Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:22, реферат
Тема спорта интересна для меня, так как я сам занимаюсь футболом, теннисом, являюсь поклонником и других видов спорта, и поэтому рассмотрение спорта с философской точки зрения стало темой моего реферата. Понятие “спорт” включает в себя формы двигательной активности человека, которые часто называются также "занятиями физическими упражнениями", участие в спортивных соревнованиях. К спорту относятся и различные сферы нашей жизни: спортивный менеджмент, спортивная медицина. Во время Олимпиад останавливались войны, народ складывал оружие, чтобы не разгневать Богов.
Введение……………………………………………………………………3
Гл.1 Спорт как вид деятельности…………………………………….5
Гл.2 Структура и принципы спортивной деятельности…………....7
Спорт и этика………………………………………………..10
Теоретические аспекты высших достижений…………….12
Проблема массового спорта………………………………..13
Гл.3 Самореализация личности в спорте…………………………..17
Коммерционализация и профессионализация спорта…….19
Спорт как профессия: противоречие с изначальным смыслом……………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..23
Библиографический список………………..……….……………………25
Акцент современной спортивной деятельности переносится с интересов человека на технический результат, на победу, а спортсмен и сами соревнования становятся в общем лишь необходимым или удобным средством ее добывания. Суть дела, во многом, заключается в системе жесткого селективного отбора, в крайней, порой запредельной интенсификации подготовки, в психологической «накачке», в биологических, далеко не всегда безопасных, методах функционального стимулирования, в способах и формах материального соблазна, которые в совокупности дают возможности заинтересованным лицам и учреждениям «выжимать» результаты. Размывается, затушевывается, утрачивается видение спорта как явления культуры, притом явления, выполняющего в наше время системообразующую функцию, поскольку спорт стал областью самоактуализации, саморазвития человека, областью творческой деятельности и достижений общественного значения
Коммерционализация и профессионализация спорта
Для начала поставим вопрос такой стороной: Спорт - хобби или профессия? Согласно словарю, хобби — это увлечение человека, то, чем он любит заниматься в свободное время и то, что приносит ему удовольствие.
Спорт является видом физической культуры, социальной сознательной и добровольной человеческой деятельностью, основные цели которой следующие: получение удовольствия, достижение личных результатов и демонстрация этих результатов. Если отталкиваться от этого, к спорту можно применить сразу оба определения: это и хобби, потому что это некое развлечение, приносящее удовольствие, и в то же время, если эта забава может перерасти в профессиональное занятие, которое собирает стадионы и которое показывают по телевизору миллионам телезрителей.
Спорт, будучи одним
из проявлений человеческой деятельности,
может стать и становится для
определенного круга людей
Очень часто профессионализм в спорте жестко связывают с коммерческой направленностью, приобретшей в настоящее время угрожающие масштабы. Возникло также выражение "профессионально-коммерческий спорт". Однако неравнозначность этих понятий вытекает из рассмотрения мотивации спортсменов и других участников спортивной деятельности. Хотя профессионализм подразумевает получение средств для жизни за счет основного занятия, но нельзя говорить о том, что люди идут в спорт ради прибыли.. Наоборот, возможность получения дохода за счет спортивной деятельности определяется склонностью к ней и наличием соответствующих качеств, как наследственных (генетических), так и благоприобретенных. Карьера у хороших спортсменов начинается в очень раннем детстве, и я не думаю, что кто-то в 6-8 лет задумывается о финансовой стороне.
В конце 80-х на
международной конференции в
Москве прозвучало мнение о
том, что придется потратить
немало усилий в борьбе с
такими явлениями в спорте, как
коммерциализация и
Ориентация
на финансовые стороны сводит спорт
лишь к разновидности
Таким образом, профессионал в спорте есть участник спортивной деятельности, для которого данная деятельность является оптимальным способом реализации творческого потенциала, и который, следовательно, может сознательно сделать ее основным занятием.
Спорт как профессия: противоречие с изначальным смыслом.
Говоря о самореализации, невозможно обойти проблему, возникающую при превращении спорта в профессию.
Конечно, несмотря на то, что профессиональный спорт требует усилий и провоцирует возникновение ситуации, представляющие потенциальную или реальную угрозу для жизни и здоровья игрока, он считается приятным занятием. Высокая мотивация при выполнении физических упражнений снимает проблему физического и психологического дискомфорта, спортсмен стремится к лучшим результатам и получает от процесса удовольствие. С этой точки зрения, спорт можно рассматривать как любимую профессию, являющуюся одновременно и хобби.
Но дело в том, что профессиональная спортивная деятельность в значительной степени подчиняется закономерностям, характерным для других областей, где происходит производство каких-либо ценностей. Спортсмен, вовлеченный в "производство" результатов, зрелища, становится зависимым от внешних проявлений своей деятельности. Неудача может привести к последствиям, от которых, как было отмечено раньше, стремились уйти при выделении спорта как самостоятельного явления: потере социального статуса, нарушениям жизнедеятельности вплоть до лишения жизни, глубокому психологическому кризису. Более того, реализация возможностей человека искусственно втягивает в заданные извне рамки, выход за которые пресекается различными способами - от психологического давления до прямого физического воздействия.
Такая ситуация наблюдается практически во всех сферах жизни общества: изменения, первоначально направленные во благо человека, таинственным образом превращаются в препятствия на пути его развития. Создается впечатление, будто на поверхность выходят следствия каких-то глубинных, заложенных в самой природе человека факторов. Я думаю, что любое знание может быть использовано двояко, силовые методы порождают аналогичное по силе противодействие, а изменение структуры общества дает выход тем или другим разрушительным тенденциям. И спорт не является исключением. Идеал гармоничного развития вследствие упора на результат как единственную цель подменен культом силы и подавления. Делаю вывод: вместо пропаганды здорового образа жизни спортивное зрелище пропагандирует жестокость и бездуховность. В этом и заключается противоречивый смысл спорта как профессии.
Заключение
Лично для меня интересны и, можно сказать, авторитетны рассуждения, которые предлагает Морган У. в своем обзоре [5]9. Любопытно: философия спорта — относительно недавнее изобретение, появившееся на интеллектуальной сцене Северной Америки, месте ее рождения, лишь в середине-конце 1960-х годов. Если традиционное физическое воспитание основывалось исключительно на медицинских и педагогических исследованиях физической активности и спорта, то новая, зарождавшаяся область спортивных исследований преследовала более амбициозные интеллектуальные цели, дополняя традиционные медицинские и педагогические исследования философскими, историческими и социологическими. Это оттеснение науки и педагогики как основных направлений работы сделало возможным изучение культурных и исторических контекстов спорта [5].
Отсюда становится понятно, что философия слишком долго пренебрегала спортом. Хотя в философии существовала сложившаяся традиция рассмотрения форм жизни, имеющих большое значение для общества и людей (философия религии, искусства, науки и образования), спорт, несмотря на свое влияние на такие разные культуры, как культура Древней Греции и современной Америки, так и не удостоился серьезного философского внимания. И, считаю, напрасно. Объясню: спорт как специфический вид человеческой деятельности объединяет в себе различные аспекты человеческого бытия и потому должен рассматриваться в единстве духовного и телесного. Основная его цель - совершенствование человека через гармонию физического и нравственного развития.
Соревновательная деятельность должна служить демонстрации возможностей гармонично развитого человеческого организма
Современная теория спорта лишь начинает нащупывать подходы к объединению внешнего и внутреннего, уже сотни лет назад разработанные в школах боевых искусств. Необходим более глубокий философский анализ данной проблемы без попыток свести многообразие проявлений человеческой телесности к одному или нескольким факторам, взятым в отрыве от целого.
На мой взгляд, развитие философского осмысления спорта позволит понять истинное предназначение спорта, отношения общества к спорту и спортсменам, Олимпийскому движению.
Библиографический список:
1. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры
человека. М.: ГЦИФК, 1992 - 120 с.
2. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиница, 1989 - 110 с.
3.Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных
связях(словарь-справочник).М.:
4. Егоров А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен. //В сб.: Ценности спорта и пути его гуманизации. Выпуск 2. М.: Гуманитарный центр СпАрт, 1996, с. 43-48
5. Морган У. Философия спорта. Исторический концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. – М.: РГГУ, 2006. – 147-159.
1 2. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиница, 1989 - 110 с.
1. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры
человека. М.: ГЦИФК, 1992 - 120 с.
2 3.Психология спорта в терминах, понятиях,
междисциплинарных связях(словарь-справочник).М.:
1. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры
человека. М.: ГЦИФК, 1992 - 120 с.
3 3.Психология спорта в терминах, понятиях,
междисциплинарных связях(словарь-справочник).М.:
5. Морган У. Философия спорта. Исторический концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. – М.: РГГУ, 2006. – 147-159.
4 4. Егоров А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен. //В сб.: Ценности спорта и пути его гуманизации. Выпуск 2. М.: Гуманитарный центр СпАрт, 1996, с. 43-48
2. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиница, 1989 - 110 с.
5 4. Егоров А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен. //В сб.: Ценности спорта и пути его гуманизации. Выпуск 2. М.: Гуманитарный центр СпАрт, 1996, с. 43-48
6 4. Егоров А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен. //В сб.: Ценности спорта и пути его гуманизации. Выпуск 2. М.: Гуманитарный центр СпАрт, 1996, с. 43-48
5. Морган У. Философия спорта. Исторический концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. – М.: РГГУ, 2006. – 147-159.
7 5. Морган У. Философия спорта. Исторический концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. – М.: РГГУ, 2006. – 147-159.
8 3.Психология спорта в терминах, понятиях,
междисциплинарных связях(словарь-справочник).М.:
9 5. Морган У. Философия спорта. Исторический концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. – М.: РГГУ, 2006. – 147-159.