Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:22, реферат
Тема спорта интересна для меня, так как я сам занимаюсь футболом, теннисом, являюсь поклонником и других видов спорта, и поэтому рассмотрение спорта с философской точки зрения стало темой моего реферата. Понятие “спорт” включает в себя формы двигательной активности человека, которые часто называются также "занятиями физическими упражнениями", участие в спортивных соревнованиях. К спорту относятся и различные сферы нашей жизни: спортивный менеджмент, спортивная медицина. Во время Олимпиад останавливались войны, народ складывал оружие, чтобы не разгневать Богов.
Введение……………………………………………………………………3
Гл.1 Спорт как вид деятельности…………………………………….5
Гл.2 Структура и принципы спортивной деятельности…………....7
Спорт и этика………………………………………………..10
Теоретические аспекты высших достижений…………….12
Проблема массового спорта………………………………..13
Гл.3 Самореализация личности в спорте…………………………..17
Коммерционализация и профессионализация спорта…….19
Спорт как профессия: противоречие с изначальным смыслом……………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..23
Библиографический список………………..……….……………………25
Интересно, что основатели современного олимпийского движения были вынуждены признать многочисленные случаи мошенничества и неспортивного поведения со стороны атлетов. В том числе и в связи с этим в 1920 году на Олимпийских играх в Антверпене впервые была введена Олимпийская клятва спортсменов .
С ростом популярности спорта в мире всё труднее стало следовать основному олимпийскому принципу строгого любительского статуса спортсменов. По мере увеличения ставок атлеты стали повсеместно скрывать свой истинный профессиональный статус или продолжать карьеру как профессионалы. Инфраструктура спорта высших достижений, воспитание атлета мирового класса, освещение главных спортивных форумов в СМИ — всё это требует значительных капиталовложений и противоречит понятию спортсмена «любителя»[4]5.
К середине XX века проявилось диалектическое противостояние спорта и «честной игры». С одной стороны античное идеалистическое представление о спортсмене, совершенствующем себя как личность. С другой — циничный подход к спорту: победа любой ценой, используя обман, допинг и предвзятое судейство[4]. Современное постиндустриальное общество всё реже ассоциирует спорт с игрой и развлечением. Наоборот, в общественном сознании спорт ассоциируется с бизнесом.
Несмотря на глубокие противоречия идеи фэйр плей, большинство специалистов не видит ей альтернативы. Без свода этических законов спорт теряет свой смысл и привлекательность.
Примером истинно спортивного поведения стал поступок капитана сборной СССР по футболу Игоря Нетто. В матче группового турнира чемпионата мира 1962 года сборная СССР встречалась со сборной Уругвая. Нетто обратил внимание судьи на то, что забитый советской командой мяч влетел в ворота уругвайцев через дырку в сетке, сбоку от штанги, и не должен быть засчитан. Судья отменил взятие ворот (хотя команда СССР все же выиграла этот матч).
Первым спортсменом, награждённым за честную игру, стал итальянский бобслеист Эудженио Монти, который собственными руками несколько раз помогал выигрывать олимпийское золото своим соперникам [4]6. То есть он своими немного, кажется, странными поступками опровергает высказывание Рональда Рейгана: ”Спорт — это выражение ненависти друг к друг. Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт — наиболее близкая к войне область человеческой деятельности”-, которое очень субъективно, но тем не менее также, как и остальные высказывания имеет право на существование. Так сказать у каждого своя правда.
Теоретические аспекты высших достижений
На основании того, что в спортивной деятельности объект и субъект составляют как бы единое целое из источника [5], а также того, что в ходе соревнований наблюдается не угрожающее жизни спортсменов взаимодействие (исключая несчастные случаи) между соперниками, можно предположить следующее. Настрой каждого спортсмена на победу предполагает улучшения внутреннего состояния, обеспечивающую перестройку функциональных возможностей организма. В процессе спортивной тренировки возникает ступень для достижения победы, которая включает в себя: постановка цели, подбор средств, достижение цели, постановка новой на основе имеющихся ресурсов и планирования развития. Однако в спорте средством и объектом достижения результата в большей степени, нежели в других видах деятельности, является сам субъект, то есть спортсмен. Следовательно, отсутствие разделения на "внутреннее" и "внешнее" в физической активности человека имеет непосредственную практическую значимость. Спортсмен исследует собственный организм, получая знания о различных аспектах его функционирования и возможности развития физических и психологических качеств.
Мотивация спортсмена соответствует ценностям спорта, как явления лишь в том случае, когда возможно его включение в деятельность без появления так называемого "расщепления" или "двойной морали", то есть спортсмен должен быть полностью верен законам олимпизма и занимаясь спортом должен сосредотачиваться только на нём. Любое несоответствие или расхождение требует усилий по корректировке - внешне (декларируемые принципы выдаются за истинные) или внутренне (подстройка системы ценностей спортсмена к принятой в данном виде деятельности). Из-за ограниченности приспособительных ресурсов человека в каждый конкретный момент он не может полностью сосредоточиться на выполнении основной задачи, что отражается на результатах. Хотя это не главное, если судить только о результативности, но может быть выявлено при комплексном анализе действий и высказываний спортсмена.
Повышение вознаграждения спортсмену может заметно снижать его спортивные показатели. В качестве примера можно привести нигерийского футболиста Самуэля Это’О. Летом 2011 года, он приехал играть за рекордный контракт (больше него не зарабатывает ни один футболист в мире) в Россию из Италии, где был одним из лучших в своем амплуа – нападающий. Однако, его показатели в России существенно снизились, можно предположить, что Это’О, получив огромные деньги, снизил требования к себе, что и привело к плачевному результату.
Проблема массового спорта
Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.
Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.
Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.
Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.
Однако, граница между массовым спортом и спортом высших достижений постепенно размывается. Все чаще и чаще в массовом спорте обнаруживаются признаки, характерные больше для профессионального уровня. Так, стипендия присуждаемая "любителям" часто превышает зарплаты "профессионалов". Всё дело в том, что спорт — это большой бизнес, и он стремится сделать так, чтобы в конкурсах соревновались лучшие. Нередко создаются условия, чтобы в состязании, в принципе предназначенном для любителей, могли принять участие специалисты. Примером могут служить Олимпийские игры в Атланте, на которых сборная США по баскетболу, известная также как Dream Team, была целиком укомплектована звездами из профессиональной лиги NBA.
Профессиональный спорт помогает продвигать моду на здоровый образ жизни в массы. В первую очередь это популяризирует активный отдых, который дарит не только удовольствие, но ещё и очень эффективно восстанавливает силы. Перечень таких мероприятий очень велик: гимнастика, фитнес-упражнения, подвижные игры, плавание, ходьба, закаливаение и туристические походы. Сюда же можно отнести работу на своем земельном участке и все прочие физические работы, которыми мы занимаемся как хобби.
Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.
В отличии от Спорта высших достижений у Массового спорта существует ряд проблем.
Проблемы массового спорта хорошо известны каждому из нас, но мало изученны с точки зрения современного подхода к ведению дел. Это целый комплекс явлений: недостаток бюджета, финансирования и отсутствие интересов со стороны спонсоров, низкая посещаемость мероприятий и недостаточная поддержка со стороны СМИ, плохая техническая база и стремление предприятий избавляться от социальных объектов, отсутствие профессиональных менеджеров и крайне низкая оплата их труда.
Проблем столько, что многие руководители традиционных спортивных организаций попросту опустили руки.
Я нашел интернет-конференцию по теме “Проблемы развития массового спорта”. Было много не нужного текста от людей с высокой должностью, много слов, но это лишь слова. Мое мнение: чтобы поддерживать давние традиции российского спорта на высоком уровне, необходимо иметь современные и функциональные спортивные школы, площадки, стадионы, которые не строятся или строятся очень долго.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства. Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Как показала практика, обычно в “нефизкультурных” вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов ( Эту информацию я прочитал в одном из спортивных интернет источников). Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.
Я уверен, что даже среди работников по физической культуре и спорту, тренерского состава уже много лет спорт высших достижений имеет приоритет перед массовым спортом. Любыми путями работники спорта рвутся в сферу элитного спорта. Престиж, финансовое обеспечение, зарубежные поездки, почетные звания и, наконец, правительственные награды — все это атрибуты спорта высших достижений. Массовый спорт в течение многих лет подвергался только критике. Среди студентов физкультурных учебных заведений резко упал престиж профессии учителя физической культуры. Зачем идти в учителя, когда лучше в тренеры. Пусть в школу идет тот, кто ничего не может в спорте.
Конечно, это не все проблемы и не все пути решения данных проблем, а лишь часть. Часть моих представлений и считаю: в данной проблеме я прав.
Глава 3. Самореализация личности в спорте
Способы проявления творческих способностей в спорте требуют расшифровки, потому что существующие на этот счет мнения неоднозначны. Если рассматривать спортивную деятельность только в аспекте физического развития и совершенствования, считая ее целью достижение максимальных результатов, она приобретает односторонний характер. Развитие ее участника ставится в зависимость от генетически предопределенных границ физических способностей, то есть оказывается конечным.
Однако генетические факторы перестают быть предельными в случае, когда развитие личности идет по нескольким направлениям. Достигнув определенного уровня развития одной из способностей, человек отдает приоритет работе над другой, причем использует достигнутое как основу, способствующую реализации новой задачи [5]7. Тогда развитие идет не по двумерной кривой (с неизменным застойным участком, существование которого четко показано в теории спорта), а по восходящей спирали, захватывающей несколько плоскостей. В упрощенном виде, относящемся лишь к физическим качествам, подобный подход реализуется через так называемую периодизацию тренировок. Например, боевые искусства Востока содержат несколько более сложный вариант, в котором чередуются периоды усиленного культивирования морально-этических, физических и психо-эмоциональных качеств. О необходимости всестороннего развития спортсмена сейчас говорят очень много.
Как подчеркивают многие авторы, спорт представляет собой деятельность, в которой возможен широкий спектр выявления духовных и физических
Спортивная деятельность представляет собой один из немногих путей, где человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов. Спорт является великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей, обеспечивающей реализацию своих способностей, дальнейших жизненных перспектив: личностной, материальной, образовательной. Это деятельность, обладающая высочайшей мотивацией, четкими критериями оценки результатов, требующая высокой активности от человека, она связана с большим физическим и психическим напряжением, необходимостью преодолевать не только сопротивление сильного соперника, но и собственные недостатки. Спорт более разносторонне формирует адаптационные возможности человека в самом широком смысле [3]8.