Философия в эпохе Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение - гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому. Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Файлы: 1 файл

информация.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

К середине XIV века в Европе появляется новое  философское течение - гуманизм, который  ознаменовал собой новую эру  в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена  находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная  мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее  взглянуть на венец творения божьего  по-новому. Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи  Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в  этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в  своих мыслях и поступках.

Новое философское  направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука  и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл  эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими  науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы. Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения  являются: Пико делла Мирандола, Данте  Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо  Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль  Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как  Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция  подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа  Рабле, Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон  Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули  мировоззрение и сознание людей  и показали человека разумного, красивого  душой и мыслящего. Именно им обязаны  все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников). Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих.

В центре внимания оказывается "человек действия", способный изменять окружающую действительность и самого себя; Вследствие этого изменяется сам тип философствования, он все дальше уходит от схоластики, приобретает натурфилософские (лат. "natura" - природа) черты. В этот период начинает развиваться пантеизм – система взглядов, отождествляющих Бога и природу: Бог растворен в природе, пронизывает все ее проявления.

http://fb.ru/article/38013/gumanizm-epohi-vozrojdeniya

Реферат Гуманизм в философии эпохи Возрождения

 

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние  столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения  является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти  две эпохи, но и определить их связи  и точки соприкосновения.

 Эпоха  Возрождения - это переворот в  первую очередь в системе ценностей,  в оценке всего сущего и  отношении к нему.

 Возникает  убеждение в том, что человек  - высшая ценность.

 Такой  взгляд на человека обусловил  важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере  мировоззрения и всестороннее  проявление индивидуальности в  общественной жизни. 

ГЛАВА I. МЕСТО ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1. Черты Возрождения

Гуманисты эпохи  Возрождения распространяли идеи равенства  всех людей перед Господом на их земное бытие, утверждая их равенство  в своих правах и возможностях быть разумными, свободными и достойными существами. Защищая свободу и  достоинство человека независимо от его происхождения и социального  статуса, они связывали ценность человека с его деятельностью  и заслугами.

 Творчество  гуманистов пронизано убеждением  в безграничности возможностей  человека в самосовершенствовании,  требованием к человеку стремиться  к активной деятельности и  добиваться полноты самореализации, ибо они полагали, что целью  и назначением человеческой жизни  являются познание и совершенствование  себя и мира и получение  от этого наслаждения и счастья.  Вывод: В этот исторический  период постепенно преодолевалась  феодальная раздробленность и  формировались крупные централизованные  монархии — предпослки создания  буржуазных национальных государств, что отразилось в творчестве  гуманистов в идее патриотизма  и гражданственности.

 Термин  «Возрождение» впервые употребил  известный живописец, архитектор  и историк искусства эпохи  Возрождения Джордже Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.) Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха Возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако, истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово hwnanitas (в пер. с латинского - человеческая природа, человеческое достоинство).

 Как бы  ни спорили ученые-историки о  том, является ли Возрождение  мировым феноменом или этот  культурный процесс присущ только  Италии, в любом случае уникальная  и неповторимая культура итальянского  Возрождения выступает своеобразным  образцом, с которым сравниваются  возрожденческие явления в культурах  других стран.

 Основными  чертами культуры Возрождения  являются:

 • антропоцентризм,

 • гуманизм,

 • модификация  средневековой христианской традиции,

 • особое  отношение к античности - возрождение  античных памятников искусства  и античной философии,

 • новое  отношение к миру.

 Названные  черты тесно связаны друг с  другом. Изучение одной в отрыве  от других грозит потерей объективности  в оценке этого интересного  времени.

1.2. Гуманистические идеи

 Термин  «гуманизм» происходит от латинского  «humanitas» (человечность), употреблявшегося  еще в I в. до н.э. известным  римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это  воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной  природы человека основная роль  отводилась комплексу дисциплин,  состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно  эти дисциплины стали теоретической  базой ренессансной культуры  и получили название «studia humanitatis»  (гуманитарные дисциплины).

 Родоначальником  гуманизма единодушно считается  поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало  многих путей, которыми шло  развитие ренессансной культуры  в Италии. В трактате «О невежестве  собственном и многих других»  он решительно отвергает присущую  Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно  провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость  совершенно бесполезной дня человека  его времени. 

 В упомянутом  трактате проявляется принципиально  новый подход к оценке античного  наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не  слепое подражание мыслям замечательных  предшественников, а стремление  подняться до высот античной  культуры и в то же время  переосмыслить и в чем-то превзойти  ее. Эта линия, намеченная Петраркой,  стала ведущей в отношении  гуманизма к античному наследию.

 Первый  гуманист считал, что содержанием  подлинной философии должны стать  науки о человеке, и во всем  его творчестве звучит призыв  переориентировать философию на  этот достойный объект познания.

 Своими  рассуждениями Петрарка заложил  основу формирования личностного  самосознания эпохи Возрождения.  В разные эпохи личность осознает  себя по-разному. Средневековый  человек воспринимался тем ценнее  как личность, чем более его  поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал  себя через максимально деятельное  включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный  порядок - такова общественная  доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно  отказывается от универсальных  средневековых понятий, обращаясь  к конкретному, индивидуальному. 

 Гуманисты  вырабатывают новый подход к  пониманию человека, в котором  огромную роль играет понятие  деятельности. Ценность человеческой  личности для них определяется  не происхождением или социальной  принадлежностью, а личными заслугами  и плодотворностью ее деятельности.

 Ярким  воплощением этого подхода может  служить, например, разносторонняя  деятельность известного гуманиста  Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

 Однако  было бы неправильным идеализировать  гуманизм, не замечать его индивидуалистических  тенденций. Подлинным гимном индивидуализму  можно считать творчество Лоренцо  Валлы (1407-1457). В главном своем  философском сочинении «О наслаждении»  неотъемлемым свойством человека  Валла провозглашает стремление  к наслаждению. Мерилом же нравственности  у него выступает личное благо.  «Я не могу в достаточной  степени понять, почему кто-то  хочет умереть за родину. Ты  умираешь, так как не желаешь,  чтобы погибла родина, словно  с твоей гибелью не погибнет  и она». Подобная мировоззренческая  позиция выглядит как асоциальная. 

 Гуманистическая  мысль второй половины XV в. обогатилась  новыми идеями, важнейшей из которых  стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства  человека по сравнению с другими  существами и особое его положение  в мире. Джованни Пико делла  Мирандола (1463-1494) в своей яркой  «Речи о достоинстве человека»  помещает его в центр мира:

 «Не даем  мы тебе, о Адам, ни своего места,  ни определенного образа, ни особой  обязанности, чтобы и место,  и лицо, и обязанности ты имел  по собственному желанию, согласно  своей воле и своему решению».

 Утверждается, что Бог (вопреки церковной  догме) не создал человека по  своему образу и подобию, но  предоставил ему возможность  творить самого себя. Кульминацией  гуманистического антропоцентризма  становится мысль Пико о том,  что достоинство человека заключено  в его свободе: он может стать  тем, кем пожелает.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 Целью  данного реферата выступал анализ  гуманистических мотивов философии  Эпохи Возрождения.

 Были  реализованы следующее задачи:

1. Провести  отбор литературы по данной  тематике.

2. Рассмотреть  место гуманизма в философии  Эпохи Возрождения.

3. Проанализировать  особенности гуманистических воззрений  на человека.

 И в  заключение необходимо отметить, что завершая рассмотрение философских  исканий эпохи Возрождения, необходимо  отметить неоднозначность оценок  ее наследия. Несмотря на общее  признание уникальности ренессансной  культуры в целом, этот период  долгое время не считался оригинальным  в развитии философии и, следовательно,  достойным выделения в качестве  самостоятельного этапа философской  мысли. Однако двойственность  и противоречивость философского  мышления этого времени не  должна умалять его значения  для последующего развития философии,  ставить под сомнение заслуги  мыслителей Ренессанса в преодолении  средневековой схоластики и создании  основ философии Нового времени. 

 Светский  характер присущ и такому яркому  явлению культуры Возрождения,  как гуманизм. В широком смысле  слова гуманизм представляет  собой образ мышления, который  провозглашает идею блага человека  главной целью социального и  культурного развития и отстаивает  ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин  употребляется и в наше время.  Но как целостная система взглядов  и широкое течение общественной  мысли гуманизм возник в эпоху  Возрождения. 

Информация о работе Философия в эпохе Возрождения