Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:54, реферат
К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение - гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому. Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.
К середине
XIV века в Европе появляется новое
философское течение - гуманизм, который
ознаменовал собой новую эру
в развитии человеческого общества
под названием эпоха
Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы. Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.
Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников). Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих.
В центре внимания оказывается "человек действия", способный изменять окружающую действительность и самого себя; Вследствие этого изменяется сам тип философствования, он все дальше уходит от схоластики, приобретает натурфилософские (лат. "natura" - природа) черты. В этот период начинает развиваться пантеизм – система взглядов, отождествляющих Бога и природу: Бог растворен в природе, пронизывает все ее проявления.
http://fb.ru/article/38013/
Реферат Гуманизм в философии эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.
Эпоха
Возрождения - это переворот в
первую очередь в системе
Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность.
Такой
взгляд на человека обусловил
важнейшую черту культуры
ГЛАВА I. МЕСТО ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.1. Черты Возрождения
Гуманисты эпохи
Возрождения распространяли идеи равенства
всех людей перед Господом на их
земное бытие, утверждая их равенство
в своих правах и возможностях
быть разумными, свободными и достойными
существами. Защищая свободу и
достоинство человека независимо от
его происхождения и
Творчество
гуманистов пронизано
Термин
«Возрождение» впервые
Как бы
ни спорили ученые-историки о
том, является ли Возрождение
мировым феноменом или этот
культурный процесс присущ
Основными чертами культуры Возрождения являются:
• антропоцентризм,
• гуманизм,
• модификация
средневековой христианской
• особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии,
• новое отношение к миру.
Названные
черты тесно связаны друг с
другом. Изучение одной в отрыве
от других грозит потерей
1.2. Гуманистические идеи
Термин
«гуманизм» происходит от
Родоначальником
гуманизма единодушно
В упомянутом
трактате проявляется
Первый
гуманист считал, что содержанием
подлинной философии должны
Своими
рассуждениями Петрарка
Гуманисты
вырабатывают новый подход к
пониманию человека, в котором
огромную роль играет понятие
деятельности. Ценность человеческой
личности для них определяется
не происхождением или
Ярким
воплощением этого подхода
Однако
было бы неправильным
Гуманистическая
мысль второй половины XV в. обогатилась
новыми идеями, важнейшей из которых
стала идея достоинства
«Не даем
мы тебе, о Адам, ни своего места,
ни определенного образа, ни особой
обязанности, чтобы и место,
и лицо, и обязанности ты имел
по собственному желанию,
Утверждается,
что Бог (вопреки церковной
догме) не создал человека по
своему образу и подобию, но
предоставил ему возможность
творить самого себя. Кульминацией
гуманистического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью
данного реферата выступал
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть место гуманизма в философии Эпохи Возрождения.
3. Проанализировать
особенности гуманистических
И в
заключение необходимо
Светский
характер присущ и такому