Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:12, реферат
Цель написания реферата - получение основного представления об учениях Спинозы.
В соответствии с поставленной целью определились следующие основные задачи:
- дать общую характеристику аспектов его философии
- показать глубину его методологических и психологических прозрений;
- получить общие понятия об учении
Эта программа унификация является методологическим мотивом для "геометрического", т.е. дедуктивного построения его теории аффектов. Так, он начинает с определений адекватных и неадекватных причин, действий и страстей и аффектов. Мы видели, что адекватная причина, адекватная идея и действие - это параллельные конструкции, так же как и неадекватная причина, неадекватная идея и страсть. Спиноза определяет адекватную причину через понятия действия (effect) ясной и отчетливой идеи.
Адекватность причины
должна пониматься онтологически, как
всецело конституированная по ее
действию или следствию. Частичное
конституирование следствия, таким
образом, свидетельствует о
В этом наиболее мрачном разделе
"Этики" Спиноза от своих определений
и начал переходит к разработке самих
действительных аффектов, устанавливая
баланс между теми, которые являются действиями,
и теми, которые являются страстями, и,
добиваясь этого путем исчисления аффектов,
или того, что можно охарактеризовать
как механику аффектов.
3. Аффекты
Спиноза, в отличие от Декарта и других предшествующих теоретиков аффекта, выделяет три "первичных аффекта". Поэтому его конструкция является наиболее экономной с точки зрения "исходных" аффектов. Он различает их как желание (Cupiditas), радость или удовольствие (Laetitia) и печаль или неудовольствие (Tristitia). Желание и есть conatus, а именно, сознание душой своего собственного стремления или усилия сохранить свое существование, выжить; но, очевидно, не просто сознание, а само стремление и его сознание. Поскольку это стремление связано с самой душой, Спиноза называет его волей (в действительности волей к жизни); поскольку оно связано с телом, оно называется увлечением (Appetite); но Спиноза говорит, что это одно и то же, а различие только в том, что желание есть влечение с осознанием его. Более того, он говорит, что желание есть самая сущность человека, "поскольку она представляется определенной к какому-либо действию каким-либо данным ее состоянием"; и, далее, "я разумею... под именем желания всякие стремления человека, побуждения, влечения и хотения, которые бывают различны сообразно с различными состояниями человека и нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться"5. Этот первый из исходных аффектов представляет особый случай, учитывая нашу предыдущую характеристику аффектов как динамики жизненной силы. Некоторые комментаторы видят в этом непоследовательность Спинозы. Ибо или желание есть сущность человека, или оно есть аффект, т. е. модификация этой сущности.
Отношение желания к двум другим первичным аффектам, радости и печали, также является систематическим и сложным. Цель Спинозы - не просто объяснить радость и печаль (или удовольствие и неудовольствие), но скорее зафиксировать их в качестве аффектов в пределах составного тела (и его души), действующего и претерпевающего. Желание и радость - это первичные аффекты, характеризующие способность к действию, или активные аффекты. Но в той мере, в какой желание, радость и печаль связаны с внешними объектами, наше знание о них, как мы видели, достигается через воображение; и в меру нашей зависимости, или зависимости наших представлений об этих аффектах, от того, что мы знаем только неадекватно, все такие аффекты являются страстями, а не действиями.
Спиноза, видимо, утверждает, что даже когда наша способность к действию возрастает (если это возрастание зависит от того, что является внешним для нас, или что не следует из одной нашей природы,- а именно, от того, что не полностью контролируется нашей собственной природой, или что проистекает из состояний тела, вызываемых в нас, хотя бы частично, внешними телами), то эти аффекты находятся "в рабстве" у данных внешних объектов. В отношении души это означает, что мы не можем иметь адекватных представлений, а только смутные идеи о том, что удовлетворяет наши желания или вызывает в нас радость (либо печаль). Это следует из того, что душа не может иметь независимое и адекватное представление о внешних телах, к которым относятся пассивные аффекты, а только идею о состояниях своего собственного тела порождаемых внешним телом, и воображение, которое помещает причину этих состояний в актуально существующем и присутствующем теле. Тем не менее, для Спинозы эта зависимость не просто негативная - таковой она является лишь в случае печали или неудовольствия -, но она может быть и позитивной, когда даже такие неадекватные причины могут усилить или увеличить нашу способность к действию, ибо иначе понятие радости или производных от нее аффектов (любви, надежды, доверия, самоудовлетворенности и т.д.) было бы бессмысленным в контексте пассивных эмоций.
Здесь имеется диалектическая трудность, которая заключается в том, что наша способность к действию предположительно вызывает наши действия, а не наши страсти, и потому усиливается ясными и отчетливыми или адекватными представлениями, которые мы имеем о причинах наших аффектов. Но в той мере, в какой эти аффекты пассивны (т. е. причина их, по крайней мере, частично, лежит во внешних телах, о которых мы не можем иметь адекватных представлений), они ограничивают нашу активность и являются, как говорит Спиноза, страстями. Но как страсти могут увеличивать нашу способность к действию? Очевидно, по теории Спинозы, не могут; и, тем не менее, аффект радости и производные от него по определению, непосредственно усиливают в нас способность к действию. Здесь Спиноза проявляет изобретательность, хотя я думаю, что она не достигает цели. Большинство страстей увеличивают нашу способность к действию в том смысле, что они противопоставлены другим страстям, которые уменьшают эту способность, и результирующим эффектом этой композиции сил является меньшее ослабление (благодаря такому относительному усилению) нашей способности к действию. Спиноза нигде не говорит этого; однако, по его теории, аффект может быть уничтожен или ограничен только более сильным и противоположным аффектом.6 Истинные идеи, говорит он, не могут изменить аффект лишь в силу своей истинности, а только в той мере, в какой эти идеи (добра и зла) рассматриваются как аффекты, т.е. только в той мере, в какой они подкрепляют усиление нашей способности к действию. Простое созерцание душой истинной идеи не является еще эффективной причиной на уровне аффектов; для этого необходимо, чтобы она была включена в нашу активность. То, что она предполагает в качестве добра, должно быть включено в нашу активность; то, что она предполагает в качестве добра, должно быть желаемо, т. е. быть объектом активного стремления; а то, что она предполагает как зло, должно стать объектом нашего противоположно направленного стремления. По словам Спинозы, добро - это просто имя, которое мы даем тому, что мы делаем или что в желаемом приносит нам радость либо усиливает нашу способность к действию.
Первичные аффекты, далее, характеризуют главные модусы человеческого действия и взаимодействия. Они образуют как бы внутреннюю психологическую жизнь человека благодаря своему отношению к другим вещам, необходимым для его существования. С этой точки зрения человек есть порождение потребностей и жизненной активности, служащей этим потребностям. Вся его психическая жизнь есть зеркало этой активности, или ее удвоение в сознании. Однако это не означает, что сознание отражает эти потребности, сознание скорее тождественно самим этим потребностям под атрибутом - мышления. Таким образом, мы имеем здесь иное выражение теории тождественности: не просто как идентичности души и тела, но в данном контексте как идентичности мысли и эмоции, мысли и радости, мысли и печали, мысли и желания. Радикальным следствием такой точки зрения является отвержение как механистической детерминации психических состояний телесными состояниями, так и психической детерминации телесных состояний.
Спиноза отвергает взаимодействие
души и тела в картезианском духе не потому,
что настаивает на автономии (так или иначе)
"параллельных" каузальных цепей,
а потому, что смотрит на эмоции как на
переменные в динамике жизненной активности
интегрированного организма. Кроме того,
это тождество важно и для теории терапии,
рассматривающей эмоции,- поскольку любой
терапевтический эффект должен включать
изменение жизненной активности индивида,
а не просто изменение психического состояния
либо состояния тела. Спинозовский анализ
эмоций - это не только способ понимания
эмоций, но и способ терапевтического
обращения с ними на основе этого понимания.
Эта нормативная конструкция уже содержится
в самих его определениях первичных аффектов
действия и страсти. Она, следовательно,
не просто анатомия эмоций или страстей,
но скорее руководство к усовершенствованию
жизни, поскольку наша жизненная активность
сама создается динамикой действия и страсти.
Заключение
Психология Спинозы — важный шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе с психологией Декарта они составляют рациональную линию в трактовке сознания.
По мнению Спинозы, свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, как обычно думают, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода противопоставляется не необходимости, а принуждению. Свобода как идеал человеческой жизни есть плод познания. Спиноза заканчивает «Этику» словами: «Если же путь, который я показал ... и кажется трудным, однако все же его можно найти». В понимании Спинозой свободы проявляются рационализм и созерцательность.