Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 20:41, курсовая работа
Крупнейший философ европейского Средневековья, создавший систему,
вобравшую в себя все достижения схоластики, - Фома Аквинский (1225 -1274).
Философия Фомы Аквинского представляет собой предельную систематизацию
христианского аристотелизма с целью установить гармонию веры и разума.
Осуществление этой цели мы находим в основных сочинениях - «Сумма теологии»
и «Сумма против язычников». У Фомы Аквинского первая философия, или
метафизика, направлена на познание Бога как конечной духовной цели, а также
как всеобщей, необходимой, личной и действующей причины, осуществляющей
свою работу в природе и мире человека посредством «вторичных причин».
Средневековая философия рассматривала закон не как необходимую связь между
явлениями материального мира, а как проявление божественной воли.
1. ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 3
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ: ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ;
ВЕРА И РАЗУМ; ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ; ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ 6
3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 13
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
философии. Однако на каждом конкретно-историческом этапе истории эта борьба
имела свои особенности. В период становления христианской апологетики она
велась по вопросам отношения к античной культуре вообще и к античной
философии, как теоретическому выражению этой культуры, в частности;
Представители антиинтеллектуализма заняли по отношению к античной культуре
отрицательную позицию. Они стремились опорочить ее в глазах своих
приверженцев как ложные, противоречивые по своей природе воззрения,
уводящие людей от их подлинного назначения - «спасения своей души».
Негативная позиция антиинтеллектуализма по отношению к античной
культуре отчасти объяснялась и тем, что в христианских общинах на первом
этапе абсолютное большинство составляли неграмотные, малообразованные люди.
Положение о том, что возвещенная в христианстве истина - полная и
окончательная, достаточная для решения всех проблем человеческого
существования в известной мере удовлетворяла его приверженцев и
обеспечивала функционирование христианства в обществе. Однако идеологи
христианства постоянно стремились к расширению социальной базы новой
религии. Они хотели склонить на свою сторону образованные слои римского
общества: патрициев, интеллигенцию. Решение этой задачи требовало изменения
политики по отношению к античной культуре, перехода от конфронтации к
ассимиляции.
Представители
средства воздействия не следует отбрасывать в сторону, а тем более
оставлять в руках врагов. Их необходимо поставить на службу христианству.
Как отмечает В. В, Соколов, уже у Юстина наметилась примирительная линия по
отношению к эллинистической философии (см.: Соколов В. В. Средневековая
философия. -М., 1979. -С. 40).
Ориентация на приобщение к античной культуре свое высшее выражение
находит в разработанной Августином теории о гармонии веры и разума.
Августин выступает с требованием признания двух путей приобщения людей к
религии: понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и
философии) и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви,
эмоций и чувств). Но эти пути, с его точки зрения, неравноценны. Августин
отдает бесспорный приоритет нерациональным средствам. «Не учением
человеческим, а внутренним светом, а также силой высочайшей любви мог
Христос обратить людей к спасительной вере». Согласно воззрениям Августина,
религиозная вера не предполагает рационального обоснования в том смысле,
что для принятия тех или иных положений религии необходимо обязательно
знать, понимать, располагать доказательствами. В сфере религиозной жизни
следует просто верить, не требуя никаких доказательств.
Вместе с тем, Августин отчетливо сознает ту важную роль, которую
играют рациональные средства воздействия. Поэтому он считает необходимым
усилить веру доказательствами разума, ратует за внутреннюю связь веры и
знания. Врачевание души, по его словам, распадается на авторитет и разум.
Авторитет требует веры и подготавливает человека к разуму. Разум приводит к
пониманию и знанию. Хотя разум не составляет высшего авторитета, познанная
и, уясненная истина служит высшим авторитетом. Послушный религии разум и
подкрепленная разумными доводами вера - таков идеал августиновской
апологетики. Однако следует отметить, что представленная Августином теория
о гармонии веры и разума не допускает и возможности, хотя бы в какой-то
степени, поставить веру в зависимость от разума. Решающее значение в его
системе, без всякого сомнения, отдается откровению.
Августин создавал свою теорию гармонии веры и разума в IV-V вв. в
ранний период христианской истории. В XI-XII вв. в борьбе за идейное
господство в обществе начинает оказывать все возрастающее влияние,
зародившееся в недрах феодальной культуры свободомыслие. Появление
средневекового свободомыслия - связано с рядом объективных факторов:
выделение из крестьянского хозяйства ремесла и развитие на этой основе
городов, которые постепенно становятся существенным фактором средневековой
жизни. В городах начинает формироваться светская культура. Одним из
важнейших следствий этого фактора является то, что церковь перестала быть
абсолютным носителем образования и образованности. В связи с развитием
ремесла и торговли среди городского населения возрастает потребность в
знании права, медицины, техники. Возникают частные юридические школы,
которые находятся под контролем церкви, городского управления.
В период упадка средневековой схоластики возникает так называемая
теория «двух истин», согласно которой вера и разум оказываются двумя
независимыми областями, различия между которыми столь радикальны, что
никогда не могут быть преодолены. Для сторонников этой теории, Сигера
Брабантского (ок. 1240 - 1281), Уильяма Оккама (ок. 1300 - ок. 1350),
разграничение веры и разума является фактически требованием эмансипации
философии, освобождения ее из-под контроля религии.
В XI-XII вв. большинство схоластов были «реалистами» - Иоанн Скотт
Эриугена, Ансельм Кенггерберийский (1033 - 1109), Фома Аквинский. Будучи
неоднородным, данное направление проявлялось в ряде концепций. Так, крайние
реалисты придерживались платоновского учения об идеях, суть которого
сводилась к тому, что есть общее (т. е. Идеи), существующее до единичных
вещей и вне их. Например, сначала появляется и существует идея стола, а
потом уже создаются конкретные столы; сначала идея добра, а потом уже -
конкретные добрые дела, и т. п. К тому же до сотворения мира эти общие
идеи, или «универсалии», как их называли средневековые авторы, находятся в
Божественном Разуме. Природа же, по их мнению, представляет собой
последовательность ступеней проявления Бога, который по «универсалиям»,
как по образцам, творит мир. В конечном счете, первоначальным, подлинным
бытием, с точки зрения крайних реалистов, обладает не реальный (физический)
мир, а мир общих понятий, идей.
3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА
Для средневекового сознания весь смысл жизни человека заключался в
трех словах: жить, умереть и быть судимым. Каких бы социальных и
имущественных высот человек ни достиг, перед Богом он предстанет нагим.
Поэтому не о суете мира сего нужно заботиться, а о спасении души.
Средневековый человек считал, что на протяжении всей жизни против него
накапливаются улики - грехи, которые он совершил и в которых не исповедался
и не раскаялся. Исповедь же требует столь характерной для Средневековья
раздвоенности - человек выступал одновременно в двух ролях: в роли
обвиняемого, ибо держал ответ за свои дела, и в роли обвинителя, поскольку
сам должен был произвести анализ своего поведения перед лицом представителя
Бога - исповедника. Свою завершенность личность получала только тогда,
когда давалась окончательная оценка жизни индивида и содеянного им на всем
ее протяжении:
«Судебное мышление»
средневекового человека
за пределами земного мира. Бога, Творца понимали как Судью. Причем если на
первых этапах Средневековья Его наделяли чертами уравновешенной суровой
непреклонности и отцовской снисходительности, то в конце данной эпохи это
уже беспощадный и мстительный Господь. Почему? Чрезвычайное усиление
проповеди страха перед грозным Божеством философы позднего Средневековья
объясняли глубоким социально-психологическим и религиозным кризисом
переходного периода.
Божий Суд имел двойственный характер, ибо один, частный, суд
происходил, когда кто-нибудь умирал, другой. Всеобщий, должен состояться в
конце истории рода человеческого. Естественно, что это вызывало огромный
интерес философов к постижению смысла истории.
Философия истории
Самой сложной проблемой, порой непонятной современному сознанию, была
проблема исторического времени.
Средневековый человек жил как бы вне времени, в постоянном ощущении
вечности. Он с охотой сносил повседневную рутину, подмечая лишь смену суток
да времен года. Ему не нужно было время, ибо оно, земное и суетное,
отвлекало от работы, которая сама по себе была лишь отсрочкой перед главным
событием - Божьим Судом.
Теологи утверждали, линейное течение исторического времени. В
концепции сакральной истории (от лат. sacer - священный, связанный с
религиозными обрядами) время течет от акта Творения через страсти Христовы
к концу света и Второму Пришествию. В соответствии с этой схемой строились
в XIII в. и концепции земной истории (например, Винцента из Бове).
Философы пытались
разрешить проблему
А проблема эта была не проста, ибо, как и всему средневековому сознанию, ей
тоже свойственен определенный дуализм: ожидание конца истории и
одновременно признание ее вечности. С одной стороны - эсхатологическая
установка (от греч. eschatos - последний, конечный), то есть ожидание конца
света, с другой - история представлялась как отражение сверхвременных,
надысторических «священных событий»: «Христос однажды родился и больше
родиться не может».
Большой вклад в разработку этой проблемы внес Августин Блаженный,
которого нередко называют одним из первых философов истории. Он попытался
объяснить такие категории времени, как прошлое, настоящее и будущее. По его
мнению, действительно только настоящее, прошлое связано с человеческой
памятью, а будущее заключено в надежде. Все вместе раз и навсегда соединено
в Боге как Абсолютной Вечности. Такое понимание абсолютной вечности Бога и
реальной изменчивости материального и человеческого мира надолго стало
основой христианского средневекового мировоззрения.
Августин занимается «судьбой человечества», руководствуясь, однако,
библейской историографией, утверждающей, что предреченное пророками за
много столетий сбывается в установленные сроки. Отсюда вытекало убеждение,
что история, даже при уникальности всех ее событий, принципиально
предсказуема, а, следовательно, наполнена смыслом. Основание этой
осмысленности заключено в Божественном Промысле, провидении, Божественной
опеке человечества. Все, что должно произойти, служит реализации
изначального Божественного плана:
наказанию людей за первородный грех; испытанию их способности
сопротивляться человеческому злу и испытанию их воли к добру; искуплению
первородного греха; призванию лучшей части человечества к построению
священного сообщества праведников; отделению праведников от грешников и
окончательному воздаянию каждому по его заслугам. В соответствии с задачами
этого плана история делится на шесть периодов (эонов). Августин, как
правило, воздерживается говорить о временной продолжительности каждого из
периодов и считает все библейские эсхатологические сроки чисто
символическими.
В противоположность своим христианским предшественникам и
средневековым последователям Августин больше интересуется не хронологией, а
логикой истории, чему и был посвящен его главный труд - «De civitafe Dei»
(«О граде Божьем»). В книге речь идет о всемирном сообществе людей,
сообществе не политическом, а идеологическом, духовном.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Номинализм – философское учение, утверждающее, что универсалии
существуют не в действительности, а только в мышлении. Свой расцвет
средневековый номинализм переживает в XIV веке. Самый выдающийся номиналист
этого периода – Оккам, утверждающий, что предметом познания могут быть
только единичные индивидуальности.
Протестантизм
??????????????????????????????
Реализм – религиозно-философское учение, исходящее из первичности
сверхчувственных общих идей (бог, мировая душа). В середине века реализм
был одним из течений схоластики, возникшем в ходе спора с номинализмом об
универсалиях (А. Кентерберийский, Г. Шартрский).
Схоластика – (греч. cocolasticos – школьный) средневековая «школьная
философия», представители которой – «схоласты» - стремились рационально
обосновывать и систематизировать ханское вероучение. Для этого они
использовали идеи античной философии.
Теоцентризм - (греч. бог, лат. центр) - теологическая концепция,