Философия Спинозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:12, реферат

Описание работы

Цель написания реферата - получение основного представления об учениях Спинозы.
В соответствии с поставленной целью определились следующие основные задачи:
- дать общую характеристику аспектов его философии
- показать глубину его методологических и психологических прозрений;
- получить общие понятия об учении

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.68 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 

 

 

    Бенедикт  Спиноза  является  одним  из  наиболее  ярких  мыслителей  школы  рационализма и представителей века Научного прогресса. Работы его отличаются великолепной   продуманностью   и    четкой    структуризацией. Он   был последовательным сторонником применения разума, и логики  во  всех  отраслях человеческой  мысли,  он  сумел  использовать   доказательственный   подход, применяемый обычно в  математическом  изложении,  даже  в своих философских работах.     

Объектом  исследования стало одно из учений Б. Спинозы, а именно учение об аффектах.    

Предметом исследования  стало утверждение Спинозы, согласно которому наука о человеческой природе является продолжением науки о природе как таковой, что человеческое действие и страсть так же подвластны универсальным законам и, следовательно, так же доступны рациональному пониманию, как движение тел в физике или отношения между точками, плоскостями и телами в геометрии.    

Цель  написания реферата - получение основного представления об учениях Спинозы.     

В соответствии с поставленной целью  определились следующие основные задачи:    

- дать общую характеристику  аспектов его философии    

- показать глубину его  методологических и психологических  прозрений;    

- получить общие понятия  об учении     

Методы  исследования:

-обработка,  анализ  научных источников;

-анализ  научной литературы, учебников и  пособий по исследуемой проблеме. 

Глава I. Биографическая справка 

 

 

    Бенедикт Спиноза (Барух Деспиноза) родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Родился в семье марранов, вернувшейся к иудаизму после  эмиграции из Португалии в Нидерланды. Воспитанный как ортодоксальный еврей-сефард, он выучился грамоте и  богословию Талмуда. Однако в 1656, после  конфликта с городскими властями Спиноза был подвергнут «великому  отлучению» еврейской общиной за еретические взгляды (в основном касавшиеся христианства – община опасалась ухудшения отношений  с властями), а в 1660 был вынужден покинуть Амстердам и перебрался на несколько лет в деревушку  Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал  поддерживать связи с кружком  коллегиантов – религиозного братства, позднее объединившегося с меннонитами.     

Спиноза изучил, а возможно затем и преподавал, латынь в школе вольнодумца Ф.А. Ван Ден Энде, и находился, очевидно, под большим впечатлением от “новой философии” Декарта, стимулировавшей его собственную оригинальность. Его характер, насколько нам известно, – это характер человека посвятившего себя поискам истины и равнодушного к преследованиям, чей авторитет всё возрастал как среди его друзей, так и вообще в “республике учёных”.     

Из  Рейнсбурга он переселился в Ворбург  – селение вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти 21 февраля 1677 жил  в самой Гааге. Спиноза зарабатывал  на жизнь изготовлением и шлифовкой  линз для очков, микроскопов и  телескопов, а также частными уроками; в последующие годы его доход пополнялся скромной пенсией, которая выплачивалась двумя знатными покровителями. Благодаря этому он вел независимый образ жизни и мог позволить себе занятия философией и переписку с ведущими учеными того времени. В 1673 ему было предложено место профессора на кафедре философии в Гейдельбергском университете, однако Спиноза отказался от предложения, сославшись на враждебное отношение к нему со стороны официальной церкви.     

Его первым опубликованным трудом, и единственным открыто подписанным его именем, стало, однако, Геометрическое изложение Декартовых Начал философии (с приложением, озаглавленным Метафизические Мысли, в котором исподволь проводится спинозистское толкование основной части труда), возникшее из неких уроков, которые он давал одному приятелю, жившему по соседству. Книга была опубликована в 1663 году и, вероятно, послужила основанием для приглашения занять кафедру философии в Гейдельберге.     

В 1674 г. Спиноза завершил свой главный  труд — «Этика». Попытка опубликовать его в 1675 г. окончилась неудачей из-за давления протестантских теологов, утверждавших, что Спиноза отрицает бытие Божье. Отказавшись от публикации своего труда, Спиноза по-прежнему вел скромную жизнь. Он много писал, обсуждал философские вопросы с друзьями, в том числе с Г. Лейбницем, однако не пытался внушать кому-либо свои радикальные взгляды.     

Главными  его произведениями являются Богословско-политический трактат (Tractatus Theologico-Politicus), опубликованный анонимно в Амстердаме в 1670, и Этика (Ethica), начатая в 1663 и законченная в 1675, но изданная только в 1677 на латинском языке в книге Посмертные произведения (Opera Posthuma) вместе с незаконченными трактатами о научном методе (Трактат об усовершенствовании разума, Tractatus de Emendatiae Intellectus), о политической теории (Tractatus Politicus), грамматикой древнееврейского языка (Compendium Grammatices Linguae Hebraeae) и письмами. Единственной книгой, изданной при жизни Спинозы и под его именем, был труд Начала философии Рене Декарта, части I и II, доказанные геометрическим способом (Renati des Cartes Principiorum Philosophiae Pars I et II, More Geometrico Demonstratae, per Benedictum de Spinoza, 1663).    

Несмотря  на то, что здоровье его пошатнулось  из-за всё более обострявшихся  приступов чахотки, умер он довольно неожиданно, в присутствии своего доктора, 21 февраля 1677.    

Годы  жизни Спинозы совпали с началом  эпохи Нового времени. Спиноза был первым мыслителем нового времени, который не принадлежал к какой-либо церкви или секте. В своем творчестве он осуществил синтез научных идей эпохи Возрождения с греческой, стоической, неоплатонической и схоластической философией. Одна из трудностей, с которыми сталкиваются исследователи, пытающиеся осмыслить идеи его самой известной работы – Этики, состоит в том, что Спиноза часто использует схоластические термины в совершенно другом, не принятом в схоластике смысле. Поэтому, чтобы понять настоящий смысл этого труда, необходимо учитывать существенно новые научные и онтологические предпосылки, на которые опирался философ.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Глава II. Философия  Спинозы 

 

 

    Идейное развитие Спинозы началось и в  течение нескольких лет продолжалось в религиозном еврейском училище, где кроме религиозных текстов  изучались и произведения некоторых  еврейских философов-схоластиков. На будущего философа значительно повлиял своими философскими взглядами еврейский философ богослов и врач XII века Маймонид. Его взгляды базировались на пантеизме, т. е. более или менее последовательном отождествлении бога и природы.    

Философское учение Спинозы  можно рассматривать как высший этап превращения пантеизма в  материализм. Во многом этому сопутствовало  влияние на Спинозу крупнейших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т. Гоббс и Т. Бэкон.     

Не  могла не оказать влияния на Спинозу эпоха, в которой он жил. Это было время зарождения прогрессивных буржуазных отношений. Спиноза родился и провел всю жизнь в первой в мире буржуазной республике, и был свидетелем самой значительной буржуазной революции - английской. Благодаря самому большому в то время в мире флоту и новым производственным отношениям Голландия очень быстро стала самой богатой страной Европы. Экономический подъем сопровождался поразительным расцветом науки и искусства. Голландия того времени являлась центром передовой научной мысли. В XVII веке в Голландии жили и работали такие крупные ученые как Гюйгенс (математик, механик и оптик), Левенгук (биолог) и многие другие. Ученые и философы других стран стремились в Голландию, где существовала наибольшая в тех условиях свобода вероисповедания и были наилучшие возможности для научных исследований.     

В это время наибольшее развитие получили математика и механика, благодаря  открытиям Д. Бруно, Галилея, И. Кеплера. Развитие этих наук сказалось и на философии, основным направлением которой стал механистический рационализм.     

Одной из определяющих черт философии Спинозы  является принцип механического  детерминизма, который в его учении обуславливает абсолютно все  явления природы, включая человека. То есть, философ считает, что все  должно иметь причинное объяснение.     

Характерной особенностью изложения  философских проблем у Спинозы  являлось  его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств.  Он  стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в  его  время  геометрия. Он был уверен, что законы человеческого сознания те же что и законы природы, то есть был уверен в абсолютной и полной познаваемости мира. Эта уверенность реализуется у Спинозы в попытке вывести всю систему природы дедуктивно-рационалистическим путем.     

Главное отличие философской системы  Спинозы от большинства философских  учений XVII века - это ее этическая  направленность. Он считал, что философия  должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросы этики, Спиноза стремился определить место человека, как в природе, так и в обществе и государстве.     

Окончательный вид философской системы Б. Спинозы  приняло в главном труде его  жизни - "Этике". Название отражает этическую направленность книги. Основная цель сочинения — помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. Эту задачу Спиноза стремился решить философски обоснованным путем. Книга изложена геометрическим способом, в виде лемм, теорем и др.    

В своей работе "Этика" Спиноза  рассматривает три отдельных вопроса. Она начинается с метафизики, потом переходит к психологии аффектов и воли и, наконец, излагается этика, основанная на ранее изложенных метафизике и психологии. Метафизика Спинозы является видоизменением метафизики Декарта, психология же напоминает психологию Гоббса, но этика у него оригинальна и является самым ценным из того, что есть в книге. Спиноза, хотя он и не был лишен научных интересов и даже написал трактат о радуге, в основном интересовался религией и добродетелью. От Декарта и его современников он воспринял материалистическую и детерминистскую физику и пытался в этих рамках найти место для благоговения и жизни, посвященной Богу.

Глава III. Учение об аффектах

1. Общие понятия  об учении  

 

 

    На  основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов.

"Под  аффектами, — пишет Спиноза,  — я разумею, состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Если, таким образом, мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то под аффектом я разумею состояние активное, в противном случае — пассивное". В отличие от Декарта Спиноза применяет понятие "страсть души" только к тем аффектам, где идеи смутны, а аффективные состояния пассивны. Любая страсть - это аффект, но не всякий аффект является страстью.    

Бессилие  человека в борьбе со своими страстями  Спиноза называл рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое достигается путем их познания.    

Аффекты (от лат. affectus – душевное волнение) —  сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических  условиях при неспособности найти  выход из опасных и неожиданных  ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.1    

Учение  об аффектах включает вопросы: о происхождении  и природе аффектов (определение, классификация), о человеческом рабстве или о силе аффектов (оценка); о могуществе разума или о человеческой свободе (о борьбе с аффектами). Спиноза рассматривает аффекты как естественные проявления природы.

2. Действия и страсть  

 

 

    Спиноза начинает свое построение с  методологического требования, а  именно: аффекты должны рассматриваться  таким же образом, посредством рациональной науки, как и любые другие естественные явления. Основанием для этого является тот факт, что аффекты или эмоции - это естественные явления, неразрывно связанные со всей природой. Согласно его знаменитому выражению, человек  не есть "государство в государстве", скорее он полностью включен в  одно государство-природу. Нет такой  области, в которой человек обладает абсолютной властью или "свободой воли", нарушая универсальный  детерминизм естественного мира. Способность человека к глупости и пороку также не выходит за пределы  естественной науки:     

"В  природе нет ничего, что можно  было бы приписать ее недостатку, ибо природа всегда и везде  остается одной и той же; ее сила и могущество действия, т. е. законы и правила природы, по которым все происходит и изменяется из одних форм в другие, везде и всегда одни и те же, а следовательно, и способ познания природы вещей, каковы бы они ни были, должен быть один и тот же, а именно - это должно быть познанием из универсальных законов и правил природы... Таким образом, аффекты ненависти, гнева, зависти и т.д., рассматриваемые сами в себе, вытекают из той же необходимости и могущества природы, как и все остальные единичные вещи, и, следовательно, они имеют известные причины, через которые они могут быть поняты, и известные свойства, настолько же достойные нашего познания, как и свойства всякой другой вещи, в простом рассмотрении которой мы находим удовольствие. Итак, я буду трактовать о природе и силах аффектов и могуществе над ними души по тому же методу, следуя которому я трактовал в предыдущих частях о боге и душе, и буду рассматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах".2     

И все же было бы ошибкой принимать  методологическую редукцию Спинозы  за онтологическую редукцию. Так же как тела не являются линиями и  плоскостями, так и аффекты не есть геометрические сущности. "Универсальные  законы и правила природы" - это не законы геометрии; но законы геометрии, физики и психологии универсальны постольку, поскольку в основе нашего понимания их лежит некоторая общая умопостигаемость.     

Информация о работе Философия Спинозы