Философия средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Однако после того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания.

Содержание работы

1. Общая характеристика эпохи Средневековья.
2. Особенности средневековой философии. «Бог и человек» - центральная проблема.
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Августин, Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф. Аквинский, У. Оккам и др. (одного по выбору).

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 27.97 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральский  государственный экономический  университет

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Философия»

 

 

 

По теме: «Философия средневековья»

 

Исполнитель: студент II курса заочного факультета

специальности «ТТД»

Сабиров А. В.

 

Домашний адрес: г. Нижняя Салда,

ул. Строителей, д. 6, кв. 8

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

План

1. Общая  характеристика эпохи Средневековья.

2. Особенности  средневековой философии. «Бог  и человек» - центральная проблема.

3. Основные философские течения  (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Августин, Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф. Аквинский, У. Оккам и др. (одного по выбору).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика эпохи Средневековья

Сформировавшись в классическую эпоху  античности как регулятор всех форм духовного освоения действительности, философия успешно выполняла  функции трансляции, хранения и умножения  теоретического знания в последующее тысячелетие.

 

Однако после того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия  подверглась переработке. Осуществляя  грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого  и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая  формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные  направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную  систему знания. В ее основание  были заложены евангельская и апостольская идеология в органическом синтезе  с греческой по преимуществу рационалистической философией.

 

В процессе переработки античного  духовного наследия отцы церкви почти  не тронули многие концептуальные допущения  античной философии, нормы познавательного  отношения к миру, понятия знания и ценностной окраски познавательной деятельности. Не только теология влияла на средневековую философию, но и  философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую  словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.

 

Религиозное и светское, мистическое  и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков  может быть условно разделено  на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь  патристика весьма условно может  делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (XI-XII вв.) и поздний (XIII-XIV вв.) периоды; в схоластике можно также  условно выделить рационалистическое и мистическое направления.

Характерные черты средневековой философии:

теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;

креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;

провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;

эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;

сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;

теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;

экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности средневековой философии. «Бог и  человек» - центральная проблема

Средневековье занимает длительный отрезок  истории Европы от распада Римской  империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской

 

традициях. Второй источник - Священное  писание, повернувший эту философию  в русло христианства. Идеалистическая  ориентация большинства философских  систем средневековья диктовалась  основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о  творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной  властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение

 

 

 

(провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его  действия). В средневековой философии  можно выделить, как минимум, два  этапа ее становления - патристику  и схоластику, четкую границу  между которыми провести довольно  трудно. На вопрос, что такое человек,  средневековые мыслители давали  не менее многочисленные и  разнообразные ответы, чем философы  античности или нового времени.

Однако две предпосылки этих ответов, как правило, оставались общими. Первая – это библейское определение  сущности человека как «образа и  подобия божьего» - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая – разработанное  Платоном, Аристотелем и их последователями  понимание человека как «разумного животного». Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили  такие примерно вопросы: чего в человеке больше - разумного начала или начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое жизнь (животность)? Главное же определение человека как «образа и подобия бога» тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют сущность человеческой природы - ведь ясно, что человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.

 

 Первое, что отличает антропологию  уже самих ранних христианских  философов от античной, языческой, - это крайне двойственная оценка  человека. Человек не только занимает  отныне первое место во всей  природе как ее царь - в этом  смысле человека высоко ставили  и некоторые греческие философы, - но и в качестве образа  и подобия бога он выходит  за пределы природы вообще, становится  как бы над нею (ведь бог  трансцендентен, запределен сотворенному  им миру). И в этом существенное  отличие от античной антропологии, две основные тенденции которой - платонизм и аристотелизм - не выносят человека из системы других существ, в сущности, даже не дают ему абсолютного первенства ни в одной системе. Для платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лишь его разумную душу, он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице - иерархии разумных существ - душ, демонов, богов, разнообразных умов разной степени "чистоты" и т.д. Для Аристотеля человек прежде всего животное, то есть живое тело, наделенное душой, - только у людей, в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна. Для средневековых же философов, начиная с самых ранних, между человеком и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек - пришелец из другого мира (который можно назвать "небесным царством", "духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное он сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек - царь природы, венец творения и т.п. Но как понимать тезис, что человек - образ и подобие бога? Какие из божественных свойств составляют сущность человека? Вот как отвечает на этот вопрос один из отцов церкви - Григорий Нисский. Бог - прежде всего царь и владыка всего сущного. Решив создать человека, он должен был сделать его царем над всеми животными. А царю необходимы две вещи: во-первых, это свобода (если царь лишен свободы, то какой же это царь?), во-вторых, чтобы было над кем царствовать.

 И Бог наделяет человека  разумом и свободной волей,  то есть способностью рассуждения  и различения добра и зла:  это и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того, чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящим из телесных вещей и существ, Бог дает ему тело и животную душу - как связующее звено с природой, над которой он призван царствовать. 3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающийся философ Фома Аквинский. Средневековая философия - длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией (VII - начало

XV вв. н.э.). В европейской истории  философии указанный период обычно  называют эпохой схоластики, когда  и происходит систематическая  разработка христианской философии  в условиях прерывании линии  античной традиции и искоренения  инакомыслия, поскольку процесс  философствования находился под  неусыпным контролем со стороны  института церкви. Наука и философия  были провозглашены "служанками" теологии. Перед философией ставилась  троякая задача - с помощью разума  проникнуть в истины веры и  тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин.

Основные  философские течения (патристика и  схоластика, реализм и номинализм)

Патристика - (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв которых принято назывть "святыми отцами (и учителями) церкви".

Схоластика - (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века

Номинализм - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв получил особое развитие в XIV-XV вв.

Реализм (от ср век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания

 

 

 

 

 

 

 

Пьер  Абеляр

Абеляр Пьер Пале - французский  философ, теолог, поэт. Развил учение, названное  впоследствии концептуализмом. Разрабатывал схоластическую диалектику (сочинение "Да и нет"). Рационалистическая направленность Абеляра ("понимаю, чтобы  верить") вызвала протест ортодоксальных церковных кругов: учение Абеляра  было осуждено соборами 1121 и 1140 годов. Трагическая история любви Абеляра  к Элоизе описана в автобиографии "История моих бедствий".

Родился в окрестностях Нанта в  благородной семье. Избрав карьеру  ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата.

Абеляр добрался до Парижа и стал там учеником католического богослова  и философа Гильома из Шампо. Абеляр начал открыто и смело выступать  против философской концепции своего учителя и вызвал этим большое  недовольство с его стороны. Абеляр не только покинул кафедральную школу, но и решил открыть свою собственную.

Школа была открыта, и лекции нового магистра привлекли сразу же много  учеников. В Париже, как и в  других городах Северо-Восточной  Франции, шла упорная борьба между  представителями различных философских  школ. В средневековой философии  сложились два основных направления - реализм и номинализм.

Родоначальником средневекового номинализма  был Росцелин, учитель Абеляра, а  современный Росцелину реализм  представлял Ансельм, архиепископ  Кентерберийский, ученый наставник  богослова Ансельма Ланского, ближайшим  учеником которого являлся философский  враг Абеляра - Гильом из Шампо.

Доказывая "реальность" существования  объектов веры, средневековый реализм  отвечал интересам католической церкви и находил с ее стороны полную поддержку.

Учению реалистов номиналисты  противопоставили учение о том, что  все общие понятия и идеи (универсалии) - есть лишь наименования ("nomia" - "имена") вещей, существующих действительно  и предшествующих понятиям. Отрицание  номиналистами независимого существования  общих понятий несомненно расчищало  почву для стремления к эмпирическим знаниям.

Церковь сразу же усмотрела опасность  в учении номиналистов и на одном  из церковных соборов (в Суассоне, в 1092 году) предала их взгляды анафеме.

Возвратившись в 1113 году из Лана в  Париж, Абеляр возобновил чтение лекции по философии..

В 1118 году он был приглашен учителем в частный дом, где стал любовником своей ученицы Элоизы. Абеляр перевез  Элоизу в Бретань, где она родила сына. Затем она возвратилась в  Париж и вступила в брак с Абеляром. Это событие, должно было оставаться в тайне. Фульбер - опекун дувушки  стал повсюду рассказывать о заключенном  браке и Абеляр вновь увез Элоизу в женский монастырь Аржантейль. Фульбер решил, что Абеляр насильно постриг Элоизу в монахини и, подкупив наемных людей, приказал оскопить Абеляра.

Информация о работе Философия средневековья