Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:12, реферат
Цель написания реферата - получение основного представления об учениях Спинозы.
В соответствии с поставленной целью определились следующие основные задачи:
- дать общую характеристику аспектов его философии
- показать глубину его методологических и психологических прозрений;
- получить общие понятия об учении
Оглавление
Введение
Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализма и представителей века Научного прогресса. Работы его отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Он был последовательным сторонником применения разума, и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении, даже в своих философских работах.
Объектом исследования стало одно из учений Б. Спинозы, а именно учение об аффектах.
Предметом исследования стало утверждение Спинозы, согласно которому наука о человеческой природе является продолжением науки о природе как таковой, что человеческое действие и страсть так же подвластны универсальным законам и, следовательно, так же доступны рациональному пониманию, как движение тел в физике или отношения между точками, плоскостями и телами в геометрии.
Цель написания реферата - получение основного представления об учениях Спинозы.
В соответствии с поставленной целью определились следующие основные задачи:
- дать общую характеристику аспектов его философии
- показать глубину его
методологических и
- получить общие понятия об учении
Методы исследования:
-обработка, анализ научных источников;
-анализ научной литературы,
учебников и пособий по исследуемой
Глава I. Биографическая справка
Бенедикт Спиноза (Барух Деспиноза)
родился в Амстердаме 24 ноября 1632
года. Родился в семье марранов,
вернувшейся к иудаизму после
эмиграции из Португалии в Нидерланды.
Воспитанный как ортодоксальный
еврей-сефард, он выучился грамоте и
богословию Талмуда. Однако в 1656, после
конфликта с городскими властями
Спиноза был подвергнут «великому
отлучению» еврейской общиной за
еретические взгляды (в основном
касавшиеся христианства – община
опасалась ухудшения отношений
с властями), а в 1660 был вынужден
покинуть Амстердам и перебрался
на несколько лет в деревушку
Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал
поддерживать связи с кружком
коллегиантов – религиозного братства,
позднее объединившегося с
Спиноза изучил, а возможно затем и преподавал, латынь в школе вольнодумца Ф.А. Ван Ден Энде, и находился, очевидно, под большим впечатлением от “новой философии” Декарта, стимулировавшей его собственную оригинальность. Его характер, насколько нам известно, – это характер человека посвятившего себя поискам истины и равнодушного к преследованиям, чей авторитет всё возрастал как среди его друзей, так и вообще в “республике учёных”.
Из Рейнсбурга он переселился в Ворбург
– селение вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти
21 февраля 1677 жил в самой Гааге. Спиноза зарабатывал
на жизнь изготовлением и
Его первым опубликованным трудом, и единственным открыто подписанным его именем, стало, однако, Геометрическое изложение Декартовых Начал философии (с приложением, озаглавленным Метафизические Мысли, в котором исподволь проводится спинозистское толкование основной части труда), возникшее из неких уроков, которые он давал одному приятелю, жившему по соседству. Книга была опубликована в 1663 году и, вероятно, послужила основанием для приглашения занять кафедру философии в Гейдельберге.
В 1674 г. Спиноза завершил свой главный труд — «Этика». Попытка опубликовать его в 1675 г. окончилась неудачей из-за давления протестантских теологов, утверждавших, что Спиноза отрицает бытие Божье. Отказавшись от публикации своего труда, Спиноза по-прежнему вел скромную жизнь. Он много писал, обсуждал философские вопросы с друзьями, в том числе с Г. Лейбницем, однако не пытался внушать кому-либо свои радикальные взгляды.
Главными его произведениями являются Богословско-политический трактат (Tractatus Theologico-Politicus), опубликованный анонимно в Амстердаме в 1670, и Этика (Ethica), начатая в 1663 и законченная в 1675, но изданная только в 1677 на латинском языке в книге Посмертные произведения (Opera Posthuma) вместе с незаконченными трактатами о научном методе (Трактат об усовершенствовании разума, Tractatus de Emendatiae Intellectus), о политической теории (Tractatus Politicus), грамматикой древнееврейского языка (Compendium Grammatices Linguae Hebraeae) и письмами. Единственной книгой, изданной при жизни Спинозы и под его именем, был труд Начала философии Рене Декарта, части I и II, доказанные геометрическим способом (Renati des Cartes Principiorum Philosophiae Pars I et II, More Geometrico Demonstratae, per Benedictum de Spinoza, 1663).
Несмотря на то, что здоровье его пошатнулось из-за всё более обострявшихся приступов чахотки, умер он довольно неожиданно, в присутствии своего доктора, 21 февраля 1677.
Годы жизни Спинозы совпали с
Глава II. Философия Спинозы
Идейное развитие Спинозы началось и в
течение нескольких лет продолжалось в религиозном еврейском
Философское учение Спинозы можно рассматривать как высший этап превращения пантеизма в материализм. Во многом этому сопутствовало влияние на Спинозу крупнейших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т. Гоббс и Т. Бэкон.
Не могла не оказать влияния на Спинозу эпоха, в которой он жил. Это было время зарождения прогрессивных буржуазных отношений. Спиноза родился и провел всю жизнь в первой в мире буржуазной республике, и был свидетелем самой значительной буржуазной революции - английской. Благодаря самому большому в то время в мире флоту и новым производственным отношениям Голландия очень быстро стала самой богатой страной Европы. Экономический подъем сопровождался поразительным расцветом науки и искусства. Голландия того времени являлась центром передовой научной мысли. В XVII веке в Голландии жили и работали такие крупные ученые как Гюйгенс (математик, механик и оптик), Левенгук (биолог) и многие другие. Ученые и философы других стран стремились в Голландию, где существовала наибольшая в тех условиях свобода вероисповедания и были наилучшие возможности для научных исследований.
В это время наибольшее развитие получили математика и механика, благодаря открытиям Д. Бруно, Галилея, И. Кеплера. Развитие этих наук сказалось и на философии, основным направлением которой стал механистический рационализм.
Одной из определяющих черт философии Спинозы является принцип механического детерминизма, который в его учении обуславливает абсолютно все явления природы, включая человека. То есть, философ считает, что все должно иметь причинное объяснение.
Характерной особенностью изложения философских проблем у Спинозы являлось его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия. Он был уверен, что законы человеческого сознания те же что и законы природы, то есть был уверен в абсолютной и полной познаваемости мира. Эта уверенность реализуется у Спинозы в попытке вывести всю систему природы дедуктивно-рационалистическим путем.
Главное отличие философской системы Спинозы от большинства философских учений XVII века - это ее этическая направленность. Он считал, что философия должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросы этики, Спиноза стремился определить место человека, как в природе, так и в обществе и государстве.
Окончательный вид философской системы Б. Спинозы приняло в главном труде его жизни - "Этике". Название отражает этическую направленность книги. Основная цель сочинения — помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. Эту задачу Спиноза стремился решить философски обоснованным путем. Книга изложена геометрическим способом, в виде лемм, теорем и др.
В своей работе "Этика" Спиноза рассматривает три отдельных вопроса. Она начинается с метафизики, потом переходит к психологии аффектов и воли и, наконец, излагается этика, основанная на ранее изложенных метафизике и психологии. Метафизика Спинозы является видоизменением метафизики Декарта, психология же напоминает психологию Гоббса, но этика у него оригинальна и является самым ценным из того, что есть в книге. Спиноза, хотя он и не был лишен научных интересов и даже написал трактат о радуге, в основном интересовался религией и добродетелью. От Декарта и его современников он воспринял материалистическую и детерминистскую физику и пытался в этих рамках найти место для благоговения и жизни, посвященной Богу.
Глава III. Учение об аффектах
1. Общие понятия об учении
На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов.
"Под аффектами, — пишет Спиноза, — я разумею, состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Если, таким образом, мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то под аффектом я разумею состояние активное, в противном случае — пассивное". В отличие от Декарта Спиноза применяет понятие "страсть души" только к тем аффектам, где идеи смутны, а аффективные состояния пассивны. Любая страсть - это аффект, но не всякий аффект является страстью.
Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое достигается путем их познания.
Аффекты (от лат. affectus – душевное
волнение) — сильные эмоциональные
Учение об аффектах включает вопросы: о происхождении и природе аффектов (определение, классификация), о человеческом рабстве или о силе аффектов (оценка); о могуществе разума или о человеческой свободе (о борьбе с аффектами). Спиноза рассматривает аффекты как естественные проявления природы.
2. Действия и страсть
Спиноза начинает свое построение с
методологического требования, а
именно: аффекты должны рассматриваться
таким же образом, посредством рациональной
науки, как и любые другие естественные
явления. Основанием для этого является
тот факт, что аффекты или эмоции
- это естественные явления, неразрывно
связанные со всей природой. Согласно
его знаменитому выражению, человек
не есть "государство в государстве",
скорее он полностью включен в
одно государство-природу. Нет такой
области, в которой человек обладает
абсолютной властью или "свободой
воли", нарушая универсальный
детерминизм естественного
"В природе нет ничего, что можно
было бы приписать ее
И все же было бы ошибкой принимать методологическую редукцию Спинозы за онтологическую редукцию. Так же как тела не являются линиями и плоскостями, так и аффекты не есть геометрические сущности. "Универсальные законы и правила природы" - это не законы геометрии; но законы геометрии, физики и психологии универсальны постольку, поскольку в основе нашего понимания их лежит некоторая общая умопостигаемость.