Философия стран Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, пред¬посылки которого можно найти уже на ранних ступе¬нях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о про¬исхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на срав¬нительно развитой стадии классовых отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………
Философия Древней Индии…………………………………………………………
Веды – первый памятник мысли древних индийцев………………………………
Брахманизм…………………………………………………………………………...
Джайнизм…………………………………………………………………………......
Индуизм………………………………………………………………………………
Буддизм……………………………………………………………………………….
Йога…………………………………………………………………………………...
Философия Древнего Китая…………………………………………………………
Особенности развития философии в Китае………………………………………...
Даосизм……………………………………………………………………………….
Конфуцианство……………………………………………………………………….
Идеи Конфуция………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………………………….

Файлы: 1 файл

философия древнего китая.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема «Философия стран Древнего Востока»

 

 

 

 

                                                                                Научный руководитель:

      _________________

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………

3

Философия Древней Индии…………………………………………………………

4

Веды – первый памятник мысли древних индийцев………………………………

6

Брахманизм…………………………………………………………………………...

7

Джайнизм…………………………………………………………………………......

8

Индуизм………………………………………………………………………………

9

Буддизм……………………………………………………………………………….

9

Йога…………………………………………………………………………………...

11

Философия Древнего Китая…………………………………………………………

12

Особенности развития философии  в Китае………………………………………...

14

Даосизм……………………………………………………………………………….

15

Конфуцианство……………………………………………………………………….

17

Идеи Конфуция………………………………………………………………………

18

Заключение…………………………………………………………………………...

19

Список используемой литературы………………………………………………….

20


 

 

 

Введение

                                                                                   … Для того чтобы понять

                                                                                     современное состояние мысли,

                                                                        вернейший путь вспомнить,

                                                                                как человечество дошло до него…

                        А.И. Герцен. Письма об изучении природы.

 

В научном отношении  термин «философия» имеет множество  определений. В них инвариантная (неизменная) основа. Это – понимание философии как учения о предельном основании бытия. Философия дает ответы, прежде всего, на мировоззренческие вопросы, она есть форма мировоззрения.

По мнению известного историка философии, специалиста по античной философии А.Н. Чанышева, имеются три версии зарождения философии:

1. Мифогенная версия, полагающая, что решающую роль  в зарождении философии сыграли  мифы, так как философия есть  мифотворчество.

2. Религиогенная версия  считает, что в зарождении философии ключевое значение имеет религия, так как по своей природе и предназначению философия есть разновидность религии.

3. Наукогенная версия  исходит из того, что философия  является наукой, хотя и весьма  специфичной, и зародилась одновременно с развитием науки.

В каждой из этих версий содержится лишь доля истины, но не вся  истина.

 

Развитие теоретического мышления и становление философии  представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Уже в условиях родовой  общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающих влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой. Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанной на наблюдении определенной последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений.

К важнейшим моментам, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять  и воспроизводить результаты познания. Развитие языка и прежде всего  появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.

Философия – неотъемлемая часть культуры, присущая только людям как способ организации жизнедеятельности. Культура отличает человека от остальной природы. Когда говорят, что человек есть существо природное («дитя природы»), то имеют в виду культуру как «вторую природу», сотворенную им самим с помощью «ума, сердца и рук».

В формировании культуры определяющее значение принадлежит  труду – целесообразной деятельности по превращению предметов природы  в продукт, пригодный к потреблению. Труд бывает присваивающим и производящим. Трудовая деятельность выражает сущностную характеристику жизни человека. Она отличает человека от животного.

Важнейшей вехой в  развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственно знания.

В социально-экономическом  и духовно-политическом отношении  зарождение философии связано с  появлением первого классово-антагонистического рабовладельческого общества. Философия  появилась в тех странах, где  рабовладельческий строй победил  и развивался бурно.

Зарождение философии  – великое достижение рабовладельческого общества. Философия зародилась одновременно в разных концах света: в Египте, Индии, Китае, Греции. Время зарождения примерно одинаковое. Это – 3,5 тысяч лет тому назад. В этих странах сложились приблизительно одинаковые условия в жизни и деятельности людей. Их духовное развитие также находилось на одном уровне. В те времена разница 900-800 лет не имело большого значения, разницы, так как темп жизни был очень медленным.

Однако философия в  своем зарождении в зависимости от того, где она зарождалась, имеет свои особенности, связанные с тем, какой тип мировоззрения оказался приоритетным. Так, восточная философия больше мифологична и религиозна.

 

Философия Древней  Индии

 

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.

В Древней Индии еще  на ранних этапах очень высокого развития достигла философия. При этом правильный в целом подход к миру в них  был скорее результатом непосредственного  созерцания природы, нежели глубокого и конкретного изучения действительности в подробностях и частностях. Научное изучение природы делало свои первые шаги.

 Индийская философия  - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками  мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

В Древней Индии развитые философские воззрения содержатся в ведической литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п.

Характерная черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре варны (длительное время называвшиеся в Европе кастами). Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Санскритское слово «варна» означает «покров, оболочка, цвет, окраска». Каждая варна имела свой цветовой символ: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна – замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе. Варна эндогамна – браки заключаются лишь внутри варны. Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется. Члены варны имеют свою традиционную профессию. Умственный труд стал монополией высшей варны жрецов – брахманов, воинское поприще – варны кшатриев, земледельческий, ремесленный и торговый труд – варны вайшьев («вайшья» - принадлежность, зависимость), самый низменный труд – варны шудры. Происхождение термина «шудра» неясно. Слово «кшатрий» производят от глагола «кши» – «владеть, обладать; иметь власть, править; уничтожать, истреблять, убивать». «Брахман» означает «благоговение, благочестивая жизнь», это также имя одного из главных богов Древней Индии. Первые три варны были арийскими, они резко отмежевывались от низшей варны шудр, состоящей, по-видимому, из основного населения Индии. Мужчины первых трех варн проходили обряд посвящения и приобщались к знанию, а потому назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это приобщение было запрещено, поэтому, согласно законам, они ничем не отличались от животного. Шудра – «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит».

Физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная  – у брахманов. Только брахманы могли  учить священным текстам, совершать  усложненные ими обряды. Вайшьи – основная масса населения – земледельцы, скотоводы, торговцы. Это также податное сословие, они содержали своим трудом брахмаов и кшатриев, и являлись общинниками. Сельские общины – незыблемый фундамент индийского общества.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед: Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята.

Самостоятельные учения в Индии появляются в VII-VI вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвака), крупнейшими представителями которой считаются Брихаспати и Дхишан, и философии санкхья (основатель Капила). Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Признавая естественность и вечность бесконечно многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестественность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.

 

Веды - пеpвый памятник мысли дpевних индийцев.

 

Пеpвым памятником мысли  дpевних индийцев были "Веды", буквально означающие в пеpеводе с санскpита "знание, ведение". Веды, возникнув между втоpым и пеpвым тысячелетием до нашей эpы, сыгpали огpомную, опpеделяющую pоль в pазвитии духовной культуpы дpевнеиндийского общества, включая pазвитие философской мысли.

Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жеpтвенных фоpмул… В них впеpвые делается попытка философского толкования окpужающей человека сpеды. Хотя в них содеpжится полусуевеpное, полумифическое, полуpелигиозное объяснение окpужающего человека миpа, тем не менее их pассматpивают в качестве пpедфилософских, дофилософских источников. Собственно, пеpвые литеpатуpные пpоизведения, в котоpых делаются попытки философствования, т.е. толкования окpужающего человека миpа, по своему содеpжанию не могли быть дpугими. В обpазном языке Вед выpажено весьма дpевнее pелигиозное миpовоззpение, пеpвое философское пpедставление о миpе, человеке, нpавственной жизни. Веды делятся на четыpе гpуппы (или части). Дpевнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очеpедь, состоят из четыpех сбоpников. Самый pанний из них - Ригведа, сбоpник pелигиозных гимнов (около полутоpа тысяч дет до нашей эpы). Втоpая часть Вед - Бpахманы (сбоpник pитуальных текстов). На них опиpалась pелигия бpахманизма, господствовашая до возникновения буддизма. Тpетья часть Вед - Аpаньяки ("лесные книги",  пpавила поведения для отшельников). Четвеpтая часть Вед – Упанишады – и есть собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эpы.

Уже в это вpемя возникли пеpвые элементы философского сознания, началось фоpмиpование пеpвых философских  учений (и pелигиозно-идеалистических  и матеpиалистических).

 

Брахманизм

 

Брахманизм – религия  древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним («брахманы», «араньяки» и «упанишады»), составленные в 8-6 вв. до н.э. Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Членам каждой из четырех варн (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) предписывались особые правила поведения, права, гражданские и религиозные обязанности (дхарма). Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют – бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в самых разнообразных формах – начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались: беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Выполнение этих предписаний вело якобы к новому, лучшему перерождению души, а нарушение требований дхармы – к новым несчастливым перерождениям. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Брахманизм стал основой формирования индуизма.

Информация о работе Философия стран Древнего Востока