включает содержание "Я-концепции", которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть С, но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего, чисто теоретический смысл, т. к. используемые методы выявления Я-концепции в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в т. ч. о развитии и функциях самооценки, допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на С. Однако С. включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта.

Ряд авторов в С. выделяет 3 компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания (см. выше т. зр. Леонтьева), а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина "саморегуляция" (в контексте С.) ведет к понятийной путанице, т. к. традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостати-ческой системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.

Еще И. Кант обозначил фундаментальную  связь понятий личности и С: "То обстоятельство, что человек может  обладать представлением о своем  Я, бесконечно возвышает его над  всеми др. существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность..." На эту же связь косвенно указывает  и тот факт, что в некоторых  контекстах вполне допустима синонимия  терминов "С." и "личность". Близко подходит к такому представлению  и почти общепринятое понимание  генезиса С. у ребенка; операциональным признаком С. традиционно считается употребление личного местоимения "я" (и др. рефлексивных слов). Но это только начальная точка. Очевидно, С. и содержательно, и операционально проходит большой путь развития. Согласно Л. С. Выготскому, развитие С. включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом аспектах); к нему применяется та же логика: сначала др. люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта; ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя; т. о., прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь, диалогическая природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме.

Кроме того, в работах  Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца: потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию

 

Задание и упражнения

Бессознательное играет важную роль в жизни человека. Привычки человека, его навыки и умения несут в себе бессознательную основу. Изучение свойств бессознательного, осознание закономерностей взаимодействия сверхсознания, сознания и бессознательного дает человеку возможность повышать эффективность своих действий, уверенно идти по жизни, успешно решать свои жизненные задачи. Октетанализ отмечает, что мужские и женские свойства человека - это атрибут бессознательного. Октетанализ различает в бессознательном две инстанции: "Иррациональный" и "Рациональный". В их естественной иерархии инстанция "Иррациональный" находится выше инстанции "Рациональный". Мужское начало – это атрибут инстанции "Иррациональный", а женское начало – атрибут инстанции "Рациональный". 
Рассмотрим иррациональные и рациональные свойства бессознательного. 
Иррациональность и рациональность человека соотносятся между собой как вода и лёд. Лёд (рациональность) может иметь бесконечное разнообразие форм. Но все эти формы льда потенциально содержатся в воде (иррациональности), из которой образуется лёд при замерзании воды. Таким образом, рациональность – это "кристаллизация" потенций иррациональности, временное проявление потенций иррациональности в определенной форме. Иррациональность всегда проявляет себя в настоящем времени, то есть "здесь и сейчас", а рациональность – это проявление прошлого времени, она всегда следует достижениям прошлого. 
Иррациональность несет в себе свойства творчества, креативности, непредсказуемости, спонтанности, нелогичности, нарушителя традиций. 
Рациональность всегда логична, последовательна, следует инструкции, она предсказуема и добросовестный исполнитель. 
Если в бессознательном человека устойчиво доминирует инстанция "Иррациональный", тогда в поведении человека проявляются непрактичность, беспечность, небрежность, детское состояние. А при устойчивом доминировании в бессознательном инстанции "Рациональный" человек ведет себя в соответствии с некоторыми правилами поведения. Такой человек практичен, пунктуален и аккуратен, в его поведении проявляется родительское состояние. 
 
Мужское и женское начала взаимно дополняют друг друга. Это наглядно проявляется, например, при воспитании детей. 
 
В процессе воспитания детей ни один мужчина не может полноценно заменить женщину, и ни одна женщина не может полноценно заменить мужчину. В случае воспитания ребенка в семье без отца в подсознании ребенка, как правило, образуется дефицит мужских программ. Тогда появляются проблемы функционирования инстанции "Иррациональный". В случае воспитания ребенка в семье без матери в подсознании ребенка обычно проявляется дефицит женских программ. Тогда возникают проблемы функционирования инстанции "Рациональный". 
 
В критической ситуации в условиях дефицита времени сознание не имеет достаточно времени, чтобы проанализировать ситуацию, сделать эмоциональный, ориентационный и интеллектуальный выбор. В такой ситуации психика человека работает на основе программ бессознательного поведения. Но если из-за ПРОБЕЛОВ ВОСПИТАНИЯ в подсознании человека отсутствуют необходимые мужские или женские программы поведения, тогда психика человека действует согласно инстинкту - животным программам поведения, которые человек имеет всегда. И вместо мужского или женского поведения человек проявляет поведение животного - самца или самки. 
Агрессивное разрушительное поведение животных не расценивается как преступление, в то же время агрессивное разрушительное поведение человека часто может быть расценено как нарушение закона или преступление. Поэтому, в качестве профилактической меры правонарушений и преступлений, которые могут быть совершены людьми с пробелами воспитания, необходимо заполнить их подсознание мужскими и женскими программами поведения. Тогда эти люди будут приспособлены ко многим жизненным ситуациям, и они не будут проявлять животное поведение в критических ситуациях.

 

Список литературы

А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,

Политиздат, 1975.

Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва:

Просвещение, 1986.

Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных

науках. Киев: “Вища Школа”, 1978.

 

 

 


Информация о работе Философия сознания