Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:03, контрольная работа
Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, пред¬посылки которого можно найти уже на ранних ступе¬нях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о про¬исхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на срав¬нительно развитой стадии классовых отношений.
Введение………………………………………………………………………………
Философия Древней Индии…………………………………………………………
Веды – первый памятник мысли древних индийцев………………………………
Брахманизм…………………………………………………………………………...
Джайнизм…………………………………………………………………………......
Индуизм………………………………………………………………………………
Буддизм……………………………………………………………………………….
Йога…………………………………………………………………………………...
Философия Древнего Китая…………………………………………………………
Особенности развития философии в Китае………………………………………...
Даосизм……………………………………………………………………………….
Конфуцианство……………………………………………………………………….
Идеи Конфуция………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………………………….
Джайнизм
Джайнистская школа
возникла в VI веке до нашей эры на
основе развития учений (мудрецов) одновременно
с буддизмом как оппозиция
брахманизму, освящавшему кастовый строй. Она является одной из неортодоксальных
философских школ Древней Индии. Джайнизм
выражал интересы прогрессивных слоев
индийского рабовладельческого общества.
Последователи джайнизма
(в настоящее время около 2 млн. человек,
в основном из буржуазной среды) покланяются
24 пророкам, последним из которых якобы
был легендарный основатель джайнизма
Махавира Вардхамана, по прозванию Джина
(санскр. - победитель), отсюда название
джайнизм. Рассказы о Джине и его учениках
составили каноническую религиозную литературу
джайнизм (синддханта). Джина проповедовал,
согласно джайнизму, 5 истин: не убивай,
не лги, не воруй, не привязывайся к земным
вещам, будь целомудрен (для монахов). Он
вобрал в себя учение индуизма о перерождении
душ и воздаяния за поступки. Наряду с
этим он проповедует еще более строгие
правила не причинения вреда любым живым
существам. Поскольку же вспашка земли
может повлечь за собой уничтожение живых
существ - червей, насекомых, среди джайнов
всегда преобладали не земледельцы, а
торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические
предписания джайнизма включают обеты
правдивости, сдержанности, бесстрастности,
строгий запрет воровства. Цель учения
джайнизма - достижение такого образа
жизни, при котором возможно освобождение
человека от страстей. Главным признаком
души у человека джайнизм считает развитие
сознания. Степень сознательности людей
различна. Это оттого, что душа склонна
отождествлять себя с телом. И, несмотря
на то, что по природе душа совершенна
и возможности ее безграничны, в том числе
безграничны возможности познания; душа
(скованная телом) несет в себе также и
бремя прошлых жизней, прошлых действий,
чувств и мыслей. Причина ограниченности
души - в ее привязанностях и страстях.
И здесь огромна роль знания, только оно
способно освободить душу от привязанностей,
от материи. Это знание передается учителями,
которые победили (отсюда Джина - Победитель)
собственные страсти и способны научить
этому других. Знание - это не только послушание
учителю, но и правильное поведение, образ
действий. Освобождение от страстей достигается
с помощью аскетизма.
Джайнизм сохранил ряд элементов брахманизма: веру в перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков. Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды. Обряды джайнизма включают поклонение Джине как божеству, а также его ученикам, чтение священных текстов, публичные исповеди. В наши дни предпринимаются попытки модернизации джайнизма, что проявляется в движении ануврат (моральное возрождение общества), которая ставит целью освободить человека от пророков. Анувраты проповедуют, по существу, реформистские идеи классового мира: они выступают против накопления богатства и против насильственной экспроприации богачей.
Индуизм
Индуизм – религия, наиболее широко распространенная в настоящее время в Индии.
Индуизм представляет собой, по существу реформированный брахманизм и укрепился в Индии в период смены рабовладельческих отношений феодальными (4-6 вв.), которые закрепили кастовое деление общества. Индуизм является неоднородной религией: в нем нет единой догматики, обрядности, организованной церкви. Кроме элементов брахманизма, в индуизме входят элементы ведических и местных религий, пережитки первобытных верований: почитание воды (например, реки Ганга), животных (змей, обезьян, слонов, коровы), культ предков. Индуизм – религия с элементами идолопоклонства. Общим для всех течений индуизма является признание Вед священными книгами, учение о сансаре, странствиях души, перевоплощающейся после смерти в различные живые существа соответственно закону кармы. Этот закон определяется соблюдением или несоблюдением кастовых предписаний, или дхармы. Индуизму свойственно учение о неравенстве людей перед богом, о божественности кастового деления. Для религиозно-философских представлений индуизму характерно учение об атмане (человеческой душе, в которой проявляется божество) и брахмане (мировой душе), духовных сущностях, противостоящих природе. Целью человеческой жизни, согласно индуизму, является (в отличии от буддийской нирваны) спасение, освобождение атмана от природы и соединение с брахманом, что достигается выполнением дхармы. Главным богом в индуизме является триединый бог, обладающий свойствами созидания (Брахма), сохранения (Вишну), разрушения (Шива). Брахме практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву (на ряду с ними – множество других богов). В зависимости от объекта поклонения различаются два основных направления в индуизме – вишнуизм и шиваизм. Важную роль в индуизме, особенно в вишнуизме, играет представление об аватарах – периодических воплощениях Вишну в местных богах, в человеке или животных. Аватарой Вишну, например, считается Будда, что свидетельствует о возможности приспособления индуизма к другим верованиям, в частности к буддизму. Индуизм освящает кастовые порядки и является препятствием для общественного прогресса.
Буддизм – одна из трех
мировых религий, возникшая в
Индии в середине
I тысячелетия до н.э. Позже буддизм распространился
в странах Юго-Восточной и Центральной Азии,
а также Дальнего Востока. Буддисты утверждают,
что буддизм появился в результате земной
проповеди Будды Шакья-Муни. В действительности
же появление новой религии связано с
разрушением родоплеменных связей и институтов,
складыванием крупных рабовладельческих
государств и усилением классового гнета.
Старые племенные религии уже не отвечали
новым общественным условиям. Из множества
религиозных групп, предлагавших свои
пути религиозного «спасения», при поддержке
властей сложилась более или менее единая
буддийская организация и догматика. Буддизм
учит, что жизнь во всех ее проявлениях
есть зло, несущее страдания всему живущему.
Причина зла и страданий – привязанность
человека к чувственному миру перерождений
(сансара), все человеческие
чувства, страсти, желания. Преодолев их,
поняв суетность и зло мира, можно прекратить
«круговорот бытия», создав себе такую карму, которая приведет
к небытию, нирване. Это «спасение»
достигается вступлением на «восьмеричный
путь» праведной жизни, под которой подразумевается
отказ от всех человеческих интересов,
семьи, имущества, от всего светского,
подавление в себе любого интереса к земному
путем самососредоточения. Практически
такая жизнь возможно только в монашеской
общине. Мирянин мог рассчитывать на «лучшее
перерождение», лишь щедро жертвуя монахам
и соблюдая 5 моральных требований: воздержание
от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных
излишеств и алкоголя. Учение буддизма
было выгодно господствующим классам,
т.к. обвиняло во всех земных страданиях
самого человека, якобы создавшего себе
в прежних перерождениях такую судьбу,
и представляло кротость и смирение главными
добродетелями, несущими избавление от
страданий земного бытия. В описанной
форме «хинаяна» («узкий путь спасения»,
или «тхеравада») – одна из ветвей буддизма
– распространилась в конце I тысячелетия
до н.э. – начале I тысячелетия н.э. в Индии
и за ее пределами – на Цейлоне и среди
народов Индокитая. В первые века н.э. возникает
второе направление буддизма – «махаяна»
(«широкий путь спасения»), в котором возможности
«спасения» для мирян значительно расширяются
и облегчаются. В «махаяне» создается
учение о верховном абсолютном божестве.
Третьим направлением индийского буддизма
была «ваджраяна», или «тантризм», – «тайное»
учение о путях достижения нирваны с помощью
магических заклинаний и обрядов, восходящее
корнями к древнеиндийским земледельческим
культам. В форме «махаяны» и частично
«тантризма» буддизм распространился
из Северной Индии на территорию нынешнего
Афганистана и советских среднеазиатских
республик, Китая, Кореи и Японии, частично
соединившись с даосизмом и синтоизмом и положив
в Тибете начало ламаизму. В настоящее
время организации буддизма в азиатских
странах играют самую различную социальную
роль – от антикоммунистической («традиционный»
буддизм в Японии, ряд буддийских организаций
в Бирме, Таиланде и др. странах) до активной
борьбы за национальную независимость
(многие организации буддизма в Шри-Ланке,
Непале и пр.). В форме так называемого
«дзен» буддизм получил
за последнее время распространение среди
части интеллигенции и молодежи США и
западноевропейских государств.
Дзен, дзен-буддизм – одна из разновидностей буддизма. Берет начало в распространившемся в 6 в. чань-буддизме. Исходя из признания общих принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос о соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды, а, напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между собой. В то время как в традиционных формах буддизма содержится требование ухода от чувственного мира (сансары) во имя достижения небытия (нирваны), где только и возможно соединение человека с божеством, дзен-буддизм учит, что с божеством можно соединится в земной жизни, обнаружив его «в собственном духе, собственной природе». Так в дзен-буддизме вводится понятие «сатори» - внезапного просветления в момент сильного переживания, знаменующего «обнаружение Будды в своей природе». Для дзен-буддизма характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему, ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что является высшей целью его существования. Именно эти черты дзен-буддизма обусловили его популярность в современном капиталистическом мире, его распространение в западных странах. Модное увлечение дзен-буддизмом объясняется также тем, что он не предъявляет верующим сложных требований в отношении обрядности, обязательного исполнения культовых действий, ритуалов. И конечно, обращение к нему на Западе вызвано неудовлетворенностью условиями социальной жизни, традиционными формами религии, связано с поисками новых духовных «ценностей». Несмотря на известную специфику дзен-буддизма, он как и все другие религиозные направления, играет реакционную роль. Отвлекает людей от решения насущных жизненных задач, предлагая им ложный путь «поиск божества».
Сторонники философии вайшешика (III в. до н.э.) обосновывали представление об атомах как неделимых частицах всех вещей. Если стихийно-материалистические взгляды в Древней Индии ориентировали людей на активное отношение к миру, то учения джайнизма и крайние формы буддизма – преимущественно на созерцательность. Целью человека в этих учениях провозглашалось достижение особого духовного состояния (нирваны) слияния с «божественной сущностью» и освобождения от материально-чувственного мира.
Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.
Философия Древнего Китая
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается персонифицированно как наивысший правитель (шан-ди) но чаще он представляется словом «небо» (тянь).
История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть периодов:
1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);
2) Чжоу – Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.);
3) Чжоу – Восточное Чжоу – Лего (т.е. «отдельные государства»);
4) Чжоу – Восточное
Чжоу – Чжаньго (т.е. «
5) империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);
6) Хань (конец III в. до н.э. – II в. н.э.).
В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми.
Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период «борющихся государств, царств» был также тем, что часто называют «золотым веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
конфуцианство;
моизм;
школа закона («фа-цзя»), по-европейски – легизм;
даосизм;
школа «инь-ян» (натурфилософы);
школа имен («мин-цзя»).
При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма – наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком.
Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. тоже стремились объяснять мир, исходя из него самого, путем рационального исследования действительности, подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего, некоторые из древнекитайских философов считали таковым дерево, огонь, металл, воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского – цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Древнекитайский философ Лао Цзы, живший в VI в. до н.э., известен своим учением о естественном движении – дао, который обуславливает существование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, рассматривавшим небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли свое отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – ци. Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.). Он известен также как критик учения Конфуция (VI-V в. до н.э.). Идеи первых философов Китая Лаоцзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии – даосизму и конфуцианству.
Особенности развития философии в Китае.
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае:
этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
Период складывания философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.
Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое освящавшее авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.