Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:15, контрольная работа
Однако после того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания.
1. Общая характеристика эпохи Средневековья.
2. Особенности средневековой философии. «Бог и человек» - центральная проблема.
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Августин, Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф. Аквинский, У. Оккам и др. (одного по выбору).
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Контрольная работа
По дисциплине: «Философия»
По теме: «Философия средневековья»
Исполнитель: студент II курса заочного факультета
специальности «ТТД»
Сабиров А. В.
Домашний адрес: г. Нижняя Салда,
ул. Строителей, д. 6, кв. 8
Екатеринбург 2012
План
1. Общая
характеристика эпохи
2. Особенности средневековой философии. «Бог и человек» - центральная проблема.
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: Августин, Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф. Аквинский, У. Оккам и др. (одного по выбору).
Общая характеристика эпохи Средневековья
Сформировавшись в классическую эпоху античности как регулятор всех форм духовного освоения действительности, философия успешно выполняла функции трансляции, хранения и умножения теоретического знания в последующее тысячелетие.
Однако после того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания. В ее основание были заложены евангельская и апостольская идеология в органическом синтезе с греческой по преимуществу рационалистической философией.
В процессе переработки античного духовного наследия отцы церкви почти не тронули многие концептуальные допущения античной философии, нормы познавательного отношения к миру, понятия знания и ценностной окраски познавательной деятельности. Не только теология влияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.
Религиозное и светское, мистическое и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь патристика весьма условно может делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (XI-XII вв.) и поздний (XIII-XIV вв.) периоды; в схоластике можно также условно выделить рационалистическое и мистическое направления.
Характерные черты средневековой философии:
теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;
креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;
сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;
теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;
экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
Особенности средневековой философии. «Бог и человек» - центральная проблема
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской
традициях. Второй источник - Священное
писание, повернувший эту философию
в русло христианства. Идеалистическая
ориентация большинства философских
систем средневековья диктовалась
основными догматами
(провидение - в религиозных представлениях:
Бог, высшее существо или его
действия). В средневековой философии
можно выделить, как минимум, два
этапа ее становления - патристику
и схоластику, четкую границу
между которыми провести
Однако две предпосылки этих ответов, как правило, оставались общими. Первая – это библейское определение сущности человека как «образа и подобия божьего» - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая – разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как «разумного животного». Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили такие примерно вопросы: чего в человеке больше - разумного начала или начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое жизнь (животность)? Главное же определение человека как «образа и подобия бога» тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют сущность человеческой природы - ведь ясно, что человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.
Первое, что отличает антропологию
уже самих ранних христианских
философов от античной, языческой,
- это крайне двойственная
И Бог наделяет человека
разумом и свободной волей,
то есть способностью
XV вв. н.э.). В европейской истории
философии указанный период
Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм)
Патристика - (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв которых принято назывть "святыми отцами (и учителями) церкви".
Схоластика - (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века
Номинализм - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв получил особое развитие в XIV-XV вв.
Реализм (от ср век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания
Пьер Абеляр
Абеляр Пьер Пале - французский
философ, теолог, поэт. Развил учение, названное
впоследствии концептуализмом. Разрабатывал
схоластическую диалектику (сочинение
"Да и нет"). Рационалистическая
направленность Абеляра ("понимаю, чтобы
верить") вызвала протест ортодоксальных
церковных кругов: учение Абеляра
было осуждено соборами 1121 и 1140 годов.
Трагическая история любви
Родился в окрестностях Нанта в благородной семье. Избрав карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата.
Абеляр добрался до Парижа и стал
там учеником католического богослова
и философа Гильома из Шампо. Абеляр
начал открыто и смело
Школа была открыта, и лекции нового
магистра привлекли сразу же много
учеников. В Париже, как и в
других городах Северо-Восточной
Франции, шла упорная борьба между
представителями различных
Родоначальником средневекового номинализма был Росцелин, учитель Абеляра, а современный Росцелину реализм представлял Ансельм, архиепископ Кентерберийский, ученый наставник богослова Ансельма Ланского, ближайшим учеником которого являлся философский враг Абеляра - Гильом из Шампо.
Доказывая "реальность" существования объектов веры, средневековый реализм отвечал интересам католической церкви и находил с ее стороны полную поддержку.
Учению реалистов номиналисты противопоставили учение о том, что все общие понятия и идеи (универсалии) - есть лишь наименования ("nomia" - "имена") вещей, существующих действительно и предшествующих понятиям. Отрицание номиналистами независимого существования общих понятий несомненно расчищало почву для стремления к эмпирическим знаниям.
Церковь сразу же усмотрела опасность в учении номиналистов и на одном из церковных соборов (в Суассоне, в 1092 году) предала их взгляды анафеме.
Возвратившись в 1113 году из Лана в Париж, Абеляр возобновил чтение лекции по философии..
В 1118 году он был приглашен учителем
в частный дом, где стал любовником
своей ученицы Элоизы. Абеляр перевез
Элоизу в Бретань, где она родила
сына. Затем она возвратилась в
Париж и вступила в брак с Абеляром.
Это событие, должно было оставаться
в тайне. Фульбер - опекун дувушки
стал повсюду рассказывать о заключенном
браке и Абеляр вновь увез Элоизу
в женский монастырь