Философия средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 09:13, контрольная работа

Описание работы

1. Теоцентризм средневековой философии.
2. Раннехристианская философия Августина.
3. Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского.

Файлы: 1 файл

Вариант 4.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

Знакомство с платонической  и неоплатонической философией на время  дало пищу уму Августина. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в  Милан, чтобы выступить здесь  в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, он ближе ознакомился с  христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную  перемену в его образе мыслей и  жизни. На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился  в Африку. В 395 г. был посвящён в  епископы в Гиппоне.

Августин умер 28 августа 430 г., во время  первой осады Гиппона вандалами. Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в  руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены  в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять  перевезены в Алжир и сохраняются  там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

Учение о бытии Августина  близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция, а  недостаток, порча субстанции, порок  и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, 'форма', со всеми  ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир  тотчас же вернулся бы в небытие. Мир  один. Признание многих последовательных миров пустая, игра воображений. В  мировом порядке всякая вещь имеет  свое место. Материя также, имеет  свое место в строе целого. Августин считал достойным познания такие  объекты, как Бог и душа: бытие  Бога возможно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей - из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении  с человеком, а человека в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма творения душ новорожденных Богом.

Мировоззрение Августина глубоко  теоцентрично: в центре духовных устремлений  Бог как исходный и конечный пункт  размышлений. Проблема Бога и его  отношения к миру выступает у  Августина как центральная. Креационизм (творение) сформулированный в Священном  Писании, осмысливается и комментируется крупнейшими мыслителями. Как и  Плотин, Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как  своим творением. Августин настоятельно противопоставляет свои воззрения  всем разновидностям пантеизма, т.е. единства Бога и мира. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом  творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую  все сущее. Августин специально подчеркивал  отличие так понимаемого Бога от Судьбы, фортуны, занимавших и занимающих столь большое место не только в древности, но и по сию пору. Августин всемерно подчеркивает абсолютное всемогущество Бога. По Августину, христианский Бог всецело овладел судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. Утверждая принцип бестелесности  Бога, Августин выводит отсюда принцип  бесконечности божественного начала. Если Бог, говорит Августин, 'отнимет  от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы'. Августин писал: 'Не мать моя, не кормилицы  мои питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы. Тобою  ей предначертанному, и по богатству  щедрот Твоих, которыми Ты облагодетельствовал  все твари по мере их потребностей'.

Размышления Августина о творении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. Естественно  возникал вопрос: что же, выходит  Бог пребывал в недеянии до того, как сотворил мир? Августин прекрасно  понимал всю невероятную сложность  проблемы времени. 'Что же такое время?' - спрашивал он и отвечал: 'Пока никто  меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; как скоро  хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик'. В результате глубоких размышлений Августин пришел к выводу: мир ограничен в выборе. В этом гениально простом философском определении такого Дикого феномена, как время, Августин опередил И. Ньютона и предвосхитил А. Эйнштейна. Это определение - верное и вполне ручное и поныне. Августин, стремясь установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего, пришел к гениальной идее: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования - действительное существование присуще только настоящему. И в зависимости от него мы осмысливаем и прошлое, и грядущее: нет никакого 'пред тем' и никакого 'потом'. Прошедшее обязано своим существованием нашей памяти, а будущее - нашей надежде. Характерная черта настоящего - стремительность его течения: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Какая поразительная тонкость мысли у великого философа, ведь свою концепцию он нередко именует релятивистской теорией времени. Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей идей Бога все есть раз и навсегда - статичная вечность неотделима от Бога. 'Умственным взором я отделяю от вечного всякую изменчивость и в самой вечности не различаю никаких промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Между тем в вечном нет ни преходящего, ни будущего, ибо что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть. Вечность же только есть, она ни была, как будто ее уже нет, ни будет, как будто доселе ее еще не существует'. Августин связывает идею времени с движением сущего: 'Моменты этого движения и изменения, поколику совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими, более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время'. Имея в виду длительность как атрибут времени, Августин говорит: 'Время есть действительно какое-то протяжение'. Настоящее остается действительным временем только при том условии, что через него переходит будущее в прошедшее. Мыслитель находится в творческих поисках: 'Я ничего не утверждаю, а только доискиваюсь истины и пытаюсь узнать ее. Не скажут ли мне, что и эти времена, прошедшие и будущие, также существуют; только одно из них (будущее), переходя в настоящее, приходит непостижимо для нас откуда-то, а другое (прошедшее), переходя из настоящего в свое прошедшее, отходит непостижимо для нас куда-то, подобно морским приливам и отливам? И в самом деле, как могли, например, пророки, которые предсказывали будущее, видеть это будущее, если бы оно не существовало? Ибо то, что не существует, и видеть нельзя... Итак, надобно полагать, что и прошедшее, и будущее время также существуют, хотя непостижимым для нас образом'. Августин мучается в поисках истины по этому вопросу, но в результате заключает: 'Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует, и было бы точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т.е. не в предметной действительности): для прошедшего есть у нас память, а для будущего - чаяние, упование, надежда.

Говоря о деяниях Бога, мыслители  подчеркивали его всеблагость. Но в  мире творится и зло. Почему всеблагой  Бог допускает зло? Не на нем ли лежит ответственность за зло  в тварном мире? Мимо этих вопросов не мог пройти ни один религиозный  философ, включая, конечно, и Августина. В неоплатонизме зло рассматривалось  как отрицательная степень добра. Опираясь на тексты Священного Писания, где говорится о доброте Творца, Августин доказывал, что все сотворенное  им в той или иной мере причастно  к этой абсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в  тварном определенную меру, вес и  порядок; в них вложены внеземной  образ и смысл. В меру этого  в природе, в людях, в обществе заключено добро. Подобно тому как  тишина есть отсутствие шума, нагота - отсутствие одежды, болезнь - отсутствие здоровья, а темнота - отсутствие света, так и зло - отсутствие добра, а  не нечто, существующее само по себе, как  некая особая сила. Правда, это слабое утешение для страждущего и терпящего, попытка Августина снять с  Бога ответственность за зло в  мире неубедительна. Правда, некоторое  слабое утешение возможно, если учесть относительность зла и воспринимать его как ослабленное добро  и как необходимую ступень  к добру. Бывает и так, что мучающее человека зло в конечном счете  оборачивается добром.

Большое влияние на последующую  христианскую философию оказало  учение Августина о божественной благодати в ее отношении к  воле человека и о божественном предопределении. Суть этого учения в следующем. Первые люди до грехопадения обладали свободной  волей: и могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту  свободу ' после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже  не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к  добру, спасению и блаженству, а других - к злу, погибели и мучениям. Без  предопределенной божественной благодати  человек не может иметь доброй воли. Эту позицию Августин отстаивал  в ожесточенной полемике с одним  из церковных писателей - Пелагием, который утверждал, что спасение человека зависит от его собственных  нравственных усилий. Учение Августина  о предопределении можно назвать  религиозным фатализмом. Идеи Августина  по этому вопросу породили широкую  и острую дискуссию, длившуюся многие века (даже сейчас). Августин, критикуя скептицизм, выдвинул против него следующёе  возражение: без знания истины невозможно и 'вероятное' знание, так как вероятное  есть нечто правдоподобное, т.е. похожее  на истину, а чтобы узнать, что  похоже на истину, надо знать саму истину. Где же ее найти? По мысли Августина, наиболее достоверное знание - это  знание человека о своем собственном  бытии и сознании. 'Знаешь ли ты, что  ты существуешь? Знаю... Знаешь ли ты, что  ты мыслишь? Знаю... Итак, ты знаешь, что  существуешь, знаешь, что живешь; знаешь, что познаешь'. Эта же мысль изложена им и другими словами: 'Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это (свое сомнение - А.С.): как некоторую истину...' 'Кто сомневается в том, что он живет, помнит, сознает; желает, мыслит, знает, судит? И даже, если он сомневается, то все же... он помнит, почему сомневается, сознает, что сомневается, хочет уверенности, мыслит, знает, что не знает (того, в чем сомневается - А.С.), думает, что не следует опрометчиво соглашаться'. Познание, по Августину, основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Человек, говорит Августин, имеет о доступных пониманию и разуму предметах познание, хотя и малое, однако совершенно достоверное, и жалким образом обманывается тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой же познания является истина. Неизменная, вечная истина, согласно Августину, есть источник всех истин, есть Бог. Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания, т.е. понимание познания как энергийноволевого процесса. Характеризуя роль волевого начала в чувствах, Августин подарил в века афоризм: 'Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им'.

Августин говорил о скептиках: 'Им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется  вероятным, что найти можно'. Разум, по Августину, есть взор души, которым  она сама собой, без посредства тела, созерцает истинное. Истина же содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна, и человек не вправе забывать о  внеземной цели своей жизни. Человек  должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души - его высшее назначение. 'Все, что мы созерцаем, мы схватываем мыслью или чувством и разумением. Душа угаснуть не может, если не будет отделена от разума. Отделиться же она никак не может'. Августин рассматривает разум как очень  важную функцию души: 'Я полагаю, что душа питается не иным чем, как  разумением вещей и знанием, умозрениями  и размышлениями, если может через  них познать что-нибудь. К изучению наук ведет нас двоякий путь - авторитет и разум: по отношению  ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела - разум.Вера в авторитет весьма сокращает дело и не требует никакого труда. Если она тебе нравится, ты можешь прочитать много такого, что об этих предметах написали, как бы из снисхождения, великие и божественные мужи, находя это необходимым для пользы простейших, и в чем они требовали веры к себе со стороны тех, для чьих душ, более тупоумных или более занятых житейскими делами, другого средства к спасению быть не могло. Такие люди, которых всегда громаднейшее большинство, если желают постигать истину разумом, весьма легко одурачиваются подобием разумных выводов и впадают в такой смутный и вредный образ мыслей, что отрезвиться и освободиться от него не могут никогда или могут только самым бедственным для них путем. Таким полезнее всего верить превосходнейшему авторитету и соответственно ему вести жизнь'.

Размышляя о социальной реальности, в частности о богатстве и  бедности, Августин утверждал, что имущественное  неравенство людей - неизбежное явление  социальной жизни. Поэтому бессмысленно стремиться к уравнению богатств: неравенство будет продолжаться во все века, пока будет существовать земная жизнь человечества. Августин утешал людей тем, что человек  добродетельный, хоть и находится  в рабстве и наг, в душе свободен и, напротив, злой человек, хоть он и  царствует, -жалкий раб своих пороков. Августин, опираясь на одну из основных христианских идей -,идею принципиального  равенства всех людей перед Богом (ведь они происходят от одного праотца), призывает их к тому, чтобы жить в мире. Осмысление реальных судеб  человечества составляет то, что является философией истории Августина, изложенной в 22 книгах его главного труда 'О  граде Божием'. Здесь он сделал попытку  охватить всемирно-исторический процесс, поставить историю человечества в тесную связь с планами и  намерениями Божества. По Августину, человечество образует в историческом процессе два 'града': с одной стороны, светское государство - царство зла, греха, царство дьявола, а с другой - христианскую церковь -царство Божие  на земле. Эти два града созданы, по Августину, двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения  к Богу, а небесное - любовью к  Богу, доведенное до презрения к  самому себе. Эти два града, параллельно  развиваясь, переживают шесть главных  эпох: первая эпоха - от Адама до Потопа; вторая - от Ноя до Авраама; третья - от Авраама до Давида; четвертая - от Давида до вавилонского пленения - время  иудейских царей и пророков; пятая - от вавилонского пленения до рождения Христа; шестая эпоха началась с  Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом; тогда граждане 'града Божия' получат  блаженство, граждане 'земного града' будут преданы вечным мучениям. Хотя в основу периодизации мировой истории  Августин положил факты из библейской истории еврейского народа, однако во многих эпизодах он касается событий  из истории восточных народов  и римлян. Рим был для Августина  центром язычества и вражды к  христианству. Само сочинение 'О граде  Божием' Августин начал писать под  впечатлением разгрома в 40 г. столицы  тогдашнего мира варварами вестготами под началом Алариха. Августин оценил эту катастрофу как наказание  Риму за его прежнюю борьбу против христианства и начало крушения 'земного  града' вообще. Несмотря на всю мифичность этой августиновской концепции, следует  подчеркнуть, что это была все  таки попытка создать именно философию  истории.

 

3. Учение о гармонии  веры и разума Фомы Аквинского.

Одним из выдающихся философов периода схоластики и  средневековой философии (в контексте  этики) стал итальянский мыслитель  Фома Аквинский. В латинском языке  его имя звучит как Томас, следовательно, его учение также получило название "томизм". Его учение отражает необходимость примирения "божьего  града" и "града земного", веры и разума, религии и философии, фактически, обеспечение синергии духовного  и материального.

 Его позиция  заключается в следующем: окружающий  нас мир является божественным  творением, следовательно, несет  в себе тайну великого замысла,  скрывает воплощенную в телесные  вещи волю Создателя. Через  восприятие мира или творения  человек, пусть косвенно, постигает  божественное и приближается  к Богу. Тем не менее, познание  земного мира происходит с  помощью разума, в данной связи,  по средствам философского знания  путем познания окружающей действительности  приближает человека к первоистокам  созидателя, то есть к Богу.

 Данный  путь не способен открыть истины  мироздания, однако он ведет через  познание творения к частичному  постижению Творца, следовательно,  отвергать данную возможность  приближения к Богу или игнорировать  ее бессмысленно.

 Религия  и философия не противоречат  друг другу, а поддерживают  друг друга, дополняют и создают  единое целое, синергию. Задачи  науки Ф. Аквинского сводятся  к объяснению закономерностей  мира через философию. В отличие  от Р. Декарта и иных последователей  эпохи рационализма, пытающиеся  объяснить мир посредством физико-математических  моделей, наука Ф. Аквинского  характеризуется вознесением слова  Божьего, которое существует над  царством философского познания  мира. В слово Божие невозможно  проникнуть силой мышления, так  как речь идет об истинах,  которые невозможно объяснить  с точки зрения разума: божественное  откровение, мироточение, которые  познаются только верой. Следовательно,  философия должна служить вере, теологическим парадигмам миросоздания, так как религиозные истины  представляются в категориях  разума, и опровергают ложные  аргументы против веры.

 Базисом  для создания учения Ф. Аквинским  выбрал этику Аристотеля, применяя  ее в контексте христианского  учения, и попытался синтезировать  мораль (мирскую жизнь) и религию  (духовную жизнь). Тем не менее,  этические построения Ф. Аквинского  опровергают его замысел и  доказывают невозможность гармонии  религии и морали, союз которых  может утверждаться лишь путем  подчинения, а не равенства. 

Информация о работе Философия средних веков